Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Изучение правовой и экономической природы, функций и видов таможенной пошлины. Характеристика нормативно-правовых основ осуществления тарифного регулирования в РФ. Анализ таможенного сотрудничества стран СНГ в области таможенно-тарифного регулирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ
1.1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ
1.3 Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды
1.4 Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран
2.2 Таможенное сотрудничество стран СНГ в области таможенно-тарифного регулирования
2.3 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД
Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в РФ
3.1 Национальная система преференций РФ
3.2 Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ
3.3 Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.05 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности в РФ

 

1.1 Таможенный тариф как  инструмент регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

1.2 Нормативно-правовые основы  осуществления тарифного регулирования  в РФ

 

1.3 Таможенная пошлина:  правовая и экономическая природа,  функции и виды

 

1.4 Тарифные методы в  системе государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности

 

Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран

 

2.1 Таможенно-тарифная политика  зарубежных стран

 

2.2 Таможенное сотрудничество  стран СНГ в области таможенно-тарифного  регулирования

 

2.3 Система механизмов  таможенно-тарифного регулирования  ВЭД

 

Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в  РФ

 

3.1 Национальная система  преференций РФ

 

3.2 Предоставление тарифных  преференций в отношении товаров  ввозимых из числа наименее  развитых стран в рамках РНБ

 

3.3 Предоставление тарифных  преференций в отношение товаров  ввозимых из числа развивающихся  стран в рамках НСП

 

Заключение

 

Список использованных источников и литературы

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике  возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности, как составной части  системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в  решение внутренних и внешних  хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной  перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых  международных отношений, характерных  для рубежа XXI века.

 

Кардинальное изменение  геополитической обстановки за последнее  десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном  положении России: экономические  связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного  комплекса, стали внешними; практически  нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики  с зарубежной, внутреннего рынка -- с внешним.

 

Радикальная рыночная реформа  признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной  и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и  определяет особое значение таможенного  регулирования экономических связей.

 

Цели и задачи курсовой работы

 

Цель курсовой работы состоит  в том, чтобы показать основные механизмы  таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

 

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

 

1. исследовать таможенно-тарифный  механизм, как инструмент государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности;

 

2. проанализировать таможенно-тарифную  политику России и зарубежных  стран;

 

3. обобщить практику участия  Российской Федерации в международных  торгово-таможенных организациях  и соглашениях;

 

4. внести предложения по  совершенствованию механизмов таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности.

 

Методологической основой  данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа  исследуемых проблем.

 

В работе использовался анализ исследований по проблемам таможенного  права, торгового международного права. А также был произведен сравнительный  анализ правовых позиций российских ученых. Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.

 

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  при таможенном регулировании в  системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

 

Структура курсовой работы состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование экономической деятельности в РФ

 

 

1.1 Таможенный тариф как  инструмент регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию ВЭД  осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы  и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном  мире, внешней и внутренней политики государства.

 

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который  по характеру своего действия относится  к экономическим регуляторам  внешней торговли .

 

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может  определяться как:

 

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с мировым  рынком;

 

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой  ВЭД;

 

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В  этом случае понятие таможенного  тарифа полностью совпадает с  понятием таможенной пошлины.

 

Обычно таможенный тариф  применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд  стран объединяются в торгово-экономическую  группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового  регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие  страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

 

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей  схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором  товаров, обращающихся в международной  торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования  товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная  торговая классификация ООН.

 

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и  колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении  товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют  в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие  взаимное предоставление режима наибольшего  благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку  преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся  стран. Преференциальные пошлины промышленно  развитых стран для товаров развивающихся  государств входят в образованную в  рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему  преференций.

 

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и  систематизированным в соответствии с ТН ВЭД. Порядок формирования и  применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе»  Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом  определены основные цели таможенного  тарифа РФ:

 

рационализация товарной структуры ввоза товаров в  РФ;

 

поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

 

защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной  конкуренции;

 

- обеспечение условий  для эффективных интеграции РФ  в мировую экономику.

 

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость  рассмотрения таможенного тарифа как  неотъемлемой части единой налоговой  системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи  в тесной взаимосвязи с внутренними  налогами, обеспечивая оптимизацию  уровня структуры налогов в целом.

 

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при  определении уровня таможенно-тарифного  обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

 

1. Обеспечение формирования  доходной части федерального  бюджета за счет таможенных  платежей.

 

2. Защита отечественного  рынка и создание возможностей  для развития национального производства.

 

3. Создание необходимых  предпосылок, стимулирующих развитие  конкуренции.

 

4. Получение торгово-политических  уступок от стран - торговых  партнеров Российской Федерации.

 

5. Обеспечение решения  социально значимых задач, создание  возможностей для смягчения кризисных  ситуаций и социальной напряженности.

 

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования  необходим учет всех перечисленных  выше факторов.

 

1.2 Нормативно-правовые основы  осуществления тарифного регулирования  в РФ

 

 

При осуществлении внешнеэкономической  и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ посредством  таможенного регулирования и  регулируемой определенными нормами  и правилами.

 

1. Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ  таможенное законодательство состоит  из действующего Таможенного  кодекса РФ и принятых в  соответствии с ним иных федеральных  законов. Они именуются актами  таможенного законодательства. Однако  круг источников таможенного  права гораздо шире. Иерархия  нормативно-правовых актов, являющихся  источниками таможенного права,  является традиционной: Конституция  РФ, законы и подзаконные акты  Закон РФ от 1 апреля 1993 г.№4730-1 «О  государственной границе РФ».

 

Таможенно-тарифное регулирование  относится к экономико-финансовому  разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в ФЗ РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. и в других правовых актах.

 

Согласно Конституции  РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование  находится в ведении Российской Федерации.

 

Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное  регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное  регулирование внешнеэкономической  и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования  заключается в установлении порядка  и правил, при соблюдении которых  лица реализуют право на перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ.

 

Таможенное регулирование  в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной  власти и осуществляется нормами  законодательства РФ.

 

Согласно законодательству государственное регулирование  ВЭД осуществляется посредством  таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и  таможенного дела.

 

Система мер таможенного  и нетарифного регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным  законом от 13 октября 1995 г. № 157 - ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности».

 

Следующим звеном правового  регулирования в рассматриваемой  сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ Постановление  Правительства РФ от 23.12.2003 г. № 771 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации». За последние  годы на этом уровне принято большое  количество решений, связанных с  практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов.

 

Разработку соответствующих  нормативных актов на ведомственном  уровне обеспечивал ранее ГТК  РФ, поскольку на практике именно на таможенные органы возлагалось применение таможенно-тарифных мер. Но с принятием  Указа Президента РФ от 20.05.2004 г. «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти»

 

В соответствии с Указом Президента РФ ГТК РФ преобразован в Федеральную  таможенную службу, передав его функции  по принятию нормативных правовых актов  в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ (далее по тексту Министерство РФ).

 

Главное управление тарифного  и нетарифного регулирования, входящее в структуру Министерства РФ, непосредственно  обеспечивает подготовку предложений  о тарифном регулировании и ведении  этих мер в действие, а также  организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование