Роль таможенных органов в развитии южного региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономики Южного региона, анализ деятельности.

В связи с поставленной целью, в работе выдвигаются следующие задачи:

дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;
определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;
выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;
показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед регионом;
осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;
выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в ЮФО.

Работа содержит 1 файл

Осн часть.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать национальную экономику от развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Важнейшие качественные характеристики таможенной политики непосредственно связаны с принципом регулирования внешнеторговой деятельности.

Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:

  • единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
  • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
  • единство политики экспортного контроля;
  • единство таможенной территории Российской Федерации;
  • приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. [5, с.114]

Как уже  было сказано выше, таможенная политика должна содействовать обеспечению  экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства.

С этой точки зрения различаются два  основных вида таможенной политики: протекционистская  и политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д.

Таможенный  протекционизм впервые стал применяться  в XVI веке в Англии во время промышленного  переворота. Для защиты создаваемых  в стране промышленных предприятий  от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешало привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущества Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства - Испания, Швеция, Франция.

Благодаря протекционизму, Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс  в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой  продукции - самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

С целью  проведения активной таможенной политики, содействующей повышению эффективности  и расширению внешнеэкономических  связей, государство разрабатывает новые инструменты таможенной политики (например, лицензирование, квотирование) и адаптирует старые средства (например, тарифное регулирование) к новым условиям.

Административные  инструменты регулирования внешней  торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России. [6, с.238]

Итак, таможенная политика - основа таможенного дела. Цели таможенной политики - защита российского  рынка товаров и стимулирование развития национальной экономики. Осуществление поставленных целей возможно финансовых и административных инструментов таможенного дела.

 

Раздел 2.  Цели и значение таможенного  дела в развитии  Южного федерального округа

2.1 Общая  информация о ЮТУ

Сегодня в структуру Южного таможенного управления входят 9 таможен, в том числе специализированная Южная оперативная таможня, 56 таможенных постов, в регионе деятельности которых расположены 50 пунктов пропуска (из них 8 пока не функционируют). В г. Ростове-на-Дону действует Ростовский филиал Российской таможенной академии.

Возглавляет Южное таможенное управление генерал-лейтенант  таможенной службы Гетман Александр  Николаевич.

Регион  ответственности ЮТУ охватывает территорию Южного федерального округа. ЮФО с трех сторон окружают внешние границы Российской Федерации: с Украиной - на западе, с Республикой Казахстан - на востоке и Республикой Абхазия - на юге.

Общая протяженность сухопутного участка  государственной границы Российской Федерации в регионе деятельности ЮТУ составляет 1 606,2 км, в том числе: с Украиной – 600,2 км, с Абхазией – 256 км; с Казахстаном – 750 км. Протяженность государственной границы Российской Федерации по береговой линии составляет 1527,1 км, из них: в Азовском море – 182 км, в Черном море – 970,1 км, в Каспийском море – 375 км.

В том, что юг России получил мощный импульс  в экономическом и социальном развитии, есть несомненная заслуга  и таможенников. После своего создания ЮТУ принимает энергичные меры по развитию и совершенствованию таможенной инфраструктуры региона, улучшению управляемости таможенной службы, повышению эффективности таможенного контроля, защите экономических интересов страны на юге России.

Астраханская  таможня
Волгоградская таможня
Миллеровская  таможня
Краснодарская таможня
Новороссийская таможня
Ростовская  таможня
Сочинская таможня
Таганрогская  таможня
Южная оперативная таможня

На сегодняшний  день более чем 150 стран мира являются контрагентами участников ВЭД, оформляющих  товары в регионе деятельности ЮТУ. Кроме этого открыты 6 генеральных консульств (Украины, Республики Армения, Румынии, Турецкой Республики, Греции, Исламской Республики Иран), Консульство Республики Казахстан, Консульское агентство Монголии, работают 7 почетных консулов (два консула Словакии, Французской Республики, Великобритании, Италии, Кореи, Киргизии), торговые представительства Италии и Венгрии и 1 отделение Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации.

Руководство ЮТУ

Должность Ф.И.О.
Начальник Южного таможенного управления Гетман  Александр Николаевич 
Первый  заместитель начальника управления по таможенному контролю Ладыгин Юрий Михайлович 
Заместитель начальника управления - начальник  службы федеральных таможенных доходов Дмитрий Петрович Ребро
Заместитель начальника управления 
начальник Южной оперативной таможни
Алексей Александрович Римский
   
Заместитель начальника управления - 
начальник тыловой службы
Сергей  Анатольевич Ворошилов
Начальник службы организации таможенного  контроля Олег Борисович  Долгополов
Начальник финансово-бухгалтерской службы Андрей  Анатольевич Иванцов
Начальник службы собственной безопасности Сергей Николаевич Окороков
Начальник организационно-инспекторской службы Игорь Иванович Иванча
Начальник кадровой службы Алексей Викторович Петров
Начальник информационно-технической службы Дмитрий Анатольевич Кузьмин
Начальник службы таможенной инспекции Виталий Евгеньевич Эбель
 

2.2   Внешняя торговля Южного федерального округа в 2010 году

Восстановительные процессы в экономиках субъектов  Юга России, большинство из которых  демонстрируют рост промышленного  производства, а также выход из фазы кризиса основных внешнеторговых партнеров региона, обусловили активизацию внешнеторговой деятельности участников ВЭД округа, как в экспортной, так и в импортной составляющих, причем в большинстве сегментов товарной структуры.

Внешнеторговый оборот ЮФО (в рамках границ, определенных Указом Президента Российской Федерации от 19.01.2010 № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти») по декларируемым таможенным органам России товарам в 2010 году составил около 22,6 млрд долл. США (рост в 1,4 раза относительно объемов 2009 года), физические объемы - 43,1 млн тонн (снижение на 29,5%). Следует отметить активизацию внешнеторговой деятельности во всех субъектах ЮФО, и в большей степени в Республике Калмыкия и Краснодарском крае.

В 2010 году более 5,5 тыс. хозяйствующих субъектов ЮФО осуществляли внешнеэкономическую деятельность (2009 г. – 5,4 тыс.). На одного участника ВЭД в 2010 году приходится около 3,1 млн долл. США внешнеторгового оборота (2009г. - 2,5 млн долл. США).

География товарных потоков свидетельствует  о сохранении во внешней торговле высокой доли стран дальнего зарубежья - 80,3% (2009 г. – 76,7%). Крупнейшими из них на протяжении ряда лет остаются Турция, Италия, Финляндия, Германия, Китай, Египет, США. Страны СНГ представлены, в первую очередь, ближайшим торговым партнером - Украиной.

Результирующее  сальдо торгового баланса положительное (2,8 млрд долл. США), возросло на 900 млн  долл. США относительно 2009 года. Торговый дефицит имеет место в Ростовской области и в республиках округа.

Объем экспорта 2010 года - 12,7 млрд долл. США, что в 1,4 раза выше объемов 2009 года, физические объемы - 34,3 млн тонн - снизились на 37%. Основной объем экспортных поставок обеспечили Краснодарский край (50,8%), Ростовская (25,7%) и Волгоградская (20,2%) области.

Укрепили  свои позиции экспортеры минеральных  продуктов, обеспечившие рост объемов  вывоза данной продукции в 2,4 раза, химической, а также металлов и изделий  из них – в 1,2 раза, древесины и  изделий из нее - в 1,1 раза. В отношении  остальной продукции зафиксировано снижение объемов.

Информация о работе Роль таможенных органов в развитии южного региона