История таможенного дела и таможенной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:33, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей, хозяйственников, экономистов.
В настоящее время таможня – это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2
Глава 1. Основные моменты развития таможенного дела в дореволюционный период……………………………………………………………………………...3
Глава 2. Основные моменты развития таможенного дела после революции…7
Глава 3. Основные моменты развития таможенного дела в России в конце ХХ века………………………………………………………………………………..12
Глава 4. Таможенный союз……………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список источников………

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 39.94 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..……2

Глава 1. Основные моменты развития таможенного дела в дореволюционный период……………………………………………………………………………...3

Глава 2. Основные моменты развития таможенного дела после революции…7

Глава 3. Основные моменты развития таможенного дела в России в конце ХХ века………………………………………………………………………………..12

Глава 4. Таможенный союз……………………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….16

Список источников………………………………………………………………18 

Введение 

     Развитие  рыночных отношений в экономике  России, либерализация внешнеэкономической  деятельности способствовали значительному  повышению интереса к таможенному  делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны  широкого круга предпринимателей, хозяйственников, экономистов.

     В настоящее время таможня –  это правоохранительный по своему характеру  орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов  Российской Федерации.

     Возникновение таможенного дела и правовых институтов и норм, его закрепляющих, восходит к древнейшим временам российской истории.

     Изначально, если исследовать вопрос о возникновении  таможенной службы в России, речь может  идти преимущественно об организации  таможенно-пошлинного обложения. Оно  было известно еще в Древней Руси.

     Таможенная  структура в целом и таможенно-тарификационный  механизм, в частности является важнейшим  элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями. В настоящее время в условиях глобализации, интеграции и формирования единого экономического пространства этот инструмент приобретает все новые формы, представляющие собой определенного рода компромиссные решения. Возникают объединения, одним из которых является Таможенный союз, который является новейшим этапом в развитии таможенного дела России. 
 
 

 

Глава 1. Основные моменты развития таможенного дела в дореволюционный период 

     В 5-6 веках до нашей эры в городах  Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в  Скифском государстве, торговавшем  и воевавшем с Оливией, Херсоном и другими городами. Издавна у  русских как норма обычного права  существовало правило взимать мыт, или мыто, - сбор за провоз товаров  через заставы.

     В XI-XII веках быстро растут торгово-ремесленные  центры – города, богатеет городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться Киевскому князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на свих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненных целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми.

     К проезжим пошлинам относится в первую очередь уже упомянутый мыт. С  людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки – по 1 деньге с души. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытинками, а мостовщиками и перевозчиками, под предлогом улучшения мостов и перевозов.

     Торговые  пошлины были более разнообразны. Замыт взыскивался не с воза, а с цены товара – с рубля стоимости товара по 1 деньге – и давал право торговать этим товаром. Явка – сбор с торговца по 1-3 деньге за предъявление товара на заставе. Амбарное – за наем амбара под товар на гостином дворе. Взимались также другие пошлины и сборы.

     К концу 15 века усиливается объединение  вокруг Москвы близлежащих княжеств, что укрепляло Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким.  В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России.

     Следующий шаг таможенного реформирования – Торговый Устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в  размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные  купцы были обязаны платить пошлины: 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных  таможнях при вывозе русских товаров. Идеи монетаризма, которые были заложены еще Иваном Грозным, запретившим  ввозить в Россию предметы роскоши  и вывозить драгоценные металлы  и изделия из них, были закреплены в Новоторговом Уставе 1667 года. Пошлины  стали взиматься монетами, золотом.

     Можно говорить о создании к концу 17 века в России, довольно разветвленной  и централизованной таможенной службы. В Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла  товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись  к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы  в уездах.

     В царствование Петра I одним из первых таможенных мероприятий был Указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозных напитков. В  Петровскую эпоху развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства  дало внутренней торговле новый толчок. Активизировалось развитие внешней  торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский  таможенный тариф. В интересах отечественной  промышленности высокими таможенными  пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством.

     В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли.

     Либерализация таможенной политики во второй половине 18 века способствовала росту капиталистических  отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 года и Указом 1767 года были отменены промышленные монополии и провозглашена  свобода промышленности и торговли.

     Таможенным  тарифом 1766 года большинство провозимых товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30%), а тариф 1782 года вообще освободил  большинство из них от пошлин, установив  для оставшихся товаров сбор в  размере 10% их стоимости.

     В период 1790-1822 годов на таможенную систему  сильное воздействие оказали  политические отношения России с  европейскими державами. В связи  с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с  Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 года Екатерина II запретила вывоз во Францию  вообще каких бы о ни было российских товаров и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 году Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 году в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1819 году был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов.

     Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному  уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие – первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние – второго класса (Евпаторийская и другие) и малые – третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие).

     Крымская  война, тяжелое хозяйственное положение  обусловили ряд финансовых реформ. В 1860 году был учрежден Государственный  банк, а в 1862 году единым распорядителем доходов и расходов стал министр  финансов. В 1864 году подчиненный министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент  таможенных сборов. В 1875 году торговый баланс России был пассивным –  ввоз превышал вывоз на 150 млн.руб. Для выравнивания баланса в 1876 году было решено: таможенные пошлины, которые раньше поступали в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. В 1885 году последовало повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 году – еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. И эти, и другие меры не только выровняли торговый баланс страны, но и сделали его активным.

     Таможенный  устав 1904 года установил новую структуру  таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе  товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к  этому виду транспорта.

     После периода депрессии (1900-1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны  таможенное ведомство оказалось  в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы  России велись военные действия.

     Глава 2. Основные моменты развития таможенного дела после революции 

     В послереволюционной Росси и в  дальнейшем – в СССР – с октября 1917 года и по 1991 год – был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.

     Ко  времени Октябрьской революции  таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководил таможенным делом образованный в 1864 году в составе  Министерства финансов Департамент  таможенных сборов, который находился  в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, таможенная система в России практически  была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.

     29 мая 1918 года СНК издал Декрет  «О разграничении прав Центральной  и местных Советских властей  по собиранию пошлин и о  регулировании деятельности местных  таможенных учреждений». Обложение  таможенной пошлиной и другими  сборами товаров, перевозимых  через границу, передавалось в  исключительное ведение центральной  государственной власти.

     Декретом  СНК от 29 мая 1918 года Департамент  таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного  контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП); последний в соответствии с Декретом СНК от 11 июня 1920 года был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).

     К НКВТ перешли все функции в  области управления таможенным делом. 12 ноября 1920 года СНК РСФСР издал  Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой  для Таможенного устава СССР 1924 года.

     Декрет  СНК от 31 марта 1922 года утвердил Временное  положение о местных таможенных учреждениях. Руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни  первого, второго, третьего разрядов и  таможенные посты.

     В первые месяцы Советской власти, а  затем и в период военного коммунизма (1918-1921 годы) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось  это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары.

     С переходом к НЭПу, с расширением  внешней торговли, предоставлением  права самостоятельного выхода на мировой  рынок хозяйственным и государственным  организациям, возникла необходимость  восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении.

     9 марта 1922 года ВЦИК и СНК  РСФСР утвердили первый таможенный  тариф по европейской привозной  торговле, а 13 июня 1922 года – первый  Советский тариф по вывозной  торговле.

     Декретом  СНК от 23 февраля 1922 года был утвержден  Таможенно-тарифный комитет (ТТК). В  его компетенцию входили: составление  новых и изменение старых списков  запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб  на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов и другие.

Информация о работе История таможенного дела и таможенной политики России