Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: изучить методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности; изучить влияние внешнеторговой политики на экономику страны систематизировать основные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования; изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие понятия о внешнеторговой деятельности……………………..6
Направления внешнеторговой деятельности…………………………….6
Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу………………………………………………………7
Этапы развития регулирования экспорта и импорта…………………...11
Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………13
Концепции государственного регулирования…………………………..13
Методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности…………………………………………...15
Полномочия органов государственной власти………………………….18
Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности…..20
2.1. Принципы регулирования………………………………………….……..20
2.2. Участники внешнеторговой деятельности………………………………21
2.3. Методы внешнеторгового регулирования………………………………22
2.4. Правовые основы защиты экономических интересов государства во внешней торговле товарами…………………………………………………….28
2.5. Определение существенного ущерба российской экономики при субсидировании иностранным государством товаров импортируемых в РФ.32
2.6. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны………………………………………………..34
2.7. Содержание внешнеторгового договора………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

распечатать.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

· при недискриминационном применении количественных ограничений согласно статье 22 Закона №164-ФЗ;

·   при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и аукционов;

· в случае лицензирования в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в случаях, предусмотренных статьей 24 Закона №164-ФЗ;

·    предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами;

· установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

 

1.7. Полномочия органов государственной власти.

 

Полномочия органов государственной  власти Российской Федерации в области  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации распределены следующим образом.

Основные направления торговой политики Российской Федерации, определение  порядка ввоза в Российскую Федерацию  и вывоза из Российской Федерации  драгоценных металлов и драгоценных  камней, установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  в соответствии со своими полномочиями, в частности8:

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

· применяет защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

· устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;

· вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их применения;

· устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

· определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

· по представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

· определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;

· утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

· осуществляет полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

 

2.1. Принципы регулирования.

 

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются9:

1) защита государством прав и  законных интересов участников  внешнеторговой деятельности, а  также прав и законных интересов  российских производителей и  потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация  участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории;

4) взаимность в отношении другого  государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств  Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными  для участников внешнеторговой  деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии  и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность  применения мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства  государства или его органов  во внешнеторговую деятельность  и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны  и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование  в судебном или ином установленном  законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на  всей территории Российской Федерации.

 

2.2. Участники внешнеторговой деятельности.

 

Любые российские лица и иностранные  лица обладают правом осуществления  внешнеторговой деятельности. Это право  может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Федеральным  законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования  осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных  федеральными законами.

 

 

 

 

2.3. Методы внешнеторгового регулирования.

 

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  в Российской Федерации применяются  следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности10:

1) таможенно-тарифное  регулирование (метод государственного  регулирования внешней торговли  товарами, осуществляемый путем  применения ввозных и вывозных  таможенных пошлин);

2) нетарифное  регулирование (метод государственного  регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);

3) запреты и  ограничения внешней торговли  услугами и интеллектуальной  собственностью;

4) меры экономического  и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Не допускаются  иные методы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности путем  вмешательства и установления различных  ограничений органами государственной  власти.

Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования  внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия.

Поэтому в большинстве  стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

В настоящее время международная  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в  исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

А. Таможенный тариф на импорт.

Наиболее распространенным видом  ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.

Таможенный тариф в узком  смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

С точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистском  или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов  используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.

Цель фискальных пошлин - преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.

Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и льготные. Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые -- в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи - разновидность торговых пошлин - обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.

Б. Тариф на экспорт.

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложения экспорта запрещено конституцией.

 

 

В. Таможенный союз.

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней  торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами - участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается  более 30 различных интеграционных объединений  во всех частях света, абсолютное большинство  которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение - Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Г. Квотирование.

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

Государственное воздействие распространяется и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой - защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.д.

Как правило, квотирование внешней  торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения, или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).

Д. Экспортные субсидии

В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Информация о работе Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России