Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: изучить методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности; изучить влияние внешнеторговой политики на экономику страны систематизировать основные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования; изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие понятия о внешнеторговой деятельности……………………..6
Направления внешнеторговой деятельности…………………………….6
Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу………………………………………………………7
Этапы развития регулирования экспорта и импорта…………………...11
Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………13
Концепции государственного регулирования…………………………..13
Методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности…………………………………………...15
Полномочия органов государственной власти………………………….18
Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности…..20
2.1. Принципы регулирования………………………………………….……..20
2.2. Участники внешнеторговой деятельности………………………………21
2.3. Методы внешнеторгового регулирования………………………………22
2.4. Правовые основы защиты экономических интересов государства во внешней торговле товарами…………………………………………………….28
2.5. Определение существенного ущерба российской экономики при субсидировании иностранным государством товаров импортируемых в РФ.32
2.6. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны………………………………………………..34
2.7. Содержание внешнеторгового договора………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

распечатать.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

При этом указанный особый благоприятный  режим не распространяется на другие иностранные государства или  группы иностранных государств, с  которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.

Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий14.

Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются  особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.

Особый режим хозяйственной, в  том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических  зон устанавливается Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ15.

Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны создаются  в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые  экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые  экономические зоны.

В соответствии со ст. 37 закона "Об особых экономических зонах в  Российской Федерации" свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Под таможенный режим свободной  таможенной зоны помещаются:

1) товары, ввозимые на таможенную  территорию Российской Федерации  с территорий иностранных государств;

2) товары, ввозимые на территорию  особой экономической зоны с  остальной части таможенной территории  Российской Федерации;

3) товары, находящиеся на территории  особой экономической зоны и  приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют  условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Правительство Российской Федерации  при принятии решения о создании особой экономической зоны вправе установить перечень запрещенных операций, совершаемых  с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с  ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов.

Иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны и не могущие  быть помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны в подлежат помещению под иные таможенные режимы в соответствии с требованиями таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенное оформление таких товаров  осуществляется за пределами территории особой экономической зоны до их ввоза на территорию особой экономической зоны.

При прекращении существования  особой экономической зоны находящиеся  на ее территории товары, помещенные под  таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат перемещению в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны либо помещению под иной таможенный режим в течение трех месяцев с момента прекращения существования особой экономической зоны.

 

 

 

 

 

2.7. Содержание внешнеторгового договора.

 

Правовой основой внешнеэкономических операций являются различного рода международные договора, соглашения и конвенции.         Эта институциональная база международного сотрудничества разрабатывается как самими странами - участницами международной торговли, так и международными экономическими организациями.

Соглашение об основных условиях взаимных обязательств, достигнутое в ходе переговоров участниками внешнеторговой сделки, оформляется, как правило, письменным документом - контрактом или договором. Договор купли - продажи представляет собой документ, свидетельствующий о том, что одна сторона сделки (продавец) обязуется передать указанный в контракте товар (или иной предмет соглашения) в собственность другой стороне (покупателю), которая, в свою очередь, обязуется принять его и уплатить за него установленную цену.

Договор купли - продажи считается  заключенным, если он должным образом  подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны. Каждый контракт должен иметь индивидуальный номер, а также указание на дату и  место его заключения. Отсутствие какого-либо из этих элементов может вести к признанию контракта недействительным16.

В международной практике существует обычай, согласно которому стороны  сделки должны договориться об определенном минимуме условий контракта, чтобы  он считался действительным. В указанный минимум входят следующие условия: предмет контракта, цена и срок исполнения сделки.

Структура и содержание договора носят  во многом индивидуальный характер и  определяются как спецификой предмета сделки, так и степенью близости контрагентов. В целом внешнеторговые контракты обычно содержат следующие основные статьи, располагаемые в определенной последовательности:

- преамбула и определение сторон;

- предмет договора;

- цена и общая сумма контракта;

- качество;

- сроки поставки;

- условия платежа;

- упаковка и маркировка товаров;

- гарантии;

- штрафные санкции и возмещение  убытков;

-страхование;

- обстоятельства непреодолимой  силы;

- арбитражная оговорка.

Если предметом сделки являются машины и оборудование, то договора могут включать и другие статьи: технические условия, обязательства по техническому обслуживанию, условия командирования специалистов и др. В случае продажи результатов творческой деятельности, в частности лицензии, ноу-хау, в договор включаются статьи о конфиденциальности, о договорной территории и ряд других статей.

Специальные вопросы договора, прежде всего технические условия, характер упаковки и маркировки и ряд других, могут быть включены в основной текст  договора, а могут также оформляться  приложениями к договору, являющимися его неотъемлемой частью.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основной формой международных  экономических отношений является международная торговля. Сущность и  роль внешней торговли объясняют  многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Международная торговля — старейшая  форма международных экономических  отношений. Она существовала еще  задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции  он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. Международный торговый обмен приобретает все большее значение. Внешняя торговля имеет свой механизм контроля осуществляемый государством.

Государственное регулирование - это комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов в международной торговле. На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство во внешнеэкономической сфере, прежде всего, осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.

Внешняя торговля, как и любая  другая разновидность экономической  деятельности, представляет собой организованный процесс. Организационные аспекты развития внешнеторговых связей исследуются с применением категории внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешней  торговли заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики. Государство регулирует экономические отношения с другими государствами, объединениями государств и международными организациями, с которыми заключаются соответствующие договоры и соглашения.

Механизм государственного регулирования внешней торговли основан на многих факторах, которые приносят доход стране. К методам государственного регулирования относятся тарифное и нетарифное регулирование. Основной закон: Федеральный Закон Президента РФ 164-ФЗ от 08.12.03. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2010 N 285-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

Механизм государственного регулирования  внешней торговли оказывает позитивное влияние на экономику страны. Как известно, таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с совершением экспортных и импортных операций, составляют существенную долю поступлений в доходную часть федерального бюджета. О фискальном значении внешнеторгового регулирования говорит тот факт, что почти каждый пятый рубль, поступающий в доходную часть бюджета, собирается таможенными органами при этом в отдельные годы эта доля доходила до одной трети.

 

Список использованной литературы

 

1. Указ Президента РСФСР N 213 от 15 ноября 1991 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" был отменен Указом Президента РФ N 2061 от 23 декабря 2000 года.

2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ.

3. Федеральный закон "Об особых  экономических зонах в Российской  Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ.

4. Кочетов Э. Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности. - М.: Экономика, 2010г.

5. Таможенное дело (изд. 3). Толкушкин А.В., Издательство.: - Юрайт, 2011г.

6. Государственное регулирование внешней торговли России. Джабиев А.П.,  Учебное пособие – ISBN, 2010г.

7. Указ Президента РСФСР N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР"

8. Федеральный Закон Президент РФ 164-ФЗ от 08.12.03.

Об основах государствнного  регулирования внешнеторговой деятельности (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2010 N 285-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

9. Экспорт и импорт товаров, услуг, интеллектуальной собственности. Семенихин, В.В.; М.: Эксмо. 2010г.

10. http://www.economy.gov.ru

11. Договор купли-продажи и переход права собственности. Сравнительно-правовое исследование В. А. Слыщенков.: М Статут.,2011г.

1 Федеральный Закон Президент РФ 164-ФЗ от 08.12.03.

Об основах государствнного  регулирования внешнеторговой деятельности (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2010 N 285-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

2 Таможенное дело (изд.3). Толкушкин А.В., Издательство.: - Юрайт, 2011.- 74с.

3 Таможенное дело (изд.3). Толкушкин А.В., Издательство.: - Юрайт, 2011.- 75с.

4 Государственное регулирование внешней торговли России. Джабиев А.П.,  Учебное пособие – ISBN, 2010.- 39с.

5 Указ Президента РСФСР N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР"

6 Государственное регулирование внешней торговли России. Джабиев А.П.,  Учебное пособие – ISBN, 2010- 67с.

7 Федеральный Закон Президента РФ 164-ФЗ от 08.12.03. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2010 N 285-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ) 

8 Кочетов Э. Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности. - М.: Экономика, 2010. - 120с.

9 Государственное регулирование внешней торговли России. Джабиев А.П.,  Учебное пособие – ISBN, 2010. - 115с.

10 Статья 12. Федерального Закона Президента РФ 164-ФЗ от 08.12.03.

Информация о работе Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России