Роль таможенных органов в развитии национальной экономики. Экономические задачи таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы выполняют множество задач, но большую их часть можно считать экономическими, так как их решение приводит к ускорению развития национальной экономики, совершенствованию её структуры, становлению цивилизованного рынка, обеспечению экономической безопасности. Кроме того, решение этих задач требует затрат производственных ресурсов и оценивается экономическими показателями - экономией или перерасходом выделенных из федерального бюджета средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Экономические аспекты деятельности таможенных органов………………………………………..…………………………………...5
1.1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов………………………………….……………..……………………5
1.2. Тарифное регулирование………………..………………………...…12
1.3. Внешнеторговая деятельность...………………………………….....18
Глава 2. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………….…..21
2.1. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами…………………………………………………………………...21
2.2. Проблемы таможенной политики и пути их решения………………………………………………………………...….23
Заключение………………………………………………………………....……28
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Начало курсовой.docx

— 52.86 Кб (Скачать)

Лицензирование  в таможенном деле - разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное  перемещение которых через таможенную границу не допускается. Соответственно различаются лицензии ввозные, вывозные и транзитные. Лицензии выдаются уполномоченным на то государственным органом, т.е. Министерством внешних экономических  связей РФ. Лицензии выдаются на основании  квот на определенное количество товара и действуют в течение указанного в них срока.  
В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении экспорта и импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.

Крайними  мерами экономической политики являются таможенная блокада и эмбарго.

Таможенная  блокада может осуществляться путем  приостановки выполнения таможенного  оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических  связей блокируемого государства.

Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза  в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. В современной международной  практике применяется как средство экономического или финансового  давления, как форма репрессий. Эмбарго  служит основанием для приостановки или прекращения экспортно-импортных  операций, выполнения всех или некоторых  конкретных обязательств в таможенной сфере.5

Ввоз  и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под действие мер экономической политики, допускается  таможенными органами при условии  соблюдения требований, установленных  актами законодательства РФ и международными договорами РФ. Расходы, возникшие у  лица, перемещающего товары, либо у  перевозчика в связи с введением  указанных ограничений, государственными органами РФ не возмещаются. 6

Таким образом, анализ данного параграфа показал, что таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики.  Таможенное дело снижает внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасности страны и т.д. 

 
1.2. Тарифное регулирование

 

Тарифное  регулирование в таможенном деле - это меры государственного воздействия  на внешнеэкономические связи страны, основанные на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.

Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых  является неотъемлемым условием ввоза  товаров на таможенную территорию ТС или вывоза товара с этой территории.

Основные цели таможенного тарифа:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

- поддержание рационального соотношения вывоза товаров и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на таможенной территории ТС;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику и др.

Единый  таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ ТС) — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих  стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Ставки  ввозных таможенных пошлин Единого  таможенного тарифа таможенного  союза применяются в зависимости  от страны происхождения ввозимых товаров  и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза.

По сравнению  с Таможенным тарифом РФ, в ЕТТ  насчитается около 4000 изменений. Все  они касаются ставок импортных пошлин. Сама товарная номенклатура ТН ВЭД  ТС осталась практически прежней (внесено  лишь несколько поправок). Действующие в настоящее время коды товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности основаны на принятой ранее «Товарной номенклатуре ВЭД» СНГ, а также «Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» Всемирной таможенной организации. Действующие на таможенной территории Российской Федерации и Таможенного союза коды товаров ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС вступили в силу 27.11.2009 года и, в общем, насчитывают 21 раздел, состоящий из 97 групп. С появлением новых и видоизмененных товаров их классификацией и внесением в перечень товаров занимается единая комиссия Таможенного союза.

К числу  таможенных платежей отнесены: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы  за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном  порядке таможенными органами РФ.

Таможенная  пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Уплата  таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным  принуждением. Таможенная пошлина взимается  без встречного удовлетворения, т.е. не представляет собой плату за услуги. 7

Основной  принцип регулирования таможенно-тарифных отношений - принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин. Указанный в таможенном тарифе денежный размер пошлины (платежа), подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с этой территории, называется ставкой таможенной пошлины. Ставки таможенных пошлин в РФ определяются Правительством РФ и периодически меняются.  
В зависимости от метода исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Допускается установление тарифных льгот и преференций  по таможенному тарифу. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем  порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в форме возврата ранее  уплаченной пошлины, освобождение от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Под тарифными  преференциями понимаются специальные  преимущества, предоставляемые при  обложении таможенными пошлинами  для всех или нескольких товаров  отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран. Допускается  установление преференций в отношении  товаров: происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз; происходящих из развивающихся стран, пользующихся схемой преференций РФ, например Албания, Алжир, Куба, Монголия и др.

Таможенные  привилегии - это преимущества, предоставляемые  определенным физическим, должностным  лицам при перемещении через  таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и  других предметов. Проявляются в  виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или других платежей, либо упрощений процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур.

Таможенные  пошлины классифицируются по разным критериям. По объекту взимания различают: ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в РФ не взимаются.  
Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике. Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов.

Вывозные  пошлины выполняют фискальную функцию  таможенно - тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены.

В целях  оперативного регулирования ввоза  и вывоза товаров устанавливаются  сезонные пошлины. Отдельную графу  образуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических  интересов РФ. К их числу относятся: специальные, антидемпинговые и  компенсационные пошлины.  
Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию товаров  по цене более низкой, чем их нормативная  стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза.  
Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. 8

В отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу, действующим законодательством  предусматривается уплата не только таможенных пошлин, но и иных платежей, охватываемых понятием тарифных мер  регулирования: налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные сборы  за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение  товаров, сборы за выдачу лицензий таможенными  органами РФ, сборы за выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара. Под таможенной стоимостью товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или  подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы.

Таможенные  платежи уплачиваются непосредственно  декларантом или иными лицами в соответствии с ТК ТС до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный ТК ТС, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.

Таможенные  платежи уплачиваются таможенному  органу, производящему таможенное оформление товаров, или на складах которого происходит хранение товаров либо осуществляющему  информирование, консультирование, принятие предварительного решения и т.д.  
Таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте.

Неуплаченные  таможенные платежи взыскиваются таможенными  органами в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта  неуплаты, за исключением взыскания  платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскивание производится в судебном порядке.

Итак, таможенные пошлины выполняют ряд функций. Самыми важными из них являются следующие:

1) Регулирующая  функция - позволяет государству  регулировать внешнеторговые отношения,  изменять баланс импорта и  экспорта в нужную сторону,  позволяет выбирать приоритетные  области экспорта, импорта и регулировать  общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

2) Фискальная  функция - эта функция таможенных  пошлин состоит в том, чтобы  наполнять казну государства,  т.е. доходную часть государственного  бюджета за счет уплаты импортерами  (в основном), а также экспортерами  таможенных платежей за ввоз  или вывоз товаров за территорию государства.

3) Контролирующая  функция - состоит в том, что  благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно  судить об объеме экспорта  и импорта товаров. Можно оценить  внешнеторговое сальдо, а также  структуру экспорта и импорта  и на основе этих данных  воспользоваться регулирующей функцией  для стимуляции экспорта в  определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия  для развития отстающих отраслей. 9

Итак, анализ данного параграфа показал, что значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.  Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических целей таможенного дела.  Стабилизация положения в стране зависит от фискальных доходов, взимаемых таможенными органами с участников ВЭД.

 

1.3. Внешнеторговая деятельность

 

Внешнеторговая  деятельность- это предпринимательская  деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Информация о работе Роль таможенных органов в развитии национальной экономики. Экономические задачи таможенного дела