Экономика таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ЭКОНОМИКЕ 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 10
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ 17
3.1 Экспорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года 17
3.2 Импорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года 20
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМО-
ЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Работа содержит 1 файл

р по этд.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Доля  экспорта машин и оборудования в  январе-марте 2011 года составила 3,5% (в  январе-марте 2010 года – 3,4%). По сравнению  с январем-мартом 2010 года стоимостной  объем поставок машин и оборудования возрос на 19,7%, в том числе: железнодорожного оборудования – в 4,7 раза, электрического оборудования – на 2,9%. Вместе с тем сократились стоимостные объемы механического оборудования на 12,0%. Физические объемы экспорта легковых автомобилей возросли на – 77,8%, а грузовых снизились на 32,7%. 

     Доля  экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий не изменилась по сравнению с январем-мартом 2010 года и составила 2,1%. Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем-мартом 2010 года на 14,3%. Физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов возросли на 4,9%, пиломатериалов – на 17,7%, целлюлозы – на 6,8%; физические объемы экспорта фанеры снизились на 3,2%, бумаги газетной – на 13,4%.

     В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-марте 2011 года доля топливно-энергетических товаров составила 66,4% от всего экспорта в эти страны, что на 12,9 процентных пункта больше, чем в январе-марте 2010 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-мартом 2010 года на 53,0%. Физические объемы экспорта угля каменного снизились на 13,8%, нефти сырой – на 64,3%, нефтепродуктов – на 10,3%, в том числе: бензина автомобильного – на 56,1%, керосина – на 54,9%, дизельного топлива – на 5,9%. Поставки газа природного возросли на 89,2%, топлив жидких – в 4,7 раза.

     Доля  экспорта машин и оборудования в  январе-марте 2011 года составила 8,7%  (в январе-марте 2010 года – 11,7%). По сравнению с январем-мартом 2010 года стоимостной объем экспорта  продукции машиностроения снизился на 8,5%, в том числе: механического оборудования – на 39,0%, железнодорожного оборудования – на 34,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 35,3%. Стоимостной объем экспорта электрического оборудования возрос на 38,2%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 17,6%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 36,6%, грузовых автомобилей – на 19,7%.

     Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в  страны СНГ в январе-марте 2011 года составил 8,4% (в январе-марте 2010 года – 9,3%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с январем-мартом 2010 года на 11,7%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии возросли на 23,6%, аммиака – на 86,6%, органических химических соединений на 97,6%, комплексных удобрений – на 59,5%. При этом снизились объемы поставок азотных удобрений – на 39,9%, пластмасс и изделий из них – на 35,1%.

     Доля  металлов и изделий из них в  экспорте в страны СНГ в январе-марте 2011 года составила 7,0% (в январе-марте 2010 года – 9,4%). Стоимостной объем данной товарной группы уменьшился по сравнению с январем-мартом 2010 года на 8,6%, а физический – на 24,1%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 24,1%, в том числе: ферросплавов – на 56,5%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 28,7%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта чугуна на 85,4%, полуфабрикатов из железа или нелегированной стали – на 42,9%.

     Доля  экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-марте 2011 года составила 3,2% (в январе-марте 2010 года – 4,0%). Стоимостной объем экспорта этих товаров сократился на 3,4%. Физические объемы экспорта пиломатериалов возросли на 15,2%, фанеры – на 11,7%, целлюлозы – на 1,7%, вместе с тем сократились объемы поставок бумаги газетной на 28,2%. 

3.2 Импорт России важнейших товаров за январь-март 2011 года

     Импорт России  в январе-марте 2011 года составил 60,2 млрд.долларов США и  по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 47,1%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 50,7 млрд.долларов США (рост на 46,6%), из стран СНГ – 9,5 млрд.долларов США (рост на 49,9%).

     Увеличение  стоимости российского импорта  в январе-марте 2011 года по сравнению  с январем-мартом 2010 года было обусловлено в большей степени ростом физического объема,  индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров в отчетном периоде составил к январю-марту 2010 года 106,2%.  

     В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин  и оборудования в январе-марте 2011 года приходилось 45,8% (в январе-марте 2010 года – 41,8%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 60,4%, в том числе: механического оборудования – на 47,1%, электрооборудования – на 49,7%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – в 2,1 раза, инструментов и аппаратов оптических – на 30,1%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос в 2,2 раза, грузовых – в 2,9 раза.

     Доля  импорта продовольственных товаров  и сырья для их производства составила 16,6% (в январе-марте 2010 года – 18,2%). Физические объемы поставок продовольственных  товаров по сравнению с январем-мартом 2010 года возросли на 28,6%, в том числе: свежемороженого мяса – на 13,4%, сливочного масла – на 49,4%, сыров и творога – на 16,1%, цитрусовых – на 16,9%, чая – на 7,8%, сахара-сырца – на 67,8%. Объемы закупок свежемороженой рыбы снизились на 30,1%, сгущенного молока – на 26,6%, кофе – на 3,4%. 

     Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта  составил 17,0% (в январе-марте 2010 года – 18,9%). Стоимостной объем ввоза  продукции химической промышленности возрос на 32,3%. Физические объемы поставок продуктов органических химических соединений по сравнению с январем-мартом 2010 года возросли на 31,6%, мыла и моющих средств – на 8,3%, пластмассы и изделий из нее – на 38,8%, каучуковых и резиновых изделий – на 51,8%.

     Доля  импорта текстильных изделий  и обуви в январе-марте 2011 года составила 6,9% (в январе-марте 2010 года – 7,1%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем-мартом 2010 года на 42,7%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли на 1,3%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 20,2%.

     Удельный  вес импорта металлов и изделий  из них в январе-марте 2011 года составил 5,7% (в январе-марте 2010 года – 5,6%). Стоимостной  объем данной товарной группы по сравнению  с январем-мартом 2010 года возрос на 50,7%, а физический – на 52,9%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 57,1%, в том числе труб – в 2,8 раза.

     В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-марте 2011 года доля машин и оборудования составила 34,7% (в январе-марте 2010 года – 24,0%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-мартом 2010 года возрос на 60,3%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 11,7%, электрического оборудования – на 12,1%, железнодорожного оборудования – в 2,6 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,1 раза, инструментов и аппаратов оптических – на 52,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,2 раза.

     Удельный  вес металлов и изделий из них  в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-марте 2011 года составил 21,0% (в январе-марте 2010 года – 18,4%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 14,5% (15,0%), топливно-энергетических товаров – 8,2% (14,4%), продукции химической промышленности – 8,3% (10,0%), текстильных изделий и обуви – 5,2% (4,6%).

     Рост  стоимостных объемов импорта  из стран СНГ по сравнению с  январем-мартом 2010 года наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры, исключение составили  топливно-энергетические товары и продукция химической промышленности (снижение на 37,3% и 9,0% соответственно). Увеличение стоимостного объема ввоза вызвано в основном ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них – на 9,5 %, мяса свежемороженого – на 68,3%, кукурузы – в 4,4 раза, масла растительного – в 6,2 раза, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – на 53,2%.

     В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-марте 2011 года приходилось 47,5%  российского товарооборота (в январе-марте 2010 года – 51,9%). На страны СНГ в январе-марте 2011 года приходилось 16,5% российского товарооборота (в январе-марте 2010 года – 13,9%), на страны ЕврАзЭС – 8,4% (7,6%), на страны АТЭС – 23,3% (20,4%). 

     Основными торговыми партнерами России в январе-марте 2011 года среди стран дальнего зарубежья  были: Китай, товарооборот с которым  составил 18,0 млрд.долларов США (150,1% к  январю-марту 2010 года), Нидерланды – 14,3 млрд.долл.США (107,6%), Германия – 14,2 млрд.долл.США (128,2%), Италия – 9,0 млрд.долл.США (101,2%), Турция – 7,9 млрд.долл.США (135,5%), Япония – 6,9 млрд.долл.США (167,5%), Польша – 6,6 млрд.долл.США (125,8%), Франция – 5,9 млрд.долл.США (128,1%), США – 5,3 млрд.долл.США (144,7%), Республика Корея – 4,5 млрд.долл.США (131,3%). 
 
 
 

ГЛАВА 4                                                                                             ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Сиюминутные фискальные выгоды не должны заслонять  долгосрочные перспективы таможенной дела. Поэтому сегодня принципиально  важно по-новому расставить акценты  и обеспечить разумный баланс между  тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.  
           Государство до сих пор не определило приоритетные сферы экономики - это мешает направить точно острие таможенной политики. Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране полное отсутствие хлопка и 65-процентный дефицит глинозема, то необходимо создавать условия для сохранения данных отраслей промышленности. Конечно, следует оказывать поддержку российским энергоносителям или конкурентоспособному машиностроению. Нет контроля за потоками лекарственных средств и препаратов. Очевидно, что импорт в Россию будет повышаться. Люди будут больше тратить на свое лечение, а отечественных лекарств в стране крайне мало. Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

     Действующее российское законодательство позволяет  применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.  
Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.  
У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики.

       Но на практике предпочтение  сегодня, к сожалению, отдается  лишь одной функции - фискальной. В законе о бюджете и других  нормативных актах установлены  количественные показатели по  сбору платежей.

Таблица 1

Динамика  взимания таможенных платежей в период 2005-2010 гг. (план, прогноз)

Вид платежа Отчетный  период Плановый  период (прогноз)
  2005 г., млн. руб. 2006 г., в % к 2005 2007 г., в % к 2005. 2008 г., в %           к 2005 г. 2009 г.. в % к 2005. 2010 г.. в            к 2005 г.
НДС 262 973,6 121,9 142.2 165,9 190,4 219,5
Акциз при  ввозе 4421,6 168,9 155.3 200 237.5 275
Вывозная  пошлина 294 786,9 222,4 210.3 227 261,9 275,6
Ввозная пошлина 158 002,2 129,2 160,2 184,5 207,4 238,9
Сборы и иные платежи 37 459,6 84,7 78,2 85,9 90,8 96,4
Всего 757 644 160,9 169,3 !89,7 216,9 239,4

Информация о работе Экономика таможенного дела