Роль таможенных органов в развитии национальной экономики. Экономические задачи таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы выполняют множество задач, но большую их часть можно считать экономическими, так как их решение приводит к ускорению развития национальной экономики, совершенствованию её структуры, становлению цивилизованного рынка, обеспечению экономической безопасности. Кроме того, решение этих задач требует затрат производственных ресурсов и оценивается экономическими показателями - экономией или перерасходом выделенных из федерального бюджета средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Экономические аспекты деятельности таможенных органов………………………………………..…………………………………...5
1.1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов………………………………….……………..……………………5
1.2. Тарифное регулирование………………..………………………...…12
1.3. Внешнеторговая деятельность...………………………………….....18
Глава 2. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………….…..21
2.1. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами…………………………………………………………………...21
2.2. Проблемы таможенной политики и пути их решения………………………………………………………………...….23
Заключение………………………………………………………………....……28
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Начало курсовой.docx

— 52.86 Кб (Скачать)

Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:

- единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

- единство политики экспортного контроля;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Сегодня в подчинении Федеральной  таможенной службы находится 7 региональных таможенных управлений, 93 таможни, 521 таможенный пост.  
В 2010 г. по данным Федеральной таможенной службы РФ внешнеторговый оборот РФ составил 625,4 млрд. долларов и по сравнению с 2009 годом вырос на 33,3%. В 2010 г. Россия экспортировала товаров на $396,4 млрд, что на 31,4% выше уровня 2009 г. Импорт вырос на 36,8% — до $229 млрд. Положительное внешнеторговое сальдо в прошлом году составило $167,4 млрд, что в 1,2 раза выше показателя 2009 г. ($134,3 млрд).

Оборот  со странами дальнего зарубежья увеличился на 33,4%, достигнув $534,1 млрд. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил $336,7 млрд (+32,1%), импорт — $197,4 млрд (+35,6%). Сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья в 2010 г. выросло до $139,3 млрд (+27,5%).

Внешнеторговый  оборот со странами СНГ стал больше на 33% и составил $91,3 млрд. При этом экспорт товаров достиг $59,7 млрд (+27,4%), импорт $31,6 млрд (+44,8%). Положительное сальдо со странами СНГ выросло на 12,4% — до $28,1 млрд.

На долю ЕС в 2010 г. приходилось 49% российского товарооборота, на страны СНГ — 14,6%, страны ЕврАзЭС — 7,8%, страны АТЭС — 23,3%. Основными торговыми партнерами России в 2011 г. среди стран дальнего зарубежья были:  

Таблица 1.1

Основные  торговые партнёры России в 2011 году10

Страна

Товарооборот

Рост на %.

Китай

$59,3 млрд.

50,3%

Нидерланды

$58,4 млрд.

46%

Германия

$51,8 млрд.

29,7%

Италия

$37,3 млрд.

13,2%

Турция

$25,2 млрд.

28,8%

США

$23,6 млрд.

28,8%

Япония

$23,1 млрд.

59,4%

Франция

$22,6 млрд.

31,5%

Польша

$20,8 млрд.

24,2%

Южная Корея

$17,7 млрд.

68%


 

Таким образом, анализ данной главы показал, что  таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Данные налоги и сборы взимаются за счёт активной внешнеторговой деятельности, которая продолжает расти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

2.1. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами

 

На современном  этапе можно выделить три финансово-экономические  проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства:

1) Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

2) Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

3) Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский  рынок в стране должен быть сформирован  и государство должно принимать  действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров  и услуг формируется за счет двух источников: отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

Состояние потребительского рынка затрагивает  интересы населения страны, а поэтому  федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре  потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу  и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и  даже снижению оптовых и розничных  цен на потребительские товары.

Основным  инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка  страны в процессе взаимодействия с  мировым рынком является таможенный тариф.

Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются  правительством и являются исключительными  мерами оперативного регулирования  внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация.

Вторая  по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения  уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский  рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция  импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как  это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными  органами с помощью набора следующих  таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными  органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному  оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах11.

В целях  развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить  за составом и структурой товарного  импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными  органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных  сегментов, что является главной  экономической задачей на данный момент развития государства.

 

2.2. Проблемы таможенной политики и пути их решения

 

Таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

- установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

- своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

- определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

- более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения  задач и проблем, стоящих перед  таможенными органами страны, необходимо:

- постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу ТС;

- увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

- усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.

Необходимо  также думать и долгосрочной перспективе  таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными  функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.  
Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефицит каких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашу отечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции.

Действующее российское законодательство позволяет  применять практически все известные  в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования  внешней торговли. Выбор же тех  или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.

Вопрос  правильного определения целей  таможенной политики важен, конечно, для  любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется  и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где  принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково  важны для экономики. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. По сути дела, в последние годы таможня  рассматривается почти исключительно  как фискальный инструмент, а вся  таможенная политика строится на ужесточении  таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

Таким образом, фискальный перекос приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения. Следствием такой политики может стать полное прекращение производства многих товаров  отечественных производителей и  превращение страны исключительно  в производителя энергоресурсов.

Основная  задача государства заключается  в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства  нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных  промышленников что-либо производить.

Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически  не работающих норм, которые могут  широко использоваться для развития различных отраслей промышленности.

Превращение таможенной политики в действенный  механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров  на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых  документов для того, чтобы иметь  возможность привлекать к ответственности  лиц, приобретающих контрабандные  товары уже после их поступления на внутренний рынок.

Одна из главных задач деятельности службы - выявление и пресечение контрабанды, а также взяточничества и других таможенных преступлений. Серьезную угрозу национальной безопасности представляют и потоки через границу контрабандной продукции.

Еще одной  задачей является сокращение времени  таможенных процедур на автомобильных  пунктах пропуска через государственную  границу.

Следует признать, что сами ставки таможенного  тарифа несовершенны и нуждаются  в кардинальном пересмотре. Прежде всего, надо оптимизировать абсолютный размер ставок таможенных пошлин, включая  в необходимых случаях корректировку  специфических составляющих комбинированных  ставок на отдельные товары.

Мировой опыт показывает, что применение высоких  ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда  государство вводит жесткий протекционистский  режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого  нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.

Необходимо  также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в  том числе так называемыми  плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения  от уплаты платежей путем занижения  декларируемой таможенной стоимости.

Информация о работе Роль таможенных органов в развитии национальной экономики. Экономические задачи таможенного дела