Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: изучить методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности; изучить влияние внешнеторговой политики на экономику страны систематизировать основные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования; изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие понятия о внешнеторговой деятельности……………………..6
Направления внешнеторговой деятельности…………………………….6
Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу………………………………………………………7
Этапы развития регулирования экспорта и импорта…………………...11
Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………13
Концепции государственного регулирования…………………………..13
Методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности…………………………………………...15
Полномочия органов государственной власти………………………….18
Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности…..20
2.1. Принципы регулирования………………………………………….……..20
2.2. Участники внешнеторговой деятельности………………………………21
2.3. Методы внешнеторгового регулирования………………………………22
2.4. Правовые основы защиты экономических интересов государства во внешней торговле товарами…………………………………………………….28
2.5. Определение существенного ущерба российской экономики при субсидировании иностранным государством товаров импортируемых в РФ.32
2.6. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны………………………………………………..34
2.7. Содержание внешнеторгового договора………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

распечатать.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

                 __________________________________________________

Кафедра организаций таможенного контроля

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

           по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и             таможенная стоимость»

на тему «Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России»

    

Выполнил: студент 2-го курса,  
заочной формы обучения, факультета 
таможенного дела, группа 2511-зво 
И.Ф. Александров

Проверил: 

(инициалы, фамилия  преподавателя)

          

   (уч. степень, уч. звание)

Оценка 

Подпись 

 «___»         2012 г.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие понятия о внешнеторговой деятельности……………………..6

    1. Направления внешнеторговой деятельности…………………………….6
    2. Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу………………………………………………………7
    3. Этапы развития регулирования экспорта и импорта…………………...11
    4. Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………13
    5. Концепции государственного регулирования…………………………..13
    6. Методы и их применение в  государственном регулировании внешнеторговой деятельности…………………………………………...15
    7. Полномочия органов государственной власти………………………….18

Глава 2. Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности…..20

2.1.    Принципы регулирования………………………………………….……..20

2.2.    Участники внешнеторговой деятельности………………………………21

2.3.    Методы внешнеторгового регулирования………………………………22

2.4.    Правовые основы защиты экономических интересов государства во внешней торговле товарами…………………………………………………….28

2.5.    Определение существенного ущерба российской экономики при субсидировании иностранным государством товаров импортируемых в РФ.32

2.6.    Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны………………………………………………..34

2.7.    Содержание внешнеторгового договора………………………………...38

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………...42

 

 

 

Введение

 

Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством  международного разделения труда, специализации  и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного  производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Таким образом, вопросы стимулирования экономического развития на этапе перехода к рыночным отношениям при помощи инструментария государственной внешнеторговой политики имеют актуальное, научно-практическое значение.

Торговая политика Российской Федерации  является составной частью экономической  политики Российской Федерации. Целью  торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Основная задача государства в  области внешней торговли - это  оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

На сегодняшний день перед Россией  стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения  экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают меры государства по регулированию внешней торговли.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации1.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Актуальность темы. Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда.

Цель работы – изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: изучить методы и их применение в  государственном регулировании внешнеторговой деятельности; изучить влияние внешнеторговой политики на экономику страны систематизировать основные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования; изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Объект исследования - процесс воздействия  государственной политики на внешнюю торговлю.

Предметом исследования являются механизм регулирования, возникающие в процессе реализации внешнеторговой политики государства.

 

Глава 1. Общие понятия о внешнеторговой деятельности.

 

1.1. Направления внешнеторговой деятельности.

 

Внешнеторговая деятельность представляет собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она может быть определена как разновидность предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. В свою очередь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Исследование практики международной торговли позволяет выделить три основных направления внешнеторговой деятельности:

обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с  осуществлением товарооборота;

технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;

внешнеторговая деятельность в  сфере научно-технического сотрудничества, представляющего собой обмен  достижениями науки и техники  и совместное осуществление научно-технических работ.

Экономические связи с зарубежными  фирмами и организациями реализуются  путем проведения коммерческих операций, то есть определенных технических приемов  по подготовке и проведению торгового  сотрудничества. В настоящее  время углубляется комплексный характер операций. Например, купля-продажа товаров может сопровождаться куплей-продажей лицензий, а поставка комплектного оборудования может вестись с возмездным осуществлением опытно-конструкторских работ.

Необходимым условием успешной внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, способствующих продвижению от продавца к покупателю, - транспортных, экспедиторских, страховых, операций, связанных с ведением международных расчетов, и т.д. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий спектр отношений экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговая  деятельность реализуется как на уровне органов государственной  власти, так и на уровне хозяйственных организаций (хозяйствующих субъектов). В первом случае внешнеторговая деятельность направлена на установление межгосударственных основ экономического сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности торгово-экономических связей. Во втором же случае она проявляется в заключении и исполнении внешнеторговых контрактов и договоров. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Следовательно, внешнеторговая сделка является правовой формой осуществления внешнеторговой деятельности.

 

1.2. Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу.

 

Товары становятся предметом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в связи с перемещением через таможенную границу, т.е. в результате совершения действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом важно отметить, что перемещение товара, на который может распространяться государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно осуществляться по воле конкретного лица. Иными словами, предметом государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть только те товары, которые сознательно перемещаются через таможенную границу. Поэтому, например, перемещение птиц в полете, миграция диких животных, в результате которой они пересекают государственную и таможенную границу, не может привести к возникновению отношений внешнеторгового характера.

Все многообразие товаров, являющихся предметами внешнеторговой деятельности, в зависимости от направления  их движения может быть объединено в следующие классификационные  группы: экспортные, импортные и  транзитные товары.

Импортными являются товары, ввозимые на таможенную территорию России. Ими могут быть не только товары, произведенные за рубежом, но и товары отечественного производства, которые были экспортированы из России, а затем вновь ввозятся на российскую таможенную территорию2.

Как правило, импортный товар оказывается на таможенной территории России после того, как он переместится через таможенную границу. В некоторых случаях импортным может быть признан товар до момента пересечения таможенной границы, а иногда и товар, не предназначенный для перемещения через таможенную границу. Примером подобной ситуации может стать продукция, производимая по программам международной специализации кооперирования производства.

Понятие импортного (ввозимого) товара распространяется и на вещи, которые  ввозят с собой на таможенную территорию пассажиры.

Ввозимый на таможенную территорию товар находится под таможенным контролем с момента пересечения  таможенной границы до совершения необходимых  формальностей и уплаты причитающихся  таможенных платежей.

Экспортным считается товар, перемещаемый через таможенную границу и вывозимый с российской территории. Им может быть как предмет внешнеторговой поставки, так и вещи, вывозимые с собой пассажирами, следующими за границу3.

Вывозимый товар становится предметом  государственного регулирования внешнеторговой деятельности с момента его предъявления таможенному органу вплоть до времени вывоза с таможенной территории.

Информация о работе Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России