Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Либерализация ВЭД, начатая в СССР в середине 80-х годов, создала объективные условия для свободного перемещения через государственную границу юридическими и физическими лицами большого количества товарно-материальных ценностей, но одновременно с этим породила благоприятную среду для контрабандной и иной преступной деятельности многих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические связи с другими странами.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..2
1. Экономическая безопасность страны. Роль таможенных органов в ее обеспечении……………………………………………………………….………6
2. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства……………….……………8
2.1. Контрабанда……………………………….……………………………..9
2.2. Незаконный экспорт технологий………………………………………17
2.3. Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей……….…22
2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте…...….27
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей ………………..……….32
3.Заключение…………………………………………………….………………39
4.Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 67.59 Кб (Скачать)

В соответствии с современным  уголовным законодательством РФ, контрабандой признается:

1. Перемещение через таможенную  границу Российской Федерации,  совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или  взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или  боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового  поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения  и в отношении которых установлены  специальные правила перемещения  через таможенную границу РФ, стратегически  важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых  установлены специальные правила  перемещения через таможенную границу  Российской Федерации;

2. Деяния, предусмотренные  частями первой или второй  настоящей статьи, совершенные неоднократно  либо должностным лицом с использованием  своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

3. Деяния, предусмотренные  частями первой, второй или третьей  настоящей статьи, совершенные организованной  группой.   

Объект контрабанды.  При незаконном перемещении через таможенную границу РФ  товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов – специальный порядок перемещения их за границу. Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред, либо создается угроза его причинения:

- экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически  важных сырьевых товаров);

- общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических  средств, психотропных и других  веществ, огнестрельного оружия  и т. д.);

- национальной безопасности  России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или  ввозе оружия массового поражения,  а также материалов и оборудования, используемых при его создании);

- интересам культуры (при  контрабанде культурных ценностей).

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды  и преступления в целом имеет  предмет преступления. В зависимости  от него законодатель выделяет два  вида контрабанды, дифференцируя наказание  за них.

В качестве предмета контрабанды  первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в  свободном обороте: промышленные и  продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные  напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго  вида контрабанды дан исчерпывающий  перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические  средства4 психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества5, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения6), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества7, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения8,

стратегически важные сырьевые товары9, культурные ценности).

Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации, то есть в вывозе с территории России (экспорте) или ввозе на ее территорию (импорте), указанных в ч. 1 или 2 ст. 188 УК РФ, товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Как правило, контрабанда совершается в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и путем преступного бездействия. Такие ситуации возникают, когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы, где роль отдельных соучастников может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.

Оконченным преступлением  контрабанду надлежит считать с  того момента, когда товары или иные предметы были фактически перемещены через таможенную границу России, то есть были ввезены на ее таможенную территорию либо вывезены с нее на территорию другого государства, свободной  таможенной зоны или на свободный  склад.

При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч. 1 ст. 188 УК, поскольку согласно п. 2 ст. 30 оно уголовно ненаказуемо) и  покушения. Как приготовление к  контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному  получению лицензии на вывоз стратегически  важных сырьевых товаров, наркотических  средств, свидетельства на вывоз  культурных ценностей, оборудование тайников, склонение других лиц к совместному  совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий  для совершения данного преступления.

В соответствии с примечанием  к ст. 188 УК РФ контрабанда признается совершенной в крупном размере (ч. 1), если стоимость перемещенных товаров  превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (МРоТ).

Субъектами контрабанды могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел – лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу РФ соответствующие предметы, предвидит опасность своих действий и желает такого результата. В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч. 3 и 4 ст. 188 УК), стадию осуществления преступного намерения (ст. 30 УК), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст. 33 УК).

Контрабанда предметов при  наличии косвенного умысла не может  служить основанием для признания  в содеянном наличия всех признаков  состава преступления.

Например: обвиняемый В. пытался  вывезти с сокрытием от таможенного  контроля ряд предметов, которые  впоследствии были признаны историко-культурными  ценностями. Обвиняемый пояснил, что  он предполагал, что книги XVIII века могут  иметь историческую или культурную ценность, но не считал, что именно эти  книги имеют такую ценность10

При отсутствии прямого умысла лицо не может быть привлечено к  уголовной ответственности за контрабандную  деятельность. Такие лица действуют, как правило, по небрежности, либо вовсе при отсутствии вины в уголовно-правовом смысле, то есть, когда лицо используется «втемную».

Мотивы и цель при контрабанде  правового значения для квалификации преступления не имеют, однако выяснение  подлинных мотивов и целей  контрабанды имеет большое значение, так как они должны учитываться  судом при назначении наказания. Чаще всего, мотив и цель при контрабанде  носят корыстный характер, желание  и стремление обогатиться незаконным путем.

Квалифицируется контрабанда  по двум видам. Первый вид квалифицированной  контрабанды (ч.3 ст.188 УК) включает такие  признаки, как совершение ее неоднократно  или должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Второй вид квалифицированной контрабанды включает более тяжкий признак – совершение преступления организованной группой.

Неоднократность означает - совершение лицом, единолично или совместно  с другими лицами, противоправных действий два раза или более, если за ранее совершенное преступление оно не было, в установленном законом  порядке, освобождено от уголовной  ответственности, либо судимость за ранее совершенное лицом преступление не была погашена или снята.

Совершение контрабанды  должностным лицом с использованием своего служебного положения означает, что исполнителями преступления могут быть служащие государственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представителями власти, либо выполняющие  исполнительно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции  постоянно, временно или по специальному поручению. Следовательно, субъектами квалифицированного вида контрабанды могут быть должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства. Прежде всего, это должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, а также должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров, транспортных средств, иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники железнодорожных поездов, директора международных выставок и т.п.), должностные лица – представители высших органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации), пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей.  

Для квалификации контрабанды  по признаку применения насилия к  лицу, осуществляющему таможенный контроль, важно установить наличие не только самого факта насилия и его  вида (физического или психического), но и степень насилия. Физическое насилие может заключаться в  нанесении одного удара или множества  ударов – побоев, а также может  повлечь за собой причинение разной степени тяжести вреда здоровью потерпевшего, что охватывается составом контрабанды. Психическое насилие  заключается в угрозе причинения физического насилия, независимо от степени его тяжести.

Совершение контрабанды  организованной группой признается наиболее опасным видом данного  преступления, влекущего самое суровое  наказание. Указанное обстоятельство имеет место, когда в совершении контрабанды участвуют два или  более лица, которые заранее договорились о месте, времени, способе совершения преступления, условились выполнять  одинаковые роли – были соисполнителями  преступления либо распределили между  собой преступные функции. Несмотря на наличие в таких случаях  исполнителей преступления, пособников, организаторов – действия каждого  из них квалифицируются по ч.4 ст. 188 УК РФ.

Признаком организованной группы при контрабанде, наряду с распределением ролей между ее  участниками, является также ее устойчивость, то есть, наличие у всех участников группы единого умысла на совершение ряда преступлений либо одного, но требующего длительной подготовки.

Наказание за контрабанду  по статье 188 УК РФ предусмотрено:  

- по части первой –  в виде лишения свободы на  срок до пяти лет;  

- по части второй –  в виде лишения свободы на  срок от трех до семи лет  с конфискацией имущества или  без таковой.

Более строгое наказание  может быть назначено за квалифицированные  виды преступления:  

- по части третьей  – лишение свободы на срок  от пяти до десяти лет с  конфискацией имущества или без  таковой;  

- по части четвертой  - лишение свободы на срок от  семи до двенадцати лет с  конфискацией имущества.

2.2. Незаконный  экспорт или передача сырья,  материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное  выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы  при создании оружия массового  поражения, вооружения и военной  техники (ст. 189 УК РФ)

Статьей 189 действующего УК РФ предусмотрена ответственность  за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и  услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении  которых установлен специальный  экспортный контроль.

Согласно охраняемому  уголовным законом РФ, незаконный экспорт - экспорт, осуществляемый с  нарушением законов и иных нормативных  актов РФ. Незаконным будет, например, экспорт, осуществляемый с нарушением требований, содержащихся в Перечне  отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической  информации, которые могут быть применены  при создании вооружения и военной  техники, а также, в Положении  о порядке контроля за экспортом  из РФ такого рода сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической  информации, которые утверждены распоряжением  Президента РФ от 11 февраля 1994г. № 74-рп11

Регулируется экспорт  технологий двойного назначения за рубеж  Федеральными Законами РФ «О военно-техническом  сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г., «Об экспортном контроле»  от 19 июля 1999 г., «Об основах регулирования  внешнеэкономической деятельности»  от 08 декабря 2003 г., и другими нормативными актами.

Информация о работе Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства