Роль таможенных органов в развитии южного региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономики Южного региона, анализ деятельности.

В связи с поставленной целью, в работе выдвигаются следующие задачи:

дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;
определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;
выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;
показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед регионом;
осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;
выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в ЮФО.

Работа содержит 1 файл

Осн часть.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

В целом  товарная структура экспорта ЮФО 2010 года определила ведущие позиции  за минеральными продуктами, доля которых  выросла с 35,7% в 2009 году до 60,2% в 2010 году. Далее следуют продовольственные  товары и сельхозсырье, доля которых снизилась с 31% до 16%. По остальным отраслям изменение долевого участия было не таким существенным. В целом на металлы и изделия из них в структуре экспорта отчетного года пришлось 13% (2009 г. – 15,6%), химическую продукцию 3,7% (2009 г. – 4,2%), машиностроение 4,7% (2009 г. – 8,5%).

Минеральных продуктов за год экспортировано около 15,6 млн тонн стоимостью 7,6 млрд долл. США. При этом следует отметить, что если вес продукции отрасли  увеличился в 1,6 раза, то стоимость –  в 2,4 раза, что свидетельствует не только о росте средних цен на основные экспортируемые товары, но и о структурных сдвигах, произошедших в отрасли. Высокая доля сохранилась за нефтепродуктами (73,7%), при этом, на долю сырой нефти пришлось 12,5%, электроэнергии - 10,9%, угля - 1,5%. Повышение мировых цен по профилирующим позициям обусловило опережающие темпы роста стоимости относительно физических объемов. Среди ведущих экспортеров нефтепродуктов – Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области. Экспортером электроэнергии и сырой нефти является Краснодарский край, угля – Ростовская область. Крупнейшими импортерами минеральной продукции остаются Италия, Турция, Финляндия, Мальта, Нидерланды, Швейцария и другие страны. Возобновились поставки этой продукции в Швейцарию и Хорватию.

В 2010 году вывезено 14,2 млн тонн стоимостью более 2 млрд долл. США продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья участниками ВЭД, что в 2,9 и 1,3 раза соответственно ниже уровня 2009 года. В связи с тем, что данные о взаимной торговле государств-членов Таможенного союза не включаются в бюллетени по внешней торговле, с 1 июля 2010 года в таможенных органах отсутствует информация о подаче волжской воды в оросительную сеть Казахстана, что в значительной степени повлияло на снижение физических объемов экспорта данной категории товаров (справочно: в прежние годы вода на орошение в объемах 4,5 –5,0 млн. тонн ежемесячно подавалась из Волги в оросительную сеть Казахстана с мая по октябрь включительно). По-прежнему в основе стоимостного экспорта – злаки, занимающие 62,7% в стоимостных объемах экспорта данной категории товаров. Вывоз злаков за год составил 7,4 млн тонн стоимостью 1,3 млрд долл. США, что на 42,8% по весу и на 35% по стоимости ниже объемов 2009 года. На снижение объемов экспорта злаковых повлиял запрет на вывоз некоторых видов зерновых культур и муки, введенный постановлением Правительства РФ с 15 августа до конца 2010 года. Среди остальных профилирующих сельскохозяйственных товаров - жиры и масла растительного происхождения (15,3%), остатки и отходы пищевой промышленности (8,7%), табак и табачные изделия (3,8%), масличные семена (2,0%). Из вышеперечисленных товаров лишь по табаку, а также остаткам и отходам пищевой промышленности зафиксирован рост объемов. Сельхозпродукцию экспортировали участники ВЭД Ростовской области (48,5%), Краснодарского края (45,5%), Волгоградской области (4,5%).

Объемы  экспорта металлов и изделий из них  составили около 1,7 млрд долл. США (2009 г. – 1,4 млрд долл. США), 2,8 млн тонн (2009 г. - 1,9 млн тонн). Сохраняли высокий удельный вес в структуре данной категории товаров черные металлы (58,7%) и изделия из них (26,1%), алюминий и изделия из него (13,2%), медь и изделия из нее (1,7%). При этом поставки черных металлов по стоимости выросли относительно уровня 2009 года в 1,6 раза, меди – 1,4 раза, а изделий из черных металлов снизились на 15%, алюминия – на 11%. Важнейшим товаром среди металлов оставались полуфабрикаты из железа и стали (655,9 млн долл. США), стоимость которых увеличилась по сравнению с 2009 годом на 20,5%, а вес - на 18,3%. Активизировался вывоз лома черных металлов. Его объемы выросли в 28 раз относительно 2009 года, составив 210,2 млн долл. США. Следует отметить возобновление декларирования в 2010 году лома черных металлов участниками ВЭД Краснодарского края и Астраханской области. Основными потребителями металлургической продукции, экспортируемой участниками ВЭД округа, выступали Турция (22,8%), Иран (13%), Казахстан (9%), Швейцария (8,8%).

Стоимость экспортированной химической продукции  составила 472,8 млн долл. США, что почти на четверть выше объемов 2009 года. Вес продукции вырос на 16,2%, составив 811,3 тыс. тонн. Ассортиментный ряд представлен удобрениями (22,5%), продукцией неорганической химии (27,5%), органическими химическими соединениями (15,7%), пластмассами и изделиями из них (13,4%), изделиями из каучука и резины (11,4%) и другой продукцией. Ведущими экспортерами органической и неорганической продукции, каучука и резины были участники ВЭД Волгоградской области, удобрений – Краснодарского края, пластмасс и изделий из нее – Ростовской области. Основными потребителями продукции остаются Украина и Казахстан - треть объемов экспорта. Из стран дальнего зарубежья следует выделить Индию, Бразилию, Нидерланды, Турцию, Польшу.

Вывоз машиностроительной продукции составил около 598 млн долл. США, что на 21,5% меньше, чем в 2009 году. Ассортиментный ряд представлен широким спектром товаров, но в числе профилирующих  – плавсредства (39%), а также различное оборудование (36%). Решающее влияние на снижение объемов экспорта машиностроительной продукции оказало многократное сокращение поставок летательных аппаратов, а также отдельных видов оборудования и сельскохозяйственной техники. Импортеры - преимущественно страны СНГ - Украина, Туркмения и Казахстан. Из стран дальнего зарубежья ведущими импортерами оставались Израиль, Германия, Турция и Китай. В основном машиностроительную продукцию поставляли участники ВЭД Ростовской (66% стоимостных объемов) и Астраханской (12,7%) областей, Краснодарского края (17,2%).

Всего за год участниками ВЭД округа импортировано товаров почти на 9,9 млрд долл. США, физические объемы составили около 8,8 млн тонн. Импорт продукции демонстрирует прирост в 1,4 раза по стоимости и в 1,3 раза по весу. Расширился ассортимент ввозимых товаров.

Ранжированный ряд элементов товарной структуры  импорта остается прежним, сохраняя лидирующие позиции за машиностроением  и продовольствием. Долевое участие  продукции машиностроения снизилось  с 34% до 27,8%, продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья для их производства, наоборот, демонстрировало рост с 24,5% до 25,9%. Далее в структуре импорта следуют металлы и изделия из них (19,1%), химическая продукция (9,3%), минеральные продукты (7,2%), текстиль, текстильные изделия и обувь (4,0%), древесина и изделия из нее (2,5%).

Из числа  профилирующих товарных групп в  импорте наибольший рост объемов  зафиксирован в отношении минерального топлива, жиров и масел, черных металлов, стоимостные показатели которых  превысили уровень 2009 года более  чем в 2 раза; фруктов - 1,8 раза; минерального топлива – в 1,6 раза, пластмасс и изделий из них, изделий из черных металлов, овощей - в 1,5 раза. Вместе с тем, сократились поставки плавсредств, алкогольной и безалкогольной продукции, оптических и измерительных приборов.

Продовольственных товаров и сельхозсырья для их производства в 2010 году ввезено около 2,4 млн тонн стоимостью 2,6 млрд долл. США, и это больше, чем в 2009 году, на треть по весу и в 1,5 раза по стоимости. В основе продовольственного импорта - фрукты, овощи, масличные, сахар-сырец, жиры и масла, табак, готовые пищевые продукты и т.д. Поставщиками в основном выступали Турция, Бразилия, Египет, Индонезия, Израиль и Украина, а реципиентами – Краснодарский край (80,7% стоимостных объемов) и Ростовская область (11,4%). Высокие объемы ввоза сельхозпродукции участниками ВЭД Краснодарского края обусловлены функционированием на территории края производственных мощностей по производству сахара, кофе и других продовольственных товаров.

Стоимостные объемы машиностроительной продукции, ввезенной в 2010 году, выросли на 14,3% и составили 2,7 млрд долл. США. Ассортиментный ряд ввезенной машиностроительной продукции разноплановый, однако, профилирующими позициями остаются комплектующие для сборки автомобилей, сельскохозяйственная техника, машины и устройства для погрузки грузов, трансформаторы, холодильники, плавучие средства и др. Основные импортеры – Ростовская область (50,5%), Краснодарский край (37,6%), Волгоградская область (6,7%). Ведущие поставщики машиностроительной продукции - Китай (21,4%), Украина (19,2%), Германия (13,1%), Италия и Корея (по 5,4%).

Стоимость импортируемых металлов и изделий  из них составила около 1,9 млрд долл. США, весом почти 1,9 млн тонн, что  выше объемов 2009 года в 1,8 раза по стоимости и в 1,6 раза по весу. Рост импортных поставок затронул всю основную номенклатуру данного сегмента товаров, за исключением никеля и изделий из него. География основных стран-контрагентов представлена Украиной (57,4% стоимостных объемов), Китаем (15,3%), Германией (5,3%) и другими странами. При этом стоимость продукции, ввезенной из Украины, выросла по сравнению с 2009 годом в 1,8 раза, из Китая – в 3 раза, из Германии – на 17%.

На четверть по весу и в 1,4 раза по стоимости относительно 2009 года возросли поставки химической продукции. За год ввезено 905 тыс. тонн продукции на сумму 919,4 млн долл. США. Как и годом ранее, основой импорта данного сегмента товаров оставались пластмассы и изделия из них, продукция органической и неорганической химии, экстракты и красители, каучук, резиновые изделия, мыло и моющие средства. Увеличились объемы ввоза практически всех групп товаров, за исключением фармацевтической продукции. В числе ведущих импортеров химической продукции – участники ВЭД Ростовской области, на долю которых пришлось 40,4% стоимостных объемов, а также Волгоградской области (25,8%) и Краснодарского края (28,9%). Четыре страны: Украина, Турция, Китай и Германия обеспечили более 60% импорта.

В 2010 году объемы импорта минеральных продуктов  превысили 2,5 млн тонн стоимостью 711,9 млн долл. США. В основе импорта данного сегмента товаров нефтепродукты, доля которых в структуре выросла с 57% до 70% стоимостных объемов, нефтяные кокс и битум – снизилась с 8,5% до 7,2%. Следует отметить, что объемы импорта нефтепродуктов в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросли в 1,9 раза. Рост объемов импорта зафиксирован и в отношении кокса, соли, гравия и т.д., а снижение в отношении электроэнергии, цемента, угля.

 

2.3 Концепция в ЮТУ и ход ее реализации

16 сентября 2010 года в Южном таможенном управлении прошло совещание с руководством предприятий, реализующих на юге России инфраструктурные проекты, - ФГУП «РОСТЭК» и ЗАО «РОСТЭК-Дон», Холдинг «Диорит», ООО «Бизон», ООО «АША холдинг», - на котором обсуждался ход реализации Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ. Повестка дня включала вопросы о перспективах создания таможенно-логистических терминалов «Донецкий» и «Волошинский» в Ростовской области, а также об изменении местонахождения таможенных постов Ростовской, Таганрогской и Краснодарской таможен.

Концепция таможенного оформления и таможенного  контроля в местах, приближенных к  государственной границе Российской Федерации, как составная часть  Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года, призвана стать основой создания таможенно-логистической инфраструктуры в приграничных субъектах. Еще в 2009 году Южным таможенным управлением проведена значительная организационно-разъяснительная работа, закладывающая базу для перехода к практической реализации региональных мероприятий Концепции.

Уже сформирован  перечень создаваемых в первоочередном порядке таможенно-логистических  терминалов (ТЛТ), которые позволят осуществлять полный цикл таможенного оформления товаров, в том числе их временное хранение, прохождение всех необходимых видов государственного контроля, декларирование и выпуск в свободное обращение. Сегодня Федеральной таможенной службой одобрено 2 ТЛТ в регионе деятельности Южного таможенного управления: «Новошахтинский» в Ростовской области и «Темрюкский» в Краснодарском крае.

ТЛТ «Темрюкский» располагается в промышленной зоне одноименного города на базе СВХ «Терминал-Темрюк-Транзит», на территории которого размещен таможенный пост Морской порт Темрюк.

ТЛТ «Новошахтинский» будет располагаться на базе СВХ  ООО «Южные транспортные линии» в  г. Новошахтинск – в 12 км от МАПП Новошахтинск, в 2 км от федеральной трассы М21 (Волгоград  – Каменск-Шахтинск – Днепропетровск), 15 км от федеральной трассы М4 «Дон» (Москва – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск). Площадь земель составляет 20 гектаров, на которых уже функционируют 2 СВХ (открытого и закрытого типа). ФТС России поддержала предложения ЮТУ о размещении на данной территории таможенного поста Несветай, который будет создан путем объединения Новочеркасского и Шахтинского таможенных постов. Полноценное функционирование данного терминала начнется в январе 2011 года.

Ростовская  область в силу своего географического  положения и произошедших изменений в связи с созданием Таможенного союза остается на настоящем этапе наиболее значимой с точки зрения Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации. В этой связи Южным таможенным управлением совместно с заинтересованным бизнес-сообществом проводится работа и по другим ТЛТ. Наиболее активно прорабатываются вопросы и совершенствуются предложения по созданию терминалов в регионе деятельности Таганрогской и Миллеровской таможен.

Информация о работе Роль таможенных органов в развитии южного региона