Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;
2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
3. Изучить функции современного таможенного тарифа;
4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
ВЭД………………………………………………………………………………...5
1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5
1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12
Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15
2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15
2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21
2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

ТТР (готовая к.р.).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     - рационализация системы таможенных  льгот, в том числе сокращение  числа льгот,  искажающих  регулятивную  функцию  таможенного  тарифа.  Это  потребует проведения  дальнейшей корректировки нормативной  правовой базы в этой области  в  рамках  таможенного  союза  России,  Белоруссии  и  Казахстана  в  направлении унификации  льгот  и  четкой  регламентации  случаев  их  применения.  Работа  по дальнейшей  рационализации  системы  таможенных  льгот  будет  осуществляться  в 2011  году  на  основе  анализа  практики  их  использования  участниками внешнеэкономической  деятельности  в  предшествующие  периоды  в  каждой  из стран;

     - совершенствование  правил  определения   страны  происхождения  товаров   в Содружестве  Независимых   Государств.  В 2011  г.  будет   продолжена  работа  по оптимизации  Перечня  условий,  производственных  и  технологических  операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они  имели  место,  в  том  числе  предстоит  сформировать  единую  позицию государств-участников  таможенного  союза  на  переговорах  по  данному  вопросу  в рамках СНГ;

     - усиление функций мониторинга  во внешнеэкономической сфере,  связанное с  растущими   рисками  внешней  среды   и  быстро  расширяющимся   вовлечением России  в  процессы  международного  обмена,  что,  наряду  с  очевидными преимуществами,  может  нанести  при  развитии  кризисных  явлений  и  высокой волатильности  рынков  серьезный  ущерб  отечественной  экономике.  Новые, масштабные  задачи,  стоящие  перед  российской  экономикой,  требуют эффективного  применения  данного  инструмента,  позволяющего  на  основе комплексного  оперативного  анализа  вырабатывать  планы  превентивных  мер таможенно-тарифного  регулирования,  находить  эффективные  схемы  включения российских экономических операторов в систему мирохозяйственных связей.

     Не  менее  важным  приоритетом  таможенно-тарифной  политики  в 2011  году будет  являться  совершенствование механизмов установления  экспортных пошлин в  целях  сбалансирования  фискального  и  конкурентного  эффектов,  чтобы  меры, принимаемые  в  этой  области,  не  привели  к  снижению  ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и, как следствие, потере  рынков  сбыта.  Будут  приняты  меры  по  совершенствованию  механизма установления  экспортных  пошлин  в  отношении  нефтепродуктов.  Комплексного изучения  потребует  вопрос  выравнивания  ставок  вывозных  таможенных пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты.  

     В  целом  комплексная  увязка  таможенно-тарифных  мер  стимулирования экспорта  с  другими  важнейшими  инструментами  рационализации  экспортной деятельности (финансовыми,  организационными,  информационными,  торгово-политическими, политико – дипломатическими   и пр.)   должна стать в 2011 году основой экспортной политики.

     В 2012-2013 годах направления и приоритеты таможенно-тарифной политики будут  определяться задачами содействия дальнейшему  поступательному развитию российской  экономики  и  единого  экономического  пространства  России, Белоруссии  и  Казахстана.  Кроме  того,  в  случае  присоединения  стран-членов таможенного союза к ВТО таможенно-тарифное регулирование будет подчиняться обязательствам  первого  этапа  имплементационного  периода  и  поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики. Приоритет  будет  отдаваться  импорту  высокотехнологичного  оборудования, использование  которого  способно  реально  повысить  конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить экспорт.19

     Сохранятся  вывозные  таможенные  пошлины в отношении узкого  круга товаров,  прежде  всего топливно-энергетической  группы,  а также в отношении необработанного леса,   лома  и отходов черных  и цветных металлов,  цветных металлов в случае высокого уровня мировых цен. 

     Инструменты  таможенно-тарифной  политики  в  отношении  нефтяного комплекса  будут формироваться как  составная  часть  государственной политики в области  добычи  и  переработки  нефти  и  газа  и  обусловливаться  задачами стимулирования развития  нефтеперерабатывающих мощностей,  повышения глубины переработки нефти,  обеспечения технологического  развития  отрасли,  а также фискальными интересами. 

     Конкретные  меры  таможенно-тарифной  политики  будут  тесно интегрированы  в  отраслевые программы и  стратегии модернизации и повышения конкурентоспособности. Будет в полном объеме реализована концепция «зеленого коридора» для инновационной продукции, что обеспечит существенное улучшение условий  внешнеэкономической  деятельности  для  российских  инновационных компаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено 
снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

     Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на 
ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

  • соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;
  • сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;
  • обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;
  • содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота,   улучшению структуры экспорта и импорта;
  • соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

     Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько  взаимосвязанных операций:

     - определение страны происхождения товара; определение таможенной стоимости товара; определение таможенных платежей.

     Принятие  решений по таможенно-тарифному  регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

     Другим  важным инструментом оптимизации таможенного  тарифа должна стать замена части  комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

     Для защиты российских производителей товаров, имеющих значительные ценовые диапазоны, и, в то же время, обеспечения приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

     Следует также отметить, что меры защиты российских производителей товаров, особенно сельхозпродукции, основанные на простом  механическом повышении уровня ввозных  таможенных пошлин в настоящее время во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществлено из-за невысокой покупательской способности населения нашей страны, поскольку эти товары, как правило, являются социально значимыми.

     В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.

     Таким образом, многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительства взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий. 
 
 

Список  используемых источников.

  1. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010);
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010);
  3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003);
  4. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010) "О таможенном тарифе";
  5. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании";
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 (ред. от 02.03.2011) "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации";
  7. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации";
  8. "Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) (ред. от 07.04.2011);
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»;
  10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
  11. Таможенное право России. Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. М., 2009;
  12. Давыдов Я.В. Таможенное право: учебник для вузов. М., 2008;
  13. Таможенное право. Курс лекций.  Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В., М.: РАП, Эксмо, 2009. – 272 с.;
  14. Таможенное право.  Андриашин Х.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В.,  М.: Магистр, 2008. – 367 с.;
  15.   Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. Габричидзе Б.Н.,  Чернявский А.Г., М., 2002;
  16. Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003.
  17. Таможенное дело - Молчанова О.В. - Учебное пособие, «Феникс», 2007.- 317 с.;
  18. Таможенное право России. Тимошенко И. В., «Феникс», 2009.-462с.;
  19. Прокушев Е.Ф. "Внешнеэкономическая деятельность". Учебно-практическое пособие. Москва, 2005;
  20. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации. - Весть, 2006;
  21. Таможенное право. Килясханов И. Ш., Кардашов И. Б., под ред., ЮНИТИ - 2010, 223 стр.;

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование