Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;
2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
3. Изучить функции современного таможенного тарифа;
4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
ВЭД………………………………………………………………………………...5
1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5
1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12
Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15
2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15
2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21
2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

ТТР (готовая к.р.).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

      Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

      По  объекту обложения:

      а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске   их   для   свободного   обращения   на   внутренней   рынке   страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой   всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

      б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

      в) транзитные   -  пошлины,   которые   накладываются   на  товары,   перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны7.

      По  характеру:

      а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного     характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

      б) антидемпинговые   —   пошлины,   которые   применяются   в   случае   ввоза   на территорию   страны   товаров   по   цене   более   низкой,   чем   их   нормальная   цена  в экспортирующей стране, если такой импорт наносит   ущерб местным производителям подобных   товаров   либо   препятствует   организации и расширению национального производства таких товаров;

      в) компенсационные - пошлины,  накладываемые на импорт тех товаров,  при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров8.

      Обычно  эти особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров.   В   процессе   расследования   проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

      Введение  особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

      По  происхождению:

      а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних  решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом     государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются    соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

      б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или  многостороннего  соглашения,  такое  как  Генеральное  соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

      в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые      накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет 
расширения   их   экспорта.   С   1971   года   действует   Общая   система   преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов    развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще
9.

      По  типам ставок:

      а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

      б) переменные   -   таможенный   тариф,   ставки   которого   могут изменяться   в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

      По  способу вычисления:

      а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

      б) эффективные реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров10.

      В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина есть налог, а другие приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.

      Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.

      Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом  перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.

      В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.

      В-четвертых, таможенная пошлина в отличие  от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

      В-пятых, право уплаты таможенной пошлины  может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).

      В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства11.

      Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами  государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины. 

      2.2. Таможенный тариф  как инструмент  регулирования внешнеэкономической  деятельности

      Классическим  инструментом регулирования внешней  торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли12.

      Таможенный  тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

      а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

      б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

      г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины13.

      Обычно  таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

      Единый  таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.14

      Таможенные  тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

      Обычно  таможенные тарифы имеют несколько  колонок ставок обложения: колонку  максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении 
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций
15.

      Таможенный  тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010). Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

     - рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

     - поддержание  рационального  соотношения  вывоза и  ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

     - создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

      - защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование