Роль таможенных органов в развитии южного региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономики Южного региона, анализ деятельности.

В связи с поставленной целью, в работе выдвигаются следующие задачи:

дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;
определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;
выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;
показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед регионом;
осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;
выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в ЮФО.

Работа содержит 1 файл

Осн часть.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Введение

Одним из наиболее важных элементов системы государственного управления внешнеполитическими связями является таможенная структура, и в первую очередь - таможенно-тарифный механизм, без которого невозможно наладить здоровую экономическую политику в государстве.

Таможенное  дело - это порядок и условия  перемещения через таможенную границу  товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного  оформления, организация и осуществление  таможенного контроля.

Таможенное  дело составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное  дело относится к ведению высших органов законодательной и исполнительной власти государств.

В современный  период, в условиях развития рыночных отношений в России, восстановления функций таможенного дела, как  регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает роль таможенных органов, их место в государственном устройстве.

Поиски  путей более рациональной организации  таможенного контроля требуют научного предвидения и прогнозирования, разработки теории таможенного дела. Государства стремятся к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

В этой связи возрастает научный и практический интерес к познанию роли и функций  таможенных органов, их места в государственном  устройстве. Этим обусловлена актуальность данной темы курсовой работы.

Цель  работы состоит в том, чтобы исследовать  назначение и функции таможенного  дела в развитии экономики Южного региона, анализ деятельности.

В связи  с поставленной целью, в работе выдвигаются следующие задачи:

  • дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;
  • определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;
  • выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;
  • показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед регионом;
  • осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;
  • выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в ЮФО.

Объектом  исследования является механизм таможенного  дела в ЮФО.

Предметом исследования в работе является ролевая  деятельность таможенных органов региона в деле осуществления вклада в развитие экономики.

В работе были использованы теоретические материалы, взятые из учебников и учебных  пособий по разрабатываемой теме, статистические данные из виртуальных  источников и сайтов всемирной сети "Интернет", а также были использованы высказывания и мнения высокопоставленных чиновников нашего государства по теме перспектив развития таможенного дела в РФ.

 

Раздел 1. Теоретические основы таможенного  дела как регулятора внешнеэкономической  деятельности государства

1.1 Понятие,  сущность и цели таможенного дела

Термин "таможенное дело" (таможенная деятельность) происходит от слова "тамга" (тюрск. - монг), которое употреблялось в  России в XIII - XV вв. применительно к  сбору с торговых сделок. От слова "тамга" в дальнейшем образовался  глагол "тамжить", т.е. облагать товар пошлиной. [1, с.17]

В современном  понимании "таможенное дело" - это  сложное комплексное понятие, непосредственно  связанное с внешней и внутренней политикой российского государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов и потребностей.

В нормативных  правовых актах содержались различные  определения понятия таможенного  дела. Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляют Правительство РФ, премьер-министр РФ и Президент РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Государственный таможенный комитет РФ.

Таможенная  политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Одной из главных целей таможенной политики является стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не только таможенная политика, но и средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др. [2, с.48]

Из самого словосочетания "таможенное дело" следует, что оно в собственном  смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность. [1, с.18]

В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной  власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Отнесение таможенного дела к ведению федеральных  органов государственной власти гарантируется также и особенностями  законодательного процесса в отношении  федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. [2, с.49]

Структуру современного таможенного дела в  общем виде можно представить  следующим образом:

Принципы  перемещения через таможенную границу  товаров и транспортных средств;

Таможенные  режимы;

Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

Таможенное  оформление;

Таможенный  контроль;

Предоставление  таможенных льгот;

Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

Правовая  регламентация ответственности  за правонарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или  иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности  нужно через призму единства и  тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в  совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются  посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров  и транспортных средств через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов - за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение и других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.

Регулятивные  цели таможенного дела достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу  Российской Федерации, а также путем  установления запретов и ограничений  на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные  цели таможенного дела заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. [3, с.34]

Таможенный  кодекс определяет общее направление  развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми  международными нормами и практикой.

Очевидная "внешняя" направленность таможенного  дела выражается в том, что Таможенный кодекс допускает в интересах  развития и укрепления международной  экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими  государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. [4, с.22]

В таможенном законодательстве используется ряд  специфических таможенно - правовых терминов, таких как, например, "таможенная территория", "таможенная граница", "таможенный режим", "декларант", "таможенная пошлина" и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как "товары" и "транспортные средства", в таможенном законодательстве имеют свое специфическое толкование. [3, с.36]

Интеграционный  процесс сегодня идет практически  на всех странах и континентах  и охватывает. В этот процесс включатся  различные по уровню своего политического  и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.

Специфика внутригосударственного таможенного  регулирования проявляется среди  прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным  правом. В сферу международно-правового  таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки находящихся под таможенным контролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др. [3, с.42]

Итак, таможенное дело в современном понимании  охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

 

1.2 Таможенная  политика как основа таможенного  дела

Таможенная  политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию  внешнеторгового обмена (объема, структуры  и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная  политика - это органичная составная  часть внутренней и внешней политики Российской Федерации. [5, с.112]

Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность ее выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны. По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта). Основным средством осуществления таможенной политики являются: установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов. Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства. [1, с. 203]

В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими источниками таможенного права. Таможенные органы Российской Федерации участвуют в формировании таможенной политики и реализуют эту политику.

Основные  цели таможенной политики:

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации,
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка,
  • стимулирование развития национальной экономики,
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Российской Федерации,
  • иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Роль таможенных органов в развитии южного региона