Роль таможенных органов в развитии национальной экономики. Экономические задачи таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы выполняют множество задач, но большую их часть можно считать экономическими, так как их решение приводит к ускорению развития национальной экономики, совершенствованию её структуры, становлению цивилизованного рынка, обеспечению экономической безопасности. Кроме того, решение этих задач требует затрат производственных ресурсов и оценивается экономическими показателями - экономией или перерасходом выделенных из федерального бюджета средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Экономические аспекты деятельности таможенных органов………………………………………..…………………………………...5
1.1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов………………………………….……………..……………………5
1.2. Тарифное регулирование………………..………………………...…12
1.3. Внешнеторговая деятельность...………………………………….....18
Глава 2. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………….…..21
2.1. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами…………………………………………………………………...21
2.2. Проблемы таможенной политики и пути их решения………………………………………………………………...….23
Заключение………………………………………………………………....……28
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Начало курсовой.docx

— 52.86 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ России

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального             образования

«АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУВПО  «АмГУ»)

Биробиджанский  филиал

 

 

 

Факультет экономический

Кафедра таможенного дела, коммерции  и управления

Специальность 080115 – Таможенное дело

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: Роль таможенных органов в развитии национальной экономики. Экономические задачи таможенного дела.

 

по дисциплине «Экономика таможенного дела»

 

 

 

Исполнитель

студент группы 075-БА _________________________    О. В. Супрунова 

                                                                                    (подпись, дата)

 

 

Руководитель             _________________________    Л. П. Дьяконова

                                                                                    (подпись, дата)

 

 

Нормоконтроль

Ассистент                         ___________________________    Л. А. Максюкова

                                                                                    (подпись, дата)

 

 

 

Биробиджан 2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Экономические аспекты деятельности таможенных органов………………………………………..…………………………………...5

1.1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов………………………………….……………..……………………5

1.2. Тарифное регулирование………………..………………………...…12

1.3. Внешнеторговая деятельность...………………………………….....18

Глава 2. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………….…..21

2.1. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами…………………………………………………………………...21

2.2. Проблемы таможенной политики и пути их решения………………………………………………………………...….23

Заключение………………………………………………………………....……28

Список использованных источников……………………………………..……30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современный  период, в условиях развития рыночных отношений в России, восстановления функций таможенного дела, как  регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает роль таможенных органов, их место в государственном  устройстве.

Таможенные  органы выполняют множество задач, но большую их часть можно считать  экономическими, так как их решение  приводит к ускорению развития национальной экономики, совершенствованию её структуры, становлению цивилизованного рынка, обеспечению экономической безопасности. Кроме того, решение этих задач  требует затрат производственных ресурсов и оценивается экономическими показателями - экономией или перерасходом выделенных из федерального бюджета средств.

В этой связи  возрастает научный и практический интерес к познанию роли и функций  таможенных органов, их места в государственном  устройстве. Этим обусловлена актуальность данной темы курсовой работы.

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным её обоснование  автор ставит целью работы выявить роль таможенных органов в развитии национальной экономики.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:

  1. Исследовать экономически аспекты деятельности таможенных органов.
  2. Рассмотреть основные экономические задачи и функции таможенных органов.
  3. Рассмотреть тарифное регулирование.
  4. Исследовать внешнеторговую деятельность.
  5. Исследовать существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач.
  6. Рассмотреть экономические проблемы, решаемые таможенными органами.
  7. Проанализировать проблемы таможенной политики и пути их решения.

В работе были использованы теоретические материалы, взятые из учебников и учебных  пособий по разрабатываемой теме, статистические данные из виртуальных  источников и сайтов всемирной сети "Интернет", а также были использованы высказывания и мнения высокопоставленных чиновников нашего государства по теме перспектив развития таможенного дела в РФ.

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

1.1. Основные экономические задачи и функции

таможенных  органов

Таможенное  дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Содержание таможенного дела определяют его функции и задачи. Под функциями  следует понимать объективно обусловленные  основные цели таможенной системы, а  под задачами - набор проблем, решение  которых приводит к достижению поставленных целей, то есть реализации функций.

Таможенные  органы Российской Федерации выполняют  комплекс взаимосвязанных функций: регулятивную, контрольную, правоохранительную, экономическую, информационно-аналитическую, осуществляют управленческую, оперативную, фискальную, правовую, и обеспечивающую деятельность, решают разнообразные  задачи.

Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой РФ непосредственно связаны  с выполняемыми ими функциями. Такими задачами являются:

- участие в разработке таможенной политики РФ и ее реализация;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

- защита экономических интересов РФ;

- взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

- участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС и реализация этих мер;

- ведение борьбы с контрабандой;

- ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;

- ведение ТНВЭД;

- содействие развитию внешнеэкономических связей;

- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Это далеко не полный перечень задач, выполняемых  таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного  дела широк и многообразен. Кратко прокомментируем основные экономические  задачи.

Федеральная таможенная служба (ФТС) России вместе с региональными таможенными  управлениями, таможнями, другими таможенными  учреждениями вырабатывает и реализует  таможенную политику. Причем наиболее трудным является практическое осуществление  таможенными органами конкретных задач  и полномочий в сфере таможенного  дела, что обусловлено постоянно  изменяющимися обстоятельствами в  РФ - экономическими, политическими, социальными  и др.

Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут  быть связаны с развитием промышленного  комплекса, транспорта, связи, строительства  и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные  и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, а  также регионов, предприятий и  организаций. 1

На сегодняшний  день ни для кого не секрет, что, при  все большем развитии мирового разделения труда, России привязывается роль сырьевой страны. Наряду с тем, что многие виды отечественной продукции подвергаются дискриминации на зарубежных рынках и еще большая часть их не может  поставляться из-за низкого качества. Выходов из данной кризисной ситуации несколько, остановимся на одном из них.

Для повышения  конкурентоспособности и вовлечении российских предприятий в мировой  производственный процесс необходим  выход отечественной продукции  на иностранные рынки, причем в сложившейся  ситуации наиболее приемлемо - создание совместных предприятий и транснациональных корпораций за рубежом на основе отечественного производства. Здесь необходимо отметить, что позволить себе прямые инвестиции по созданию предприятий на территории иностранных государств могут позволить себе лишь очень крупные компании и, в основном, сырьевые предприятия. Таким образом, реализовать поставленную цель не удастся, по крайней мере, сразу. 2

Помимо  прямых инвестиций по классической теории Ф. Котлера существует еще два  способа проникновения на зарубежные рынки - это экспорт и совместная предпринимательская деятельность. При выборе модели проникновения  на зарубежный рынок важнейшее значение имеют два фактора: степень риска, связанная с той или иной моделью, и степень контроля над ходом  процесса международного развития, которая  может быть достигнута при использовании данной модели.

Такая форма  международной деятельности, как  экспорт, связана с низким риском, так как не требует больших  инвестиций. Каждая последующая модель проникновения предполагает более  значительные инвестиции и, следовательно, сопряжена с большим риском. Параллельно  с увеличением степени риска  возрастает и степень контроля над  зарубежным рынком, которая может  быть достигнута в рамках конкретной формы международной деятельности.

Многие  российские фирмы избегают заниматься внешнеторговыми сделками, предпочитая  продажи на внутреннем рынке, тем  более, что внутренний рынок довольно обширен и лишь немногие разработки не находят применения из-за отсутствия спроса. К выходу на внешние рынки  могут подтолкнуть два фактора.

Во-первых, это ослабление маркетинговых возможностей или изменение конъюнктуры внутреннего рынка.

Во-вторых, фирмы могут быть привлечены ростом возможностей, открывающихся на внешнем  рынке для их товаров. 3

В связи  с этим таможенные органы России совместно  с Правительством с помощью осуществления  ряда мер таможенной и внутренней политики могут способствовать проникновению  отечественных производителей на зарубежные рынки. Введение налога, подталкивающего  выход на внешний рынок предпринимателей, увеличит объемы иностранной валюты в стране, а, следовательно, привлечение  дополнительного капитала будет  способствовать дальнейшему развитию производства. Мера довольна жесткая  и радикальная и требует детального рассмотрения и расчета.  
Другой мерой, которую могли бы взять на себя таможенные органы является публикация переработанных данных таможенной статистики и информации о намечающихся мировых тенденций, возможностях и перспективных рынков.  
Таким образом, должно осуществляться практическое применение пассивной статистической информации. Заинтересованные предприятия увидят потенциальные возможности не уходя с внутреннего рынка, получить для себя и привлекательные внешние рынки, несмотря на все издержи и дополнительные затраты в связи с операциями за рубежом. 4

Таможенные  органы в деле обеспечения экономической  безопасности страны могут применять  и меры экономической политики. Под  мерами экономической политики в  таможенном деле понимаются разнообразные  ограничения на ввоз в РФ и вывоз  из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических  интересов РФ, выполнения ею своих  международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, так и защиты внутреннего  потребительского рынка, либо установленные  в качестве ответной меры на дискриминационные  или другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенными ею международными договорами.

К мерам  экономической политики относятся  установление запретов и ограничений  на ввоз и вывоз товаров, минимальных  и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования  взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

В ТК ТС приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.

Наряду  с полным запретом в отношении  ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров  и транспортных средств допускается  применение таких мер экономической  политики, как различные ограничения:

- товарные ограничения - ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;

- ограничения по времени - ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени;

- квотирование - количественные ограничения экспорта и импорта товаров;

- географические ограничения - ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран.

Квотирование  как мера экономической политики представляет собой введение количественных и стоимостных ограничений ввоза  и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В  РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений. Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

Информация о работе Роль таможенных органов в развитии национальной экономики. Экономические задачи таможенного дела