Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;
2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
3. Изучить функции современного таможенного тарифа;
4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
ВЭД………………………………………………………………………………...5
1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5
1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12
Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15
2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15
2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21
2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

ТТР (готовая к.р.).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования

ВЭД………………………………………………………………………………...5

     1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5

     1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12

Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15

    2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15

    2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21

    2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24

Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29

    3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29

    3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34

    Заключение……………………………………………………………………….42

    Список используемых источников……………………………………………..44 
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Представленная  работа посвящена таможенно-тарифному  регулированию внешнеэкономической  деятельности. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях.

     Осуществляемые в России преобразования не имеют аналогов в мировой практике. Произошла смена сложившегося экономического механизма, более того  изменился существовавший общественно-политический строй и, естественно, кардинальные изменения охватили все сферы жизнедеятельности общества. В этой связи механизм регулирования внешнеэкономических связей на уровне государства и отдельных его регионов так же оказался далеко несовершенен, а такой основной его рычаг, как таможенно-тарифное регулирование находится в развитии и поэтому требует всестороннего исследования, обобщения и научного анализа с помощью накапливаемого теоретического и практического опыта. Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями - таможенная структура, и основа ее содержательной деятельности - таможенно-тарифный механизм. Отлаженный таможенно-тарифный механизм необходим в первую очередь, для защиты отечественного товаропроизводителя, особенно в условиях продолжающегося кризиса экономики. Таможенно-тарифное регулирование в новых условиях России создается на базе мирового опыта с учетом сложившихся реалий.

     Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

     Исходя  из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

     1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;

     2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;

     3.  Изучить функции современного таможенного тарифа;

     4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.

     Объектом  исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.

     Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав подразделенных на подпункты, заключения и списка используемых источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты таможенно-тарифного  регулирования ВЭД 

     1.1. История возникновения таможенно-тарифного регулирования.

     В истории России, как, впрочем, и в истории других государств, таможенно - тарифное регулирование развивалось на фоне постоянной борьбы между протекционистским и фритредерским подходами к регулированию внешнеэкономической деятельности. Первый направлен на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Его основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары, в то время как второй предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлен на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

     Если  верить историкам, термин «тариф» в  понимании «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) – был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов или немного позже.1 Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. Во Франции этот термин, если верить Фернану Броделю, появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления – например, ратушей города Тулузы за услуги палача. Или венецианской Сеньорией за перевозку людей и грузов на судах, принадлежавших городу. Частные владельцы назначали за свои услуги не тариф, а таксу – то есть плату, в отношении которой можно было договариваться, если таковая не устраивала заказчика. Поскольку налог представитель услуги платил как с фактического, так и с вмененного дохода, то у таксы были определенные пределы, ниже которых сделка состояться не могла. Наконец, третья из известных истории экономики форм взаиморасчетов называлась словом «салари» – которое означало в общем понимании жалование за определенные затраты рабочего времени. Жалование зависело не только от доброй воли работодателя и наемного работника, но и от конъюнктуры рынка: самые дорогие миланские и нюренбергские мастера-оружейники фактически диктовали свои цены за счет высокого авторитета своей торговой марки, вынуждая заказчика рассчитывать свои желания в соответствии с кошельком.

     По  мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик  у монархов возникла насущная необходимость организации собственных экономик, причем в, прежде всего, сохранения важнейших государственных атрибутов «без которых нельзя»: государственного строя, международного суверенитета и территориальной целостности. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности – то ли частного капитала, как в Европе, то ли государственного, как в России – важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница. Тот предел, за которым утверждение собственного приоритета чаще всего осуществлялось военной силой. Но граница государственная априори становилась границей экономической: это была та черта, на которой вступали в действие экономические законы данной страны, скрепленные личным авторитетом монарха. И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах. Осуществляли эту деятельность, как правило, лица близкие к королю-царю-императору, то есть Двор.

     Первая  общественная организация в Российской империи – Вольно-экономическое  общество – было учреждено через три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

     После Великой Французской революции  у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его  помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался  изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году – сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго.

     Политика  континентальной блокады, осуществлявшаяся Наполеоном, в общем, сводилась к  одной, но крайне эффективной мере: «разорить торговлю врага, чтобы лишить его возможности воевать». Главный противник – Англия. Ее экспортные товары – колониальные товары и хлопок - облагаются гигантским (в десятки раз большим по сравнению с первоначальным) таможенным тарифом. Обложению подлежали какао, кофе, тонкие полотна, сахар, хлопок-сырец и другие товары. В конечном счете, такая политика принесла Наполеону доход в 150 млн. франков (за счет таможенных конфискаций и борьбы с контрабандой), но в значительной степени ослабила собственную экономику Франции.

     Россия  была вынуждена присоединиться к  континентальной блокаде в 1807 году. Три года Александру удавалось лавировать с торговыми тарифами, но в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.

     К 20-30-м годам XIX века относится и  первая в России «финансовая революция», известная также как реформа  Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. К сожалению, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности оказалось палкой о двух концах. Тем не менее, доходы от этой политики обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

     В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для  развития окраинных территорий. Речь идет о введении системы порто-франко в Одессе, что позволило настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов была четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.

     До  Крымской войны вся российская внешняя  торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами (или «придворными группировками»). Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американской компания не была государством, поэтому не устанавливала тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости от спроса на главный товар – пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и отстраненность государства от управления компанией привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.

     После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути говоря, рынка  труда. Очень высокими пошлинами  облагались товары идентичные тем, которые  производились в самой России, тарифом пониже – те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

     Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей – готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование