История таможенного дела и таможенной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:33, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей, хозяйственников, экономистов.
В настоящее время таможня – это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2
Глава 1. Основные моменты развития таможенного дела в дореволюционный период……………………………………………………………………………...3
Глава 2. Основные моменты развития таможенного дела после революции…7
Глава 3. Основные моменты развития таможенного дела в России в конце ХХ века………………………………………………………………………………..12
Глава 4. Таможенный союз……………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список источников………

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 39.94 Кб (Скачать)

     Правовой  статус ТТК уточнялся в Таможенном уставе 1924 года и Таможенном кодексе 1928 года. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней  торговли и с реорганизацией внешнеэкономических  органов роль ТТК значительно  снизилась. Этот орган прекратил  свое существование в 1964 году.

     12 декабря 1924 года Президиум ЦИК  СССР утвердил Таможенный устав  СССР, явившийся первым кодифицированным  союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов.

     Согласно  ст.1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах, через входящее в его состав Главное  таможенное управление, состоящий при  НКВТ Таможенно-тарифный комитет и  через иные учреждения. Главное таможенное управление разрабатывало платы  всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения  к ним, а также организовывало и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР.

     Таможенный  устав предусматривал возможность  создания отделений ГТУ в союзных  республиках. В 1925 году в соответствии с планом реорганизации таможенного  аппарата на местах на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских  управлений.

     Оформление  экспортно-импортных грузов, а также  контроль за перемещаемым через границу  имуществом осуществляли таможни первого  и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные  действия, если это не требовало  специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных  почтовых отправлений.

     Таможенный  устав 1924 года устанавливал сложную  четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ – ГТУ –  уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ  – районные таможенные инспекторские  управления – таможни и таможенные поты).

     Принятый  в 1928 году Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию  таможенного управления, но более  подробно, чем Устав, определял компетенцию  ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна  тенденция к постепенному упрощению  системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 года не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений.

     В период с 1929 по 1932 год значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы.

     Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый  Таможенный кодекс. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней  торговли и осуществлялось через  входящее в его состав Главное  таможенное управление.

     Наиболее  радикальный этап реформирования системы  таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано  в Главное управление государственного таможенного контроля пари Совете Министров  СССР (ГУГТК при СМ СССР) – самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.

     Развитие  таможенного дела вплоть до принятия в 1991 году нового Таможенного кодекса  и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством – постановлением Совета Министров  СССР и ведомственными актами. Общее  руководство таможенными вопросами  осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган – Совет Министров, который  определял также основные направления  дальнейшего развития таможенной системы.

     Таможенный  кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного  управления.

     Предусматривалось создание двух координационных органов  – Таможенно-тарифного совета и  Координационного совета по борьбе и  международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную  систему таможенных органов: центральный  таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни.

     Центральным таможенным органом, который заменил  ГУГТК, стал Таможенный комитет. Существенно  изменились его функции, ориентированные  в значительной мере на экономическую  модель регулирования внешнеэкономических  связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 года, несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных  методов управления экономикой, внешнеэкономической  деятельностью и таможенным делом.

     Крайне  ограниченный набор средств таможенного  регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических  отношений и связей с зарубежными  контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования. 
 

 

     Глава 3. Основные моменты развития таможенного дела в России в конце ХХ века 

     Глубокий  кризис и последующий крах партийно-советской  системы управления экономикой и  социальными процессами и стремительный  переход России, в особенности  после августовских событий 1991 года, к глубоким политическим и социально-экономическим  преобразованиям повлекли за собой  обновление механизма правового  регулирования и управления внешнеэкономической  деятельностью, а, значит, и таможенного  дела.

     Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР».

     Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 года был создан центральный таможенный орган России – Государственный  таможенный комитет.

     Важным  шагом в определении правового  статуса ГТК РСФСР был Указ Президента от 28 ноября 1991 года «О реорганизации  центральных органов государственного управления РСФСР», в соответствии с которым таможенное ведомство  включалось в российскую структуру  и, следовательно, отделялось от системы  таможенных органов СССР.

     По  указу Президента России «О системе  центральных органов федеральной  исполнительной власти» от 30 сентября 1992 года ГТК вместе с другими российскими  ведомствами образовал систему  органов межотраслевого регулирования.

     26 декабря 1991 года российское Правительство  во исполнение Указа Президента  от 25 октября 1991 года приняло постановление    № 65 «Вопросы Государственного  таможенного комитета РСФСР». Этим  постановлением регламентировался  комплекс вопросов по организации  таможенного дела и таможенной службы. Было утверждено Положение о ГТК РСФСР. В положении были конкретизированы правовой статус ГТК, его задачи, функции и порядок деятельности.

     Принцип свободного перемещения товаров  на территории России был еще раз  подтвержден Указом Президента «О свободе  торговли» от 29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное задержание и изъятие перевозимых  грузов по решению местных органов.

     Тем самым пресечены попытки установления своеобразных таможенных границ внутри государства, раздробления единой таможенной территории России. У единого государства  должна быть единая внешняя таможенная граница.

     Почти одновременно с началом организации  системы нетарифного регулирования  внешнеэкономических связей появились  первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные  товары. Постановления Правительства  России от 31 декабря 1991 года  № 91 «О введении экспортного товара на отдельные  товары, вывозимые с территории РФ», и от 15 января 1992 года «О таможенных пошлинах на импортные товары» носили временный характер и действовали  до введения общего таможенного тарифа.

     В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 23 января 1992 года  № 42 «Об изменении  ставок экспортного тарифа РФ» были преобразованы ранее установленные  ставки этого тарифа. В частности, предусмотрена более четкая и  удобная для пользования редакция экспортного тарифа. Вторым из упомянутых постановлений Правительство России отменило действующий с 1981 года Таможенный тариф СССР.

     Завершающей вехой этого периода и началом  качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса  РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих  и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в РФ.

     Принципиальное  значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими  силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах  осуществления внешнеторговой деятельности в РФ».

     С этими указами тесно связан Федеральный  закон от 13 марта 1995 года «О некоторых  вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предоставленные  участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами РФ «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом.

     Особый  политико-экономический резонанс вызвал Указ президента РФ «О признании утратившими  силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот».

     В 1992-1993 годах многие предприятия, организации  и регионы получили право беспошлинного  вывоза за рубеж сырья и стратегических товаров, что привело к серьезным  потерям доходов и к другим отрицательным последствиям. Этот Указ Президента призван упорядочить  регулирование внешнеэкономической  деятельности, создать равные экономические  условия ее участникам.

      

 

     4. Таможенный союз 

     Республика  Беларусь, Республика Казахстан и  Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.

     Высшим  органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

     Стороны таможенного союза Договором  от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно  действующий регулирующий орган таможенного союза.

     Формирование  таможенного союза предусматривает  создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются  таможенные пошлины и ограничения  экономического характера, за исключением  специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется  единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

     В 2009 году Высший орган таможенного  союза, Комиссия таможенного союза  и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.

     Формирование  таможенного союза предусматривает  создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются  таможенные пошлины и ограничения  экономического характера, за исключением  специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер.

     В рамках таможенного союза применяется  единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Задачи, решаемые таможенным союзом, изложены в Договоре от 6 октября 2007 года о  его создании.

Информация о работе История таможенного дела и таможенной политики России