Экономические механизмы и эффективность таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить экономическую сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Дать понятие таможенно- тарифного регулирования внешней торговли и определить назначение таможенно- тарифных мер регулирования;
2. Изучить классификацию таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли;
3. Изучить законодательную базу таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешней торговли……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и назначение таможенно - тарифного регулирования внешней торговли………………………………………..………………………………….5
1.2. Классификация таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли…………………………………………………………………………...9
ГЛАВА 2. Экономические механизмы и эффективность таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли………………………………………………………………………….18
2.1. Законодательная база таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………………………….18
2.2. Экономические механизмы таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………………………….20
2.3. Эффективность использования таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

Работа содержит 1 файл

2КУРСовая.docx

— 61.06 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешней торговли……………………………………………………………………………5

1.1. Понятие и назначение  таможенно - тарифного регулирования внешней торговли………………………………………..………………………………….5

1.2. Классификация таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли…………………………………………………………………………...9

ГЛАВА 2. Экономические механизмы и эффективность таможенно-  тарифных мер регулирования внешней торговли………………………………………………………………………….18

2.1. Законодательная база  таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………………………….18

2.2. Экономические механизмы  таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………………………….20

2.3. Эффективность использования  таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Образование Российской Федерации как независимого государства  существенно изменило подход к регулированию  внешнеэкономической деятельности. Усилия последних лет в этой области сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.

За последние  годы Россия присоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД; отменены административные ограничения выхода российских предприятий  на внешний рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.

Самым значительным шагом следует считать принятие Таможенного кодекса (2003 г.) и Законов РФ: «О таможенном тарифе» (1993 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.), «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.).

Одним из распространённых методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является таможенно- тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование  определяет порядок и методологию  таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины  установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена особенностями становления новых экономических отношений в современной России, возрастанием научного и практического интереса к изучению опыта осуществления таможенной политики, а также роли и места таможенных органов в системе государственного управления. Переход экономики России на рыночные отношения вызвал необходимость дальнейшего совершенствования таможенной политики как важнейшей сферы политической, экономической и правовой деятельности государства, неотъемлемого инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а вместе с ней и коренного преобразования российской таможенной службы.

Цель курсовой работы: изучить  экономическую сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Дать понятие таможенно- тарифного регулирования внешней торговли и определить назначение таможенно- тарифных мер регулирования;

2. Изучить классификацию таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли;

3. Изучить законодательную  базу таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли;

4. Выявить экономические  механизмы таможенно- тарифных мер регулирования ВЭД;

5. Определить эффективность  использования таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли.

Объект  курсовой работы: система мер таможенно- тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Предмет курсовой работы: экономические механизмы и эффективность использования таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 
1.1. Понятие и назначение таможенно- тарифного регулирования внешней торговли.

Одним из распространённых методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является таможенно- тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование  определяет порядок и методологию  таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины  установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций1.

Механизм таможенного  регулирования внешнеторговой деятельности в России развит гораздо в меньшей  степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее  время по существу выступает как  система экспортного контроля. Таможенный механизм начал формироваться в  России с момента создания таможенных границ и принятия в 1993 г. основополагающих законов: Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе»2.

Несмотря на то, что таможенное регулирование отстаёт от принципов механизма координации ВЭД в целом, оно развивается на экономической основе и складывается из нескольких частей: экспортных и импортных тарифов и пошлин, порядка исчисления и подтверждения таможенной стоимости и страны происхождения ввозимого товара, режима преференций и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в совокупности являются основой для расчёта размера таможенных пошлин и налогов.

Таможенный тариф  Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД). ТН ВЭД  определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной  практике систем классификации товаров.

Законом «О таможенном тарифе» определены основные цели таможенного  тарифа:

- рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в Российскую Федерацию;

- поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и  расходов на территории Российской  Федерации;

- создание условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров в Российской  Федерации;

- защита экономики  Российской Федерации от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий  для эффективной интеграции Российской  Федерации в мировую экономику3.

Таможенный тариф, как правило, выполняет определённые функции. Дадим более подробную характеристику данных функций:

- фискальная – обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

- защитная – предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесён существенный ущерб;

- регулирующая – оказывает определённое влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

- торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции)  – является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определённую роль в достижении баланса экономических интересов между странами4.

Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет, что  товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению  таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации  № 5003-1 от 21.05.1993 «О таможенном тарифе»5.

Таможенная пошлина  – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции:

1. Фискальную, которая относится к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2. Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3. Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых6.

Принципы таможенно- тарифного регулирования можно разделить на общеправовые, конституционные и отраслевые. К первой группе относятся такие принципы, как законность, справедливость, федерализм и т.д.; ко второй – единство таможенной территории, равенство участников внешнеэкономической деятельности и т.д.

Специфическим принципом  таможенно- тарифного регулирования является протекционизм (или его антоним фритредерство). Несмотря на декларирование преимуществ свободного рынка, многие страны занимаются протекционизмом: развивающиеся страны чаще таможенно- тарифными мерами, развитые – нетарифными методами.

Фискальный принцип можно  считать межотраслевым. Его смысл  в том, что таможенно- тарифное регулирование направлено на увеличение государственного бюджета. Иначе говоря, из двух вариантов таможенных пошлин таможенные органы должны выбрать тот, от которого доход государства выше. Здесь различие между развивающимися и развитыми странами в том, что фискальные цели более выражены в развивающихся государствах.

Выделяют также такие  принципы, свойственные таможенно- тарифному регулированию, как гласность, необходимость предварительного информирования и межгосударственное сотрудничество. Последствием второго принципа является создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана7.

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация  таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру  происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

Прежде всего, тарифы делятся  на простые и сложные. Простой  тариф предусматривает для каждого  товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости  от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной манёвренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировой рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух или более ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф наиболее часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное экономическое сотрудничество.

Автономный – таможенный тариф, который вводится, изменяется и отменяется государством в автономном режиме, т.е. без согласования с другими  государствами или союзами других государств. Особенности: 1) решение  об отводе и вводе принимается государством самостоятельно в соответствии с теми полномочиями, которыми государство обладает как носитель таможенного суверенитета; 2) правовая база такого тарифа – исключительно национальные нормативно-правовые документы; 3) государство в этом случае присоединяется к международным соглашениям по вопросам предоставления тарифных преференций и другим проблемам тарифного регулирования; 4) решение о введении каких-либо ставок или видов пошлин принимают уполномоченные органы государства без каких-либо консультаций с уполномоченными органами стран- внешнеторговых партнёров8.

Конвенционный – таможенный тариф, в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств. Конвенционный – систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которые вводятся, изменяются или отменяются на основе соглашений с другими странами- внешнеторговыми партнёрами. В этом тарифе определённую долю занимают ставки таможенных пошлин, которые согласованы с другими государствами- внешнеторговыми партнёрами9.

Интегрированный тариф – таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретных товаров на национальную или единую таможенную территорию. Этот тариф содержит: 1) обычно известную информацию собственно тарифного характера (код товара, наименование, единицы измерения, одна или несколько ставок ввозных или вывозных пошлин); 2) может содержать ставки сезонных пошлин (только на товары сезонного характера); ставки особых пошлин, если на данный товар введены антидемпинговые, компенсационные или специальные пошлины; 3) может быть указано наличие или отсутствие тарифной квоты, введённой группой государств для какого-либо товара (группы товаров) на определённый период времени.

Запретительный таможенный тариф – тариф, который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жёсткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. Отсутствует формальный запрет или количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров. Инструментом ограничения ввоза (вывоза) товаров является исключительно только таможенная пошлина соответствующего вида и ставки. Этот тариф обычно является автономным, поэтому выбор видов и ставок пошлин, а также их изменение Правительство выполняет без каких-либо консультаций с государствами-контрагентами. Полный запрет импорта  отдельных товаров государство осуществляет с помощью системы жёстких защитных тарифных мер. При этом их защитный эффект усиливается за счёт одновременного использования косвенных налогов, база для формирования которых включает в качестве элемента применяемые таможенные пошлины. В результате применения этого тарифа резко уменьшается ценовая  конкурентоспособность импортного товара на внутреннем рынке или экспорта товара на любых секторах мирового рынка10.

Информация о работе Экономические механизмы и эффективность таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли