Экономические механизмы и эффективность таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить экономическую сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Дать понятие таможенно- тарифного регулирования внешней торговли и определить назначение таможенно- тарифных мер регулирования;
2. Изучить классификацию таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли;
3. Изучить законодательную базу таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешней торговли……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и назначение таможенно - тарифного регулирования внешней торговли………………………………………..………………………………….5
1.2. Классификация таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли…………………………………………………………………………...9
ГЛАВА 2. Экономические механизмы и эффективность таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли………………………………………………………………………….18
2.1. Законодательная база таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………………………….18
2.2. Экономические механизмы таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………………………….20
2.3. Эффективность использования таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

Работа содержит 1 файл

2КУРСовая.docx

— 61.06 Кб (Скачать)

По виду внешнеторговых операций различают импортный и экспортный тариф.

Импортный тариф – тариф, который применяется для регулирования объёма и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления.

Экспортный тариф – тариф, который государство применяет для регулирования объёма и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме.

По количеству ставок различают: одноколонный, двухколонный, многоколонный.

Одноколонный – таможенный тариф, в рамках которого государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров. Считается, что этот тариф является простым тарифом. В этом тарифе государство применяет одну (единственную) ставку пошлины для таможенного обложения товаров. Поэтому тариф содержит только одну колонку ставок ввозных (вывозных) пошлин. Этот тариф не даёт возможности государству дифференцировать ставки ввозных (вывозных) пошлин с учётом конкретных особенностей торгово-экономических отношений с отдельными странами, группами стран. В рамках этого тарифа государство лишено возможности использовать некоторые виды таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка (сезонные пошлины, тарифные квоты и контингенты). При этом тарифе невозможно применять тарифные преференции. При этом тарифе государство не может вводить тарифные льготы при импорте отдельных товаров.

Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Этот тариф обычно относят к типу сложных таможенных тарифов. Этот тариф предусматривает введение только 2 ставок ввозные (вывозные) таможенных пошлин. Порядок введения таких ставок, их изменение, критерии ввода или отмены определяется национальным таможенным законодательством или нормативными документами Правительства каждой страны. Двойной тариф содержит 2 уровня или размера ставок пошлин, которыми облагается один и тот же товар. 1 уровень – минимальные ставки ввозных (вывозных) пошлин; 2 уровень – генеральные (максимальные) ставки таможенных пошлин. Этот тариф даёт возможность в ограничительных размерах дифференцировать внешнеторговую политику государства.

Многоколонный тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин  и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум 3 уровня ставок таможенных пошлин. 1уровень – базовые ставки таможенного тарифа. Применяются в торговле с другими государствами или союзами государств, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении РНБ. Эти ставки являются средними по величине. 2уровень – генеральные ставки (максимальные). Самые высокие по величине. Устанавливаются через введение коэффициента корректировки базовых ставок пошлин. 3уровень – преференциальные ставки (более низкие, чем базовая ставка). Обычно преференциальные ставки применяются в соответствии с общей системой преференций.

Тарный таможенный тариф. Объект ввоза – ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустой). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром (возвратная тара). К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты.

Транзитный  таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзита. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны11.

Существует несколько  классификаций таможенных пошлин.

I. Классификация по способу взимания:

а) адвалорные –  ачисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические  – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные  – т сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

 Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины  обычно накладываются на стандартизованные  товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании  и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с  помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

II. Классификация по объекту обложения:

а) импортные –  пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные –  пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

III. Классификация по характеру:

а) сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные  – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров12.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной  либо в одностороннем порядке  в чисто защитных целях от попыток  недобросовестной конкуренции со стороны её торговых партнёров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнёров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путём.

Введение особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.

IV. Классификация по происхождению:

а) автономные –  пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счёт расширения их экспорта.

V. Классификация по способу вычисления:

а) номинальные  – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

б) эффективные  – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учётом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

2.1. Законодательная  база таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли

При осуществлении внешнеэкономической  и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ посредством  таможенного регулирования и регулируемой определёнными нормами и правилами.      

Таможенное регулирование  в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной  власти и осуществляется нормами  законодательства РФ.      

Согласно законодательству государственное регулирование  ВЭД осуществляется посредством  таможенно- тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования и таможенного дела.

Правовую основу таможенно- тарифного регулирования составляют Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г. с учётом принятых впоследствии изменений и дополнений), закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г.), Закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 9 декабря 2003 г.), а также система подзаконных нормативно- правовых актов, издаваемых Правительством РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и изданных ранее ГТК РФ14.

Таможенное законодательство должно в полной мере воспринять принцип  исключения неоправданного вмешательства  государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба её участникам и экономике Российской Федерации в целом и принцип защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, закрепленных в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Решение этой задачи требует кардинального изменения таможенной политики в направлении перехода от преимущественного использования запретительных мер при регулировании внешнеторговой деятельности к созданию системы партнерских отношений с добросовестными участниками ВЭД, зарекомендовавшими себя с положительной стороны во взаимоотношениях с таможенными и иными контролирующими государственными органами15.

В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны  международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка  декларирования, а также таможенного  оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение  единообразного применения правил определения  таможенной стоимости товаров и страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Вместе с тем указанные  документы устанавливают механизм применения тарифных квот, определяют условия предоставления тарифных льгот  и преференций на единой таможенной территории, предусматривают единые меры таможенно- тарифного и нетарифного регулирования на единой таможенной территории, предусматривают унификацию ставок вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран и установление единых правил определения таможенной стоимости товаров, а также направлены на создание информационной системы в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер.

 

2.2. Экономические механизмы таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли

Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно- тарифного регулирования – это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно- тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно- тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля их перемещения через таможенную границу России.

Информация о работе Экономические механизмы и эффективность таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли