Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;
2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
3. Изучить функции современного таможенного тарифа;
4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
ВЭД………………………………………………………………………………...5
1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5
1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12
Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15
2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15
2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21
2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

ТТР (готовая к.р.).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

      - обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику16.

      В России возрастает роль тарифного регулирования  ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

     Существует  два принципа построения импортных  таможенных тарифов в интересах национального производства, к ним относятся принцип эскалации тарифа и эффективная тарифная защита.

     Принцип эскалации тарифа – повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки. Это принцип применяет подавляющее большинство стран. Устанавливаются низкие ставки на сырье и

высокие на готовые изделия и продукцию  высокой степени обработки. Таким

образом создаются стимулы для ввоза в страну необходимого сырья и материалов, для развития обрабатывающей промышленности.

     Эффективная тарифная защита – политика применения низких ставок пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок на конечную продукцию. При этом уровень тарифной защиты отрасли будет зависеть не столько от уровня пошлин, сколько от разницы между пошлинами на конечную продукцию и импортные товары, которые используются в процессе ее производства. 

     
    1. Функции современного таможенного  тарифа и основные направления его развития.

     Таможенный  тариф выполняет следующие основные функции:

  • фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
  • защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
  • регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
  • торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.17

     Рассмотрим  более подробно функции таможенного тарифа.

  1. Таможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от черезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством и потерей в стране рабочих мест. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке в силу ряда причин существуют поставщики товаров более конкурентоспособные, чем отечественные производители.
  2. Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат одним из источников поступлений финансовых средств в государственный бюджет. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что по мере экономического развития страны роль импортных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов снижается. Так, в США импортные пошлины в конце19 в. давали около 50% всех поступлений в бюджет, а в настоящее время соответствующая доля пошлин не превышает 1,5%. Аналогичное сокращение величины пошлин в доходах бюджета происходило и в большинстве других промышленно развитых стран. Это не исключает сохранения на отдельные товары в указанных странах высоких пошлин, продиктованных фискальными соображениями. В развивающихся государствах, даже в экономически сравнительно развитых, поступления от импортных таможенных пошлин составляют до 8-15 % общей суммы доходной части бюджета.

     Для России фискальная функция таможенных тарифов также имеет большое значение. В отдельные годы реформ поступления от взимания импортных пошлин обеспечивали до 30-40% доходной части федерального бюджета. Важно отметить о, что в условиях сравнительно узкой базы доходов бюджета и неэффективной системы сбора налогов в России импортные пошлины являются одним из наиболее надежных источников пополнения государственной казны.

  1. Импортный тариф является инструментом сбалансированного торгового и платежного баланса страны. Не случайно еще при разработке ГАТТ, которое ориентирует страны-участницы на либерализацию внешней торговли, в его текст была включена статья XII, озаглавленная «Ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса», в которой говорится, что в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса государство или ГАТТ может ограничивать количество или стоимость товаров, разрешаемого к импорту.
  2. На основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров импортный тариф позволяет добиваться снижения пошлин в странах – торговых партнерах. Возможно также использовать тариф как средство противодействия дискриминационным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пониженных ставок пошлин, применяемых к странам, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования). С точки зрения отмеченной торгово-политической функции импортного тарифа высокий уровень пошлин усиливает эффективность таких переговоров, тогда как низкий уровень – ослабляет ее.
  3. Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных производителей и экспортеров и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.
  4. Таможенный тариф во многих странах используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль за прохождением грузов через границу. Даже не высокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества и стоимости для оформления документов, необходимых для таможенного оформления и оплаты пошлин и налогов.

     Перечисленные функции таможенный тариф выполняет  во всех странах, в том числе и в России, с помощью комплекса средств. Основным среди них является пошлина, делающая импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок.

     Вспомогательными  средствами являются: разный уровень  пошлин, применяемый в отношении отдельных стран (Преференции) или в определенное время года (обычно применяется в отношении ряда продуктов сельского хозяйства и морского промысла); метод оценки стоимости товара в таможенных целях, от которого зависит размер пошлины; правила, устанавливающие происхождение товара (для получения тарифных льгот).

     В основном таможенный тариф выполняет  роль чисто фискального инструмента. Другие задачи, такие как, содействие ускорению развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования ВЭД, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции – отошли на второе место. Это является основной причиной отставания в развитии регулирующей и защитной функций таможенно-тарифного механизма, что не способствует совершенствованию развития внешней торговли.18

     Наиболее  важным, направление развития таможенного  тарифа, должен стать переход от фискальной направленности таможенного  тарифа к приоритету его регулирующей функции.

     Повышение эффективности таможенно-тарифного  регулирования возможно при смене  направленности таможенного тарифа с выполнения фискальной на регулирующую функцию. При этом в рамках создания условий для экономического роста  можно выделить несколько направлений.

     Одно  из основных направлений развития таможенного  тарифа в РФ - это оптимизация  абсолютного размера ставок таможенных пошлин.

     Практика  свидетельствует, что высокие ставки пошлин эффективны лишь в том случае, когда необходимо ограничить ввоз тех или иных товаров. Если такая цель не ставится, высокие ставки не способствуют ведению честного бизнеса и, в конечном итоге, приводят к сокращению сумм таможенных платежей. Относительное снижение уровня ставок пошлин благоприятно сказывается на внешнеторговой деятельности и позволяет увеличить поступления в бюджет.

     Сегодня крайне актуальным вопросом является активизация ввоза в Россию технологического оборудования ввиду высокой степени  износа основных фондов на большинстве  российских предприятий. Следует отметить, что некоторые виды оборудования в России не производятся, но крайне необходимы для технического переоснащения отечественных предприятий до современного технологического уровня. Поэтому необходимо снижение (а возможно, и полная отмена) таможенных пошлин на импортируемое технологическое оборудование, особенно на уникальное, не производимое в России. 
 

     Глава3. Основные направления  таможенно-тарифной политики на 2011 год  и плановый период 2012 и 2013 годов. 

     3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе.

     Реализация  таможенно-тарифной  политики  в 2011  г.  и  в  плановый  период 2012-2013  годов  будет  осуществляться  в  качественно  иных  мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно:

     – посткризисное  восстановление  мировой  экономики  и  мировых  товарных рынков  будет  характеризоваться  высокой  нестабильностью,  значительными  колебаниями  конъюнктуры  и  цен,  что  существенно  повышает  требования  к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики;

     – ускорятся технологические и  структурные изменения в мировой  экономике, расширится  и  усложнится  ассортимент  торговли,  еще  более  возрастет конкурентоспособность  новых  центров  силы  из  числа развивающихся стран,  что потребует совершенствования структуры и других  качественных  параметров таможенного тарифа,  упорядочения  системы преференций,  повышения эффективности таможенного администрирования;

       – радикально  изменится  институционально-организационный и торгово-политический контекст осуществления таможенно-тарифной политики – в полном объеме  начнет  функционировать таможенный  союз  России,  Белоруссии  и Казахстана (ТС),  определятся основные  параметры   единого экономического пространства  трех  стран, будет создана многосторонняя  зона  свободной торговли СНГ,  Россия  в наиболее  вероятном сценарии  станет  членом  ВТО.  Это позволит регламентировать  и унифицировать все значимые  вопросы применения  мер торговой политики, в том числе таможенно-тарифного регулирования, в рамках ТС и  в  целом  СНГ  на  базе  норм  и  правил  многосторонней  системы  регулирования торговли, повысит предсказуемость и прозрачность торговых режимов стран СНГ;

     – создание  таможенного  союза  и  в  среднесрочной  перспективе –  единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана внесет неизбежные коррективы в процессы выработки и реализации торговой, в том числе таможенно-тарифной политики,  которая  должна  будет  строиться  с  учетом  интересов хозяйствующих  субъектов  и  потребителей  всех  стран-участниц,  предусматривать эффективные  механизмы  мониторинга  и  корректировки  принятых  решений  в зависимости от ситуации в различных частях ЕЭП;

     – гармонизация  норм  внешнеторгового  регулирования  и  торгово-политической  практики  стран  ТС  и  СНГ  в  целом  с  общепринятыми международными  нормами,  институциональная  консолидация  ТС  позволят перейти к решению практических вопросов формирования большого евразийского экономического  пространства  с  участием  Европейского  союза,  активизировать  переговорный процесс о создании  зоны свободной торговли с ЕС и рядом других стран дальнего зарубежья;

     – повышение  роли  государственной  поддержки  как  инструмента  роста конкурентоспособности  отечественных  производств,  укрепления  их  позиций  на внутреннем  и  внешних  рынках  потребует  более  тесного,  оперативного согласования мер торговой, в том числе таможенно-тарифной, политики с другими мерами  экономической  политики  в  целях  усиления  их  совокупного стимулирующего  эффекта (например,  развитие  институтов  и  инструментов поддержки  экспорта  должно  сопровождаться  упрощением  таможенных  и административных  процедур,  в  первую  очередь  по  группе  инновационной продукции);

     – интенсификация  инновационных  процессов  в  российской  экономике  требует  активного  включения  России  в  международную  научно-техническую  и производственно-технологическую  кооперацию,  что повысит  актуальность  задачи ее  стимулирования  средствами  таможенно-тарифной  политики  через снижение тарифного обложения материалов,  частей  и компонентов,  участвующих в кооперационном  обмене,  расширение  практики  использования экономических таможенных режимов, упрощение и ускорение таможенных процедур.

     Качественное  изменение  условий  осуществления  таможенно-тарифной политики  в  рассматриваемый  период  вызывает  необходимость  принятия   адекватных  содержательных  институциональных  и  организационно-процедурных  управленческих решений. 

     Во-первых,  необходимо  обеспечить  эффективность  и  оперативность механизма  функционирования   наднациональных  органов  таможенного  союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в  целом, так и каждой из  стран-участниц. Это требует внедрения   соответствующих правил, процедур и регламентов,  позволяющих действенно  согласовывать позиции сторон   в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов. 

     Во-вторых,  предстоит  выработать  и  внедрить  эффективные  механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых  российской  стороной  решений,  прогнозирование  их  социально-экономических  и  торгово-политических  последствий.  Необходимо  вести  дело  к тому,  чтобы  ведущая  роль  России  в  таможенном  союзе  подкреплялась  конкретными  результатами  в  отношении  соблюдения  экономических  и  торгово-политических  интересов  российской  стороны. В  этих  целях   предстоит  повысить   транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире  привлекать  к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование