Государственное регулирование внешнеторговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Внешнеторговая политика - это государственная экономическая политика, политика экспорта и импорта, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Внешнеторговая политика России может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки.
Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем.

Работа содержит 1 файл

kurs B Microsoft Office Word.docx

— 50.83 Кб (Скачать)

 Введение

Внешнеторговая политика - это государственная экономическая  политика, политика экспорта и импорта, оказывающая влияние на внешнюю  торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и  экспорт. Внешнеторговая политика России может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию  доступа товаров иностранного происхождения  на российский внутренний рынок, а также  по обеспечению доступа товаров  отечественного производства на внешние  рынки.

Цели государственного регулирования  внешней торговли определяются общей  экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических  проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки  промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции. Поскольку  хозяйство всех стран в той  или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном  порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. При  формировании внешнеторговой политики учитываются два основных подхода  к проблеме государственного регулирования  внешнеторговой деятельности. Для достижения целей внешнеторговой политики государство  использует богатый инструментарий: разнообразные экономические, организационно-правовые, политические средства, которые применяются  для внешнеторгового регулирования.

Внешнеторговая политика самым тесным образом связана  с внешней политикой государства  в целом. В статье 4 Закона закреплено, что одним из основных принципов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации  является принцип единства внешнеторговой политики как составной части  внешнеторговой политики Российской Федерации. Связана она и с отдельными направлениями экономической (внешнеэкономической) политики государства (например, валютной, таможенной политики).

Цель данной работы – государственное  регулирование внешней торговли..

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

  1. Рассмотреть сущность внешнеторговой политики.
  2. Рассмотреть внешнеторговую политику РФ.
  3. Какими методами регулируются внешнеторговые деятельности.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением  и списком использованной литературы. Первая глава посвящена сущности внешнеторговой политики и ее инструментам. Вторая глава описывает внешнеторговую политику, структуру и показатели внешнеторговой политики . В третьей  главе рассматривается внешнеторговая политика РФ. В заключении представлены выводы по работе.

 I глава Основы международной торговли Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, специфическая форма обмена продуктами производственной деятельности между покупателями разных стран. Внешняя торговля отдельных государств и регионов выступает составным элементом международной торговли. Внешнюю и международную торговлю характеризуют 3 важным элемента: 1)Товарооборот; 2)Товарная структура; 3)Географическая структура. Товарооборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. При этом различают стоимостный и физический объёмы внешней торговли. Стоимостный объем – исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли рассчитывается в постоянных ценах и, следовательно, позволяет производить необходимые сопоставления, определять ее реальную динамику. Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств (выражаемых в долл. США). В 2000 г. объем международной торговли составил 4,4 трлн. долл. Учет экспорта осуществляется в ценах ФОБ, учет импорта – в ценах СИФ. Во внешней торговле различают несколько видов экспорта товаров в зависимости от их происхождения и назначения: 1)Классический экспорт (простое перемещение товара из страны в страну; 2)Толлинг (значение в современных условиях приобретает вывоз отечественных товаров (особенно сырья и полуфабрикатов) для переработки заграницей под таможенным контролем с последующим возвращением). 3) Реэкспорт. (вывоз товаров раннее ввезенных из-за границы без доделки и переработки). 4)К экспорту относится в случае временного вывоза заграницу товаров (выставки, ярмарки, научн. конференции) с последующим их возвращением. 5)Экспорт в рамках ТНК. Виды импорта: 1)Классический импорт;2)Реимпорт (продажа ранее вывезенного товара из заграницы); 3)Импорт товаров (сырья, узлов, деталей) для переработки внутри страны с последующим вывозом за границу. 4)Временно-ввозимые товары; 5)Импорт в рамках ТНК. 1.1 Сущность и виды стратегии внешнеторговой политики Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь  от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.  Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики. Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает  больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей. Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков.  Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты. Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для Протекционизм характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Характер Протекционизм и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху Современный Протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного Протекционизм является аграрный Протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий. Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот Протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств. Сторонники утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на:  а) защиту новых, только что появившихся отраслей национальной экономики, не способных пока выдержать международную конкуренцию; б) защиту отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности; в) увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест.  Есть и ещё аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей экономики нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности.1.2 Способы регулирования внешней торговли Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов. Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая классификация впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли".К настоящему времени единая международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), отдельных ученых. Классификация ЮНКТАД нетарифных методов регулирования внешней торговли:-паратарифные методы;-меры контроля за ценами;-финансовые меры;-меры количественного контроля;-меры автоматического лицензирования;-монополистические меры;-технические меры. Таким образом, ЮНКТАД используется всего восемь основных мер тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли. Тарифные методы проявляются в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие  импортного таможенного тарифа (ИТТ). Составляющие ИТТ:-систематизированный перечень ввозимых товаров;-методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров;-механизм введения или отмены пошлин;-правила определения страны происхождения товара;-полномочия органов исполнительной власти. ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара. В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные, транзитные.Виды пошлин:-адвалорные;-специфические;-комбинированные.

Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости пересекающего  таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает  метод оценки стоимости импортных  товаров. В настоящее время его  применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в  таможенных целях, заключенным в  рамках ГАТТ Важное место в системе импортного таможенного тарифа отводится правилам определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран импортные пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у ввозящей товар страны действует режим наибольшего благоприятствования. Суть его состоит в том, что страна, применяющая режим наибольшего благоприятствования, в случае снижения импортных пошлин по отношению к третьей : стране должна автоматически снизить пошлины на те же • товары >л до того же уровня, что и для этой третьей страны.

II Глава Понятие, значение и характеристики внешнеторговой политики Внешняя торговля всегда была и остается объектом пристального внимания государства. Как мы уже рассмотрели, существует два вида внешнеторговой политики: Политика свободной торговли (фритредерство) и политика протекционизма. Если свободная торговля предполагает невмешательство государства во внешнеторговые отношения предпринимателей и не предусматривает каких-либо внешнеторговых ограничений, то протекционизм, напротив, нацелен на защиту национального предпринимательства от иностранной конкуренции посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Политика протекционизма может осуществляться тарифными и нетарифными методами.  Тарифы (таможенные пошлины) - это государственные денежные сборы с товаров, ценностей и имущества, пересекающих границу. Таможенные пошлины могут взиматься в виде твердой ставки за установленную единицу товара или в виде процента к цене товара. Они могут быть:- дифференциальные (разные ставки на одинаковые товары);-покровительственные, которые используются с целью затруднить проникновение отдельных иностранных товаров на внутренний рынок.  Разновидностью покровительственных пошлин являются высокие антидемпинговые пошлины. Демпинг - это продажа товаров за рубежом по ценам ниже издержек производства. Антидемпинговые пошлины применяются в том случае, если импортер продает на внешних рынках товар по ценам ниже действующих на внутреннем рынке; - преференциальные - устанавливаются государством для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяются на товары прочих стран. Последствия введения таможенных пошлин двояко. С одной стороны, они способствуют поддержанию отечественных отраслей производства, созданию рабочих мест, обеспечению национальной безопасности. Тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с иностранными. С другой стороны, введение таможенных пошлин приводит к повышению цен и снижению импорта товаров, на которые эти пошлины распространяются. Введение тарифных барьеров вызывает ответную реакцию других стран, объемы мировой торговли сокращаются, что ведет к менее эффективному использованию внутренних и мировых ресурсов. Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются другие, нетарифные методы.

   Нетарифные  барьеры представляют собой административное  регулирование внешней торговли, направленное на ограничение  ввоза иностранных товаров путем:- квотирования экспорта-импорта - установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;- введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;- лицензирования - требования получения лицензии на ввоз или вывоз товаров, которая выдается на определенное количество товаров и дей-ствует в течение определенного периода времени;- добровольного ограничения экспорта - принятие экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;- введения технических и санитарных стандартов;- налогообложения импортной продукции. Внешнеторговая политика включает не только ограничение импорта, но и поощрение экспорта путем субсидирования экспортеров, освобождения их от некоторых налогов, предоставления льготных кредитов.

2.1  Общая характеристика  внешнеторговой политики России .Внешнеэкономическая политика государства - это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию повышению эффективности внешнеэкономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через инвестиционную, таможенную и налоговую политику, так и сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций. Очевидно, что основными задачами законодательной власти является разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти - практическая работа по реализации ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства. Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов. К группе основных внутренних факторов следует отнести: уровень развития и структуру производственных сил страны; состояние природных ресурсов и климатических условий;1) количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;2)валютно-финансовое положение страны;3)количественный и профессиональный состав экономически активног населения. Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:4) экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;-импортная политика;-валютное регулирование;-принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;-регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;5) регулирование российских инвестиций за рубежом.С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:Регионального уровня, когда общие принципы ВЭП этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах; Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производственных сил страны и их структура; экономическая и социально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны; особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах. Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной. Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации: ВЭП

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой политики