Государственное регулирование внешнеторговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Внешнеторговая политика - это государственная экономическая политика, политика экспорта и импорта, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Внешнеторговая политика России может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки.
Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем.

Работа содержит 1 файл

kurs B Microsoft Office Word.docx

— 50.83 Кб (Скачать)

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три  группы:-международные договоры и  соглашения о торгово-экономическом  сотрудничестве;-экономические средства регулирования;-неэкономические или  административные средства регулирования.

Международные договоры и соглашения.Одним из эффектных средств государственного регулирования ВЭД являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения; в первом случае они подписываются с отдельными странами, а во втором - с группой стран или интеграционной группировкой. В настоящее время одной из важнейших задач Правительства РФ остается совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений страны исходя из решения о преемственности России в отношении прав и исполнении обязательств по международным договорам. В последние годы, МИД России и другими причастными ведомствами проводилось активная работа по анализу условий международных договоров РФ с целью их адаптации к современным возможностям и потребностям страны, а также разработке новых российских международных соглашений, призванных регулировать торгово-экономические связи РФ с зарубежными странами. Как и ранее, международные договоры РФ о торговле, платежных отношениях, транспортном обеспечении товарооборота и проч. остаются одним из важнейших средств государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП России во взаимоотношениях с другими государствами, в этих соглашениях фиксируется как основные общеэкономические принципы российской ВЭП, так и ее особенности на регионально-страновом уровне, что фактически представляет собой правовую основу для организации двусторонних ВЭС со страной - партнеров по данном соглашению. В соглашении находят отражение все условия, которые страны- партнеры по данному соглашению представляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Прежде всего фиксируется взаимное представление режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот режим понимается как комплекс представляемых товарам и услугам на таможенной территории первой страны условий (уровень таможенных пошлин, внутреннее налогообложение, административное регулирование и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых любой другой третьей стране. Важным элементом соглашения является платежные условия, определяющие технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуг. Может быть зафиксирована валюта цен контактов, валюта платежа, а также меры по избежанию возможных потерь при изменении курса валюты платежа. Среди основных условий двусторонних соглашений имеется пункт о статусе Торгового представительства РФ в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность использования шифровальной связи, дипломатической почты и другие условия. Экономические средства государственного регулирования ВЭД.  К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Решающая роль в организации государственного регулирования внешнеторговых операций принадлежит таможенным тарифам. Переход в основном к экономическим методом регулирования ВЭД потребовал более глубокой проработки таможенного законодательства РФ. К экономическим средствам регулирования можно отнести государственное регулирование курса национальной валюты. Манипуляция курсом национальной валюты по отношению к тем или иным иностранным валютам, можно достаточно эффективно влиять на объемы, динамику и географические направления. Так снижение курса национальной валюты по отношению к валюте, в которой формируется валютные поступления от экспертных операций, дает преимущество экспортерам за счет соответствующего увеличения эквивалентной денежной массы в национальных денежных единицах и наоборот.

Неэкономические средства регулирования  ВЭД.  Несмотря на декларируемый  приоритет экономических методов  регулирования ВЭД, полностью перейти  на эти средства на данном этапе  экономических реформ невозможно по следующим причинам: нерешенность главного социально-политического вопроса  современной жизни страны - вопроса  о праве собственности на средства производства, включая собственность  на землю и недра. Участия частного капитала сводиться в основном к  перераспределению и реализации на внешнем рынке производственной продукции. Это главное противоречие современной социально-экономической  жизни страны является причиной громадных  экономических потерь; значительной доли государственного сектора в  российской экономике, вследствие чего распределение продукции не всегда осуществляется только из соображений  экономической эффективности и  целесообразности, а применяются  во внимание также доводы социально-политические, вопросы государственной безопасности и прочее.

К неэкономическим методам  следует отнести количественные ограничения, а также сертификацию, технические нормы и стандарты. В практике используются следующие  основные формы количественных ограничений:1)запрет экспорта того или иного товара для  исправления баланса производства и потребления на внутреннем рынке;-запрет импорта для защиты интересов  внутреннего производства и облегчения платежного баланса;-контингентирование и квотирование, применяемое в  настоящее время только при поставках  по государственным заказам;-лицензирование поставок вооружения, товаров двойного применения, наркотических средств, ядовитых материалов и оборудования, драгоценных металлов и других товаров  особого назначения.Одним из средств  нетарифного регулирования экспортных и импортных операций является также  сертификация экспортируемой и импортируемой  продукции. Это сертификация соответствия или качества и сертификация происхождения  товара.

Сертификация соответствия на промышленную продукцию и оборудование выдается Государственным комитетом  по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт РФ) или его территориальными органами - центрами стандартизации и  метрологии на основании контроля качества и испытаний продукции, выполненных  в системе Госстандарта РФ или  аккредитованных при нем специализированных лабораториях. Сертификат подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым зарубежным поставщиком, и предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении импорта. В целом российская система сертификации обеспечивает охрану жизни и здоровья своих граждан, растительного и животного мира страны. Осуществляется активная работа по проведению национальных технических норм и стандартов в соответствии с требованиями ВТО о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах и т.д. Технические стандарты и нормы могут быть весьма эффективным средством административного регулирования внешнеторговых товаропотоков. Государственные технические нормы и стандарты, устанавливаемые официальными органами в законодательном порядке, определяют технический уровень и особенности эксплуатационных характеристик изделий, допускаемых к использованию на национальном рынке. Промышленное развитие страны жестко контролируют соблюдение этих норм и правил, ограждая тем самым свой национальный рынок от проникновения некачественных товаров и нежелательной конкуренции. Эти и многие другие технические барьеры существенно осложняют реализацию целого ряда перспективных товаров российского экспорта на западных рынках, особенно продукции машиностроительных отраслей, и требуют значительных валютных и временных затрат на преодоление этих барьеров.

2.2 Порядок формирования  внешнеторговой политики Реформирование внешнеторговой деятельности в России шло в направлении отказа от количественных мер государственного регулирования – квотирование, лицензирование и пр. к использованию только неколичественных мер – таможенные тарифы, политика обменного курса. В России были проведены беспрецедентная либерализация внешней торговли и передел собственности, но не были созданы благоприятные условия для формирования конкурентных преимуществ местных производителей. Либерализация внешней торговли, являясь стратегическим направлением экономических реформ, не означает отказа от государственного регулирования внешнеэкономических связей. Роль государства заключается в установлении целей внешнеторговой политики, формировании необходимой нормативной и институциональной основы. Среди основных задач во внешнеэкономической сфере следует назвать задачу формирования эффективной протекционистской политики российских производителей, основными элементами которой являются контроль над экспортом, политика регулирования импорта, политика обменного курса. Протекционистская политика совместно с другими институциональными средствами – кредитной политикой, инвестиционной политикой, налоговой политикой и т. д. – формируют только контекст, в котором реализуется конкретная форма конкурентной политики государства. Формирование важнейших условий конкурентоспособной экономики – создание эффективного механизма конкуренции и значительное повышение жизненного уровня населения – дало бы мощный толчок развитию производства в отраслях с высоким потенциалом роста (в частности, лесной, деревообрабатывающей). III Глава Государственное регулирование внешней торговли в России Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: 1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;  2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;  3) единство таможенной территории российской Федерации;  4) взаимность в отношении другого государства (группы государств); 5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;  6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;  7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;  8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;  9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации; 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.  3.1 Место России в международной торговле Современное положение России в международной торговле явно диссонирует сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации. Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Несомненно, на показатели внешней торговли России оказал влияние всемирный экономический кризис 2008 года, после которого экономический уровень страны только-только начинает восстанавливаться. По данным российской статистики, из – за долгового кризиса еврозоны также не столь благополучно сложились торговые отношения России с ее самым крупным торговым партнером – ЕС, но в общей сложности, наблюдается подъем по всем показателям. За период с январь по октябрь 2011 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем экспортных товаров России достиг 418 893 млн долларов США, объем импортных товаров того же периода – 248 783 млн долларов, что по сравнению с периодом прошлого года показывает увеличение на 30,6% и 37,3%,  соответственно. Внешнеторговый оборот России с торговыми партнерами составляет 667 667 млн долларов США. Крупнейшие из партнеров – страны дальнего зарубежья, в том числе ЕС, товарооборот с которым достиг почти половины всех сделок - 320 970 млн долларов, и страны Азиатско – Тихоокеанского региона с товарооборотом 160 429 млн долларов США, занимающий почти четверть всего внешнеторгового оборота России. Положительный российский торговый баланс последних лет благоприятно сказывается на экономике страны благодаря высоким мировым ценам на энергоресурсы и экспорту сырьевых ресурсов. Однако рост потребления импортных товаров увеличивается. К тому же 2012 год для России принесет и перемены в отношении внешней торговли, как со стороны внутренних соглашений, так и мирового значения. Вступило в силу соглашение ЕЭП. 1 января 2012 года на территории России, Казахстана и Белоруссии вступило в силу соглашение по единому экономическому пространству (ЕЭП). Соглашение было достигнуто с целью формирования эффективно действующего внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики. Данная политическая и экономическая интеграция трех стран СНГ была создана решением Межгосударственного совета Евразийского экономического союза 16 августа 2006 года, тогда и главами государств было инициировано начало разработки документов правовой базы ЕЭП. Главами государств - участниц ЕЭП 5 июля 2010 года в Астане было принято решение по ускорению подписания международных соглашений и объединения некоторых из них. Вследствие ускоренного достижения соглашений между странами в конце 2010 года договорно-правовая база ЕЭС вступила в силу уже 1 января 2012 года. Данные международные соглашения на территории ЕЭС предусматривают единые принципы правил конкуренции, монополии и предоставления промышленных субсидий, поддержку сельского хозяйства и порядка госзакупок, организацию и управление единым рынком нефти и нефтепродуктов Белоруссии, Казахстана и России, единые принципы тарифной политики железнодорожного транспорта и доступа к услугам субъектов естественной монополии в сфере природного газа. А на уровне правительств – согласования по макроэкономической и валютной политике и создание условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Вступление России в ВТО Вторым крупным событием для России под конец 2011 года стало долгожданное вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), путь в которую для России занял в течение 18 лет. Экс-министр финансов Антон Германович Силуановсказал : «Россия начинает играть по правилам, которые установлены в мире, а это означает, что мы получаем четкие ориентиры по всей нашей внешнеэкономической политике страны». По мнению Силуанова, присоединение России  к ВТО даст экономике страны 3-4 процента дополнительного прироста ВВП за 10 лет, но при этом Россия не сможет обойтись лишь пошлинами – придется повышать уровень производительности. После вступления в ВТО Россия согласилась снизить пошлины на ряд продуктовых товаров, в том числе вино, пиво, сельскохозяйственные товары, а также ввести льготы для автоконцернов и поставщиков автокомпонентов. Жестом доброй воли с российской стороны также стало решение об отмене взимания плат с европейских самолетов за пролет над территорией России и отмена тарифов на железнодорожные перевозки. Таким образом, происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа 3.2 Таможенно - тарифное  и нетарифное регулирование Тарифные методы регулирования C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования. Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют.1)импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции [1, с. 28]; 2)экспортные - налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование. [3, с. 68] 3)транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:4)адвалорная - пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;5)специфическая - налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);6)смешанная пошлина - объединение адвалорного и специфического налогов. [12, с. 88] Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны. Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные - тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту - разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. [15, с. 74] Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. [6, с. 141]. Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление - «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, - продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами [6, с.145]. Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования. Нетарифные методы регулирования .Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами. Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:- во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;-во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;-в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю. [10, с. 63] Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование - ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. [9, 259] Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров. Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них: -технические барьеры - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое; -внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке; - политика в рамках государственных закупок - требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных; [18, с. 56 -57] Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой». К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности. Экспортная субсидия - это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли. Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования. Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию. Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга. [24, с. 46] Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам - иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору. Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран. [9, с. 240]

Тарифные и нетарифные методы воздействия государства  на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования  этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты. Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться. [16, с. 86] Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты. Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

Заключение Выполнив данную работу, можно сделать вывод, что в целом приоритеты РФ в области внешней политики и обеспечения безопасности остаются неизменными принципами и нормами между. В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российской Федерации в соответствии с общепризнанными народного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами - участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран - участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Методы внешнеторговой политики России учитывают международную  практику и особенности социально-экономической  ситуации внутри страны. В арсенал  методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. в России принят Закон "О таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс". В Законе о таможенном тарифе установлен порядок определения  таможенной стоимости товаров, импортируемых  в Россию. Существует 5 методов определения  таможенной стоимости импортируемого товара: 1)   оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод); 2)   по цене сделки с идентичными  товарами; 3)   по цене сделки с  однородными товарами; 4) на основе вычитания  стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России); 5) на основе сложения стоимости (оценка расходов российского  экспортера товара того же вида). Могут  быть случаи, когда указанные 5 методов  не могут быть использованы. Тогда  таможенные органы оценивают стоимость  с учетом мировой таможенной практики. Кроме определения таможенной стоимости  товара, важным разделом Закона о таможенном тарифе является порядок определения  страны происхождения товара. А также  указаны возможные тарифные льготы и порядок их предоставления. Следует отметить, что одним из принципов является приоритет экономических мер государственного регулирования внешней торговли. Российское законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, наряду с защитными мерами в отношении национального рынка и отечественных производителей предусматривает и государственное содействие развитию внешнеторговой деятельности. В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ст.46. Внешнеторговая политика России осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными методами. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. В Законе также определены активные меры но содействию развитию внешнеторговой деятельности. В целях стимулирования роста экономики  Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешней торговли. В том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой политики