Информационные технологии в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:05, отчет по практике

Описание работы

Цель практики – закрепление полученных в академии теоретических знаний практическими навыками.
Можно выделить следующие задачи преддипломной практики:
1) подготовка студентов к осознанному и углубленному практическому изучению учебных дисциплин;
2) приобщение студентов к практической деятельности, приобретение ими профессиональных навыков правовой работы по избранной специальности;
3) закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;
4) ознакомление с основными направлениями правовой работы организаций, государственных органов;
5) ознакомление с функциональными обязанностями определенных лиц, порядком организации делопроизводства в организациях и государственных органах, научной организацией труда, управлением производством;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
Анализ информационных технологий, используемых таможенными органами Таможенного союза …………………………….……….…7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..21
ОТЗЫВ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ….22

Работа содержит 1 файл

ТИПО Практика.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

 При представлении  сведений в электронном виде  вне зависимости от применяемой технологической схемы подлинность представляемых сведений обеспечивается использованием электронной цифровой подписи. Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ „Об электронной цифровой подписи“ (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ), далее — Федеральный закон „Об электронной цифровой подписи“). Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если нормативными правовым актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (ст. 4 Федерального закона „Об электронной цифровой подписи“, ст. 11 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и защите информации“).

 Сертификаты ключей  электронных цифровых подписей  для использования в информационных сетях общего пользования выдаются удостоверяющим центром. В рассматриваемом случае информационного обмена между организациями и таможенными органами удостоверяющим центром выступает Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России.

 В Федеральном законе  „Об электронной цифровой подписи“  нашли отражение общие положения,  касающиеся правового статуса  электронной цифровой подписи.  Подразумевается, что участники  информационного обмена, в рамках  которого предполагается применять электронные цифровые подписи, должны согласовать все иные условия применения электронных цифровых подписей в соответствующем договоре (соглашении).

 В то же время  нередки претензии участников  внешнеэкономической деятельности  к ФТС России в связи с  большой длительностью и непрозрачностью процедуры получения электронной цифровой подписи. Участниками внешнеэкономической деятельности также высказываются претензии к необоснованно высоким требованиям в части необходимого оборудования (межсетевые экраны и пр.) и к требованиям в части необходимого программного обеспечения.

 Аналитическим управлением  ФТС России отмечено, что решение  только технических вопросов  не приведет к серьезному росту  числа участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронное декларирование, так как оно не является обязательным.

 В числе факторов, препятствующих  внедрению стопроцентного электронного  декларирования, Аналитическим управлением  ФТС России названы следующие:

 в среднем до 40% участников  ВЭД осуществляют декларирование не более одного раза и впоследствии внешнеэкономическую деятельность не возобновляют, соответственно, такие декларанты не заинтересованы в соблюдении условий и выполнении требований, необходимых для производства декларирования в электронном виде;

 для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость в отношении экспортированных товаров налоговые органы требуют представлять таможенную декларацию в бумажном виде, соответственно, проблематично заинтересовать в применении электронного декларирования экспортеров российских товаров.

 Очевидно, что электронное  декларирование с использованием  сети Интернет (технология ЭД-2) в  силах реализовать только крупные  участники внешнеэкономической деятельности, а также таможенные брокеры. Примечательно, что сложность подключения к системе электронного декларирования вынуждает участников внешнеэкономической деятельности обращаться к услугам посредников в передаче электронной информации таможенным органам — информационным операторам.

 В настоящее  время законодательно статус  информационного оператора нормативно не определен. Наиболее близкое по содержанию определение закреплено в ст. 2 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и защите информации“: оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Понятие информационного оператора более узкое, нежели понятие оператора информационной системы. Информационный оператор является организацией, с которой Главный научно-информационный вычислительный центр заключил Соглашение об информационном взаимодействии при представлении сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Информационный оператор предоставляет участнику внешнеэкономической деятельности возможность представлять таможенным органам сведения в электронной форме с использованием сети Интернет. Для этого информационный оператор создает автоматизированные рабочие места для работы в системе электронного декларирования ЭД-2 либо организует подключение удаленных рабочих мест участника внешнеэкономической деятельности к своей системе передачи данных таможенным органам. Информационный оператор, будучи связующим звеном между таможенными органами (в частности, Главным научно-информационным вычислительным центром ФТС России) и участником внешнеэкономической деятельности, возлагает на себя все необходимые расходы по приобретению, установке, монтажу, настройке криптографического оборудования, программного обеспечения, иных защитных средств и пр. Участнику внешнеэкономической деятельности требуется получить электронную цифровую подпись и при желании осуществлять декларирование с удаленных рабочих мест (собственных рабочих станций), установить на такие рабочие станции криптографическое программное обеспечение для создания безопасного удаленного соединения с информационным оператором.

 В связи  с тем что правовое положение информационного оператора как участника информационного обмена в настоящее время не урегулировано, полагаем необходимым внесение изменений в Федеральный закон „О таможенном регулировании“ в части нормативного закрепления фигуры информационного оператора как участника информационного обмена между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, при представлении последними таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления с использованием международной ассоциации сетей Интернет.

 Полагаем  также важным нормативно отразить  права, обязанности и ответственность  информационных операторов при  осуществлении информационного обмена. Требуют своего закрепления на уровне нормативного правового акта ФТС России порядок и условия выдачи заинтересованным лицам электронных цифровых подписей с установлением минимально возможного срока рассмотрения соответствующей заявки на получение электронной цифровой подписи.

 Описанная  схема взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при посредничестве информационных операторов существенно снижает расходы на применение системы электронного декларирования для декларанта: получение электронной цифровой подписи бесплатно; стоимость криптографического программного обеспечения невелика по сравнению с аппаратной частью, приобретаемой и монтируемой информационным оператором. Данная технология удобна и таможенным органам: информационный обмен осуществляется через организацию, оборудованную необходимыми аппаратно-программными средствами, исключающими проникновение какой-либо информационной угрозы в единую автоматизированную информационную сеть таможенных органов.

 В то же  время, как было упомянуто,  велика доля участников внешнеэкономической деятельности, которые проводят таможенное оформление единожды, впоследствии не возобновляя внешнеэкономическую деятельность, либо которые осуществляют разовые поставки товаров. Для таких лиц получение электронной цифровой подписи для проведения таможенного оформления товара будет непреодолимой бюрократической процедурой, существование которой заставит усомниться в целесообразности осуществления внешнеэкономической деятельности.

 Полагаем  также, что столь высокие требования  к аппаратно-программному обеспечению лиц, намеренных воспользоваться технологией электронного декларирования по технологии ЭД-2, чрезмерны. Целью создания технологии электронного декларирования ЭД-2 было повышение доступности электронного декларирования, упрощение процедуры подключения к данной технологии участников внешнеэкономической деятельности, в связи с чем предъявление к информационной безопасности крайне высоких требований представляется нецелесообразным.

 В 2010 г.  ФТС России был запущен портал  электронного представления сведений, предназначенный для электронного представления сведений о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Российской Федерации (предварительное информирование). Первоначально планировалось посредством портала электронного представления сведений реализовать возможность декларирования товаров, интерактивно заполнив формы таможенных документов или предоставив документы в виде файлов согласованного формата: без необходимости обращаться к информационному оператору, приобретать и разрабатывать собственную информационную систему.

 Рассматривая  обоснованность проекта электронного  декларирования посредством интернет-портала,  отметим следующее. Электронные  сведения, представляемые таможенным органам, должны иметь электронную цифровую подпись. Реализация размещения электронной цифровой подписи на сведениях, заполняемых на интернет-портале без какой-либо криптографической защиты, создает угрозу кражи электронной цифровой подписи или представляемых сведений, внесения в последние несанкционированных изменений. Данная политика ФТС России представляется двоякой: с одной стороны, для подключения к системе ЭД-2 от декларанта требуется установка дорогостоящих сертифицированных аппаратно-программных средств защиты; с другой стороны, как альтернатива, планируется создание интернет-портала, через который будут представляться сведения таможенным органам без какой-либо специальной защиты от злоумышленников.

 Для достижения  максимальной доступности электронного  декларирования мы полагаем необходимым применение опыта платежных систем в сети Интернет и опыта коммерческих банков по созданию программных средств удаленного управления счетом в части обеспечения баланса между информационной безопасностью и вместе с тем простотой и доступностью программных продуктов, а также отсутствия особых аппаратно-программных требований к оснащению рабочих мест конечных пользователей.

 Использование  сети Интернет для целей электронного  декларирования товаров, вне сомнения, является переломным моментом в развитии информационных технологий в таможенном деле. Однако с учетом существующей специфики технологии электронного декларирования, представляется, перенос введения стопроцентного электронного декларирования до 1 января 2014 г. обоснован.

 Статья 179 ТК  ТС и ст. 204 Федерального закона  „О таможенном регулировании“ закрепляют право представлять таможенным органам декларацию на товары и (или) необходимые документы в электронной форме. Порядок реализации права на декларирование товаров в электронной форме регламентирован в действующем в настоящее время Приказе ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 „Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме“ (в ред. Приказов ФТС России от 29 ноября 2006 г. N 1243, от 9 ноября 2007 г. N 1388, от 26 августа 2009 г. N 1566, от 6 мая 2010 г. N 893, от 14 июля 2010 г. N 1331, от 15 октября 2010 г. N 1892) (далее — Инструкция). Подробный анализ норм Приказа ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 позволяет сделать вывод, что электронная форма таможенного декларирования имеет второстепенный характер и предназначена для дополнения письменной формы декларирования.

 Как установлено  п. 4 Инструкции о совершении таможенных  операций при декларировании товаров в электронной форме таможенной декларацией, подаваемой в электронной форме, является электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации, поданной в таможенный орган в электронной форме в формате, определенном ФТС России, и подписанной электронной цифровой подписью.

 В пункте 7 указанной Инструкции дается  перечень электронных документов, который формируется декларантом. Так, представляются:

 таможенная  декларация (в том числе предварительная,  неполная, временная, периодическая);

 электронные  документы, содержащие недостающие сведения при декларировании путем подачи неполной таможенной декларации;

 полная таможенная  декларация при декларировании  путем подачи временной таможенной  декларации;

 документы,  подтверждающие заявленные в  таможенной декларации сведения, перечень которых утвержден Приказом ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 „Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом“ (в ред. Приказов ФТС России от 18 марта 2008 г. N 282, от 30 сентября 2008 г. N 1215, от 11 февраля 2009 г. N 173, от 22 июня 2009 г. N 1138, от 22 октября 2009 г. N 1937, от 17 февраля 2010 г. N 306, от 15 октября 2010 г. N 1891), в случаях, предусмотренных Инструкцией;

 при выпуске товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 150 ТК РФ — обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений.

 По общему  правилу при применении электронной  формы декларирования не требуется представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, что вступает в противоречие с диспозицией ст. 183 ТК ТС, возлагающей на декларанта обязанность представить таможенному органу документы, на основании которых была заполнена таможенная декларация. Данная норма Приказа ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 делает затруднительным проведение таможенного контроля в форме проверки документов и сведений, пожалуй, наиболее часто применяемой формы таможенного контроля.

 Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации. Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения (п. 12 Инструкции).

Информация о работе Информационные технологии в таможенных органах