Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Либерализация ВЭД, начатая в СССР в середине 80-х годов, создала объективные условия для свободного перемещения через государственную границу юридическими и физическими лицами большого количества товарно-материальных ценностей, но одновременно с этим породила благоприятную среду для контрабандной и иной преступной деятельности многих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические связи с другими странами.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..2
1. Экономическая безопасность страны. Роль таможенных органов в ее обеспечении……………………………………………………………….………6
2. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства……………….……………8
2.1. Контрабанда……………………………….……………………………..9
2.2. Незаконный экспорт технологий………………………………………17
2.3. Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей……….…22
2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте…...….27
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей ………………..……….32
3.Заключение…………………………………………………….………………39
4.Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 67.59 Кб (Скачать)

3. Отзывом плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов.

4. Сокрытием плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных  платежей, и т.п.

Неуплата таможенных платежей по независящим от воли плательщика  обстоятельствам, лишившим его возможности  внести таможенные платежи в установленные  сроки, объективной стороны данного  преступления не образует (например, по поддельной авизовке со счета были сняты все средства). 

Для ответственности по ст. 194 УК РФ не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось лицо. Важно, однако, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера, что соответствует  критерию превышения одной тысячи МРоТ. Если же эта сумма образуется в  результате неуплаты нескольких видов  таможенных платежей, то для уголовной  ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов платежей охватывалась единым умыслом виновного.

Момент окончания рассматриваемого преступления обусловлен характером деяния, направленного на уклонение от уплаты таможенных платежей, и способом его  осуществления. В зависимости от этого преступление признается оконченным либо с момента истечения срока, отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, либо с момента фактического пользования и распоряжения товаром  в иных целях, чем те, в отношении  которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо с момента  принятия таможенным органом решения  об отсрочке, рассрочке либо освобождении от уплаты таможенных платежей в полном объеме или частично, а равно, о  возврате уплаченных таможенных платежей, основанного на предоставлении ему  плательщиком недостоверных сведений, документов, содержащих недостоверные  сведения, либо после совершения им других незаконных действий по уклонению  от уплаты таможенных платежей. 

Субъектом данного преступления может быть достигшее 16-летнего возраста, вменяемое частное либо должностное лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее для таможенного оформления товары или иные предметы от своего имени либо представляющее интересы других лиц. В соответствии с ТК РФ к числу субъектов данного преступления могут быть отнесены: декларант, брокер, специалисты по таможенному оформлению, владелец таможенного склада или склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли либо руководители юридических лиц.

Лица, которые приобрели  в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства, если им было известно об этом в момент приобретения, подлежат ответственности за соучастие  в данном преступлении.

Субъективная  сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает, что уклоняется  от уплаты таможенных платежей в крупном размере и желает этого, то есть направляет свои усилия на осуществление осознанного им общественного опасного деяния.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности, преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность  наступает и в случае умышленного  уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

Установлена ответственность  за квалифицированный вид уклонения  от уплаты таможенных платежей в крупном  размере, если оно совершено неоднократно. Неоднократность, имеет место, во-первых, если каждый из вменяемых субъекту эпизодов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере представляет самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом, и, во-вторых, если за ранее  совершенное преступление лицо не было в установленном порядке освобождено  от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное  им преступление не была погашена или  снята.

Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в  размере от пятисот до семисот  МРоТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от пяти до семи месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

За неоднократное совершение данного преступления размер штрафа может составлять от семисот до одной  тысячи МРоТ или заработка или  иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, а  также альтернативно предусмотрен арест на срок до шести месяцев  либо лишение свободы на срок до двух лет. 

   Заключение.

В данной работе предпринята  попытка с современных позиций  юридической науки осуществить  подробное исследование сущности преступлений, посягающих на общественные отношения  и экономическую безопасность страны, складывающиеся в процессе осуществления  внешнеэкономических связей с другими  государствами, а также проанализировать концепцию учения о составах исследуемых  преступлений.

Складывающаяся экономическая  обстановка в России показала, что успешная реализация уголовно-правовой защиты экономических, политических, культурных  отношений возможна только при условии научно разработанной, четко выверенной и исходящей из существующих реалий уголовной политики, отражающей как ближайшую, так и более отдаленную перспективу.

Уголовная политика в сфере  борьбы с таможенными преступлениями призвана определять не только основные направления, цели и средства борьбы с противоправными посягательствами, но и ее формы и методы, роль и  место органов, занимающихся правоприменительной  практикой.

Борьба с преступлениями, совершаемыми в таможенной сфере, с учетом их большой общественной опасности, должна вестись всеми предусмотренными законом средствами и, разумеется, только в рамках закона.

В работе показано, что таможенное регулирование, применяемое с целью  обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, организационных и иных мероприятий, применяемых с целью обеспечения  защиты экономических интересов  государства, оптимизации процессов  развития и обеспечения эффективности  торгово-экономических отношений.

Подробно охарактеризованы и классифицированы по видам таможенные преступления с точки зрения современного уголовного  и таможенного законодательства РФ с применением практики.

Проведенное исследование в  данной курсовой работе позволяет сделать  вывод о необходимости научной  доработки понятий и содержаний таможенных преступлений, вновь введенных  в Уголовный Кодекс РФ, так как  недостаточно четкая формулировка их составов в практике правоохранительных органов нередко приводит к ошибкам  при квалификации преступлений и  назначении наказаний. Более того, несоразмерность  тяжести содеянного и привлечение  к уголовной ответственности  лиц, в действиях которых отсутствует  состав преступления - грубо нарушает конституционные  права граждан, наносит ущерб престижу государства, являющегося гарантом соблюдения законности.   

Список литературы.

. 1. Конституция Российской  Федерации.  М.// Известия. 1996. 59 с.

2. САПП РФ. 1994. №8. ст.591

3. Постановление Правительства  РФ от 16 марта 1996г. № 278 «Положение  о порядке ввоза в РФ наркотических  средств, сильнодействующих и  психотропных веществ».

4. Постановление правительства  РФ от 10 марта 1994г. № 197 «Положение  о порядке контроля за экспортом  из РФ отдельных видов сырья,  материалов, оборудования, технологий  и научно-технической информации, которые могут быть применены  при создании вооружения и  военной техники».

5. Уголовный Кодекс Российской  Федерации 1996 г. М.// Изд-во ОМЕГА-Л. 2005. 176с. 

6. Таможенный Кодекс Российской  Федерации. М.// ТК Велби. Изд-во  Проспект. 2007. 272с.

7. Закон РСФСР от 06 декабря  1991г. «Об акцизах »//Ведомости  РСФСР. 1991. № 52. ст.1872.

8.  Закон РСФСР от 06 декабря 1991г. «О налоге на добавленную стоимость»// Ведомости РСФСР. 1991. № 52. ст.1871.

9.  Закон РФ от 21 мая 1993г. «О таможенном тарифе»// Ведомости РФ. 1993. № 23. ст.821.

10.   Закон РФ от 20 мая 1993г. «Об оружии» //Ведомости РФ. 1993. № 24.

11. Заключение Постоянного  комитета по контролю наркотиков  при Министерстве здравоохранения  СССР // Вестник Верх.Суда СССР. 1991.№  8.

12. Заключение Постоянного  комитета по контролю наркотиков  при Министерстве здравоохранения  СССР //Вестник Верх.Суда СССР.1991.№  11.

13. Научно-практический комментарий  к Уголовному Кодексу Российской  Федерации в двух томах. Том  первый Н.Новгород.: НОМОС. 1996. 624с. 

14. Научно-практический комментарий  к Уголовному Кодексу Российской  Федерации в двух томах. Том  второй. Н.Новгород.: НОМОС. 1996. 608с.

15.   Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации 

16. Актуальные проблемы  борьбы с экономической преступностью: Труды/Ред. кол. Алексеев А.И. (отв. ред.) и др. М.// Академия МВД РФ. 1992. 137 с.

17.  Диканова Т.А., Осипов В.Е. Указ. соч. с.18

18. Драганов В.Г. Основы  таможенного дела: Учебник. М.// Экономика. 1998.

19. Здравомыслов Б.В. Уголовное  право Российской Федерации. Общая  часть: Учебник. М.// Юристъ. 1999. 480с.

20. Игнатюк А.З. Контрабанда  и иные правонарушения во ВЭД:  Теория и практика расследования.  М.// Изд-во деловой и учебной  литературы. Амалфея. 2001.

21. Игнатюк А.З.  Теоретико-правовые и прикладные аспекты проблемы борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями в Союзе Беларуси и России.// Мн. 1999.

22. Кисловский Ю.Г. История  таможни государства Российского.  М.// Автор. 1995.

23. Кудрявцев В.Н., Наумов  А.В. Уголовное право России. Особенная  часть: Учебник. М.// Юристъ. 2001. 492с.

24.  Кузнецов А.П. Ответственность за преступления, совершаемые в валютной и кредитно-финансовой сферах: Учебное пособие. Н.Новгород. 1999. 

25. Кузнецов А.П. Ответственность  за таможенные преступления. Учебное  пособие. Н.Новгород. 2000. 111с. 

26. Ларичев В.Д., Милякина  Е.В., Орлова Е.А. и др. Преступность  в сфере внешнеэкономической  деятельности. М.// Изд-во «Экзамен». 2002. 512с.

27. Ларичев В.Д., Гильмутдинова  Н.С. Таможенные преступления. М., 2001. 135с. 

28. Мельникова В.Е. Преступления  в сфере экономической деятельности. Уголовное право России. Особенная  часть: Учебник.  М. 1996. 322с.

29. Ожегов С.И. Словарь  русского языка. М. 1953. 151с.

30. Погосян Т.Ю. Преступления  в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная  часть: Учебник для вузов. М. 1998. 330с.

31. Сучков Ю.И. Таможенные  преступления. Учебное пособие. Калининград, 2000.

32. Яцеленко Б.В. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник.// ИМПЭ. М. 1996. 196с.

33. Инструкция «О порядке  осуществления валютного контроля  за поступлениями в Российской  Федерации валютной выручки от  экспорта товаров» № 19 от 12 октября  1993г., // Экономика и жизнь. 1993. №  45-48.

34. Илюхин В., Канков А.  Вхождение преступности во власть.//Российская  газета. 1995. 25 марта

35. Лобанов М. Пермские  авиалинии связались со спецслужбами. И не рады этому. // Российская  газета. 1998. 27 июня.

36. Экономика и жизнь. 1992. № 13. с.14-15

 

 

1 Экономика и жизнь. 1992. № 13. С. 14-15

2 Илюхин В., Канков А. Вхождение преступности во власть // Российская газета. 1995. 25 марта

3 Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М.: Международные отношения, 1981. С.6

4 Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР – Вестник Верх. Суда СССР, 1991, № 11, C. 34-43

5 Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР – Вестник Верх. Суда СССР, 1991, № 8, C. 46-48

6 Закон РФ от 20 мая 1993г. «Об оружии» - Ведомости РФ, 1993, № 24, ст. 860

7 Положение о порядке ввоза в РФ наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ: утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996г. № 278 – РГ, 1996, 28 марта

8 Положение о порядке контроля за экспортом из РФ отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники: утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1994, № 197 – Российские Вести, 1994, 16 марта

9 САПП РФ, 1994, № 8, ст. 591

10 Игнатюк А. З. Контрабанда и иные правонарушения во внешнеэкономической деятельности: Теория и практика расследования / А.З. Игнатюк.-М.: Изд-во деловой и учебной литературы; Амалфея, 2001, C. 75

11 САПП РФ, 1994, № 8, ст. 591

12 Кузнецов В. Контрабанда по диппаспорту // Российская газета, 1992, 9 июня

Информация о работе Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства