Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:19, курсовая работа
Целью своей курсовой работы автор ставит - определение теоретической базы понятия «конфликт»: выделение основных типов конфликтов и определение методов их регулирования.
Для достижения указанной выше цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия «конфликт»;
2. Изучение причин конфликтов;
Введение 3
1. Конфликт 4
1.1. Понятие конфликт 4
2. Причины конфликтов 7
2. Конфликты в таможенной сфере 10
2.1. Типологии конфликтов на государственной службе 10
2.2. Действия таможенных органов в конфликтной ситуации 17
2.3. Отношения сторон ВЭД и таможни 21
Заключение 24
Список использованных источников 25
Автор приписывает три первых типа отношений к таким, которые обладают потенциалом внутриорганизационных конфликтов, поскольку они развиваются внутри административной организации, а последний тип к таковым не относит в силу того, что один из акторов является внешним по отношению к организации. В силу этой и ряда других причин он не рассматривает далее этот конфликт, также как и конфликт корыстных интересов, полагая, что в настоящее время он не имеет четкого правового механизма у регулирования.
Отдавая должное работам указанных авторов, продолжим рассмотрение типов конфликтов на государственной службе. В дальнейшем же попробуем представить свой взгляд на типологию конфликтов на государственной службе, старясь не упустить и те два типа, поскольку сегодня они занимают большое место на государственной службе, и механизм их регулирования становится все прозрачнее.
Некоторые исследователи (Д.Н. Бахрах. Ю.Н. Старилов и др.) фиксируют два больших класса (вида) конфликтных правоотношений «должностное лицо - гражданин, юридическое лицо».
Первый вид возникает
в результате совершения гражданином
либо юридическим лицом
Второй вид конфликтной ситуации возникает, когда нарушения вызваны действиями органов исполнительной власти, которые могут быть выражены в незаконных действиях или бездействии органов исполнительной власти либо конкретных должностных лиц.
Этот конфликт (в
отличие от конституционного, трудового
и др.) можно назвать государственно-
Таким образом можно еще точнее типологизировать конфликты на госслужбе, исходя из вины граждан или ее самой. Однако, на мой взгляд, оттого, кто является виновником конфликта, картина не меняется: в любом случае мы фиксируем две стороны такого конфликта, одной из которых при любых обстоятельствах бывают органы государственной власти либо государственные служащие. Еще раз отметим, что в этой классификации внутри- личностный конфликт чиновника не учитывается.
Представим теперь
собственную типологизацию. В зависимости
от характера субъектов
Таблица 2. Типология
институциональных
Институциональные
конфликты несоподчиненной
Институциональные
горизонтальные
Институциональные
конфликты линейного
Институциональные
конфликты функционального
Конфликты типа «институциональные не- субординационные вертикальные конфликты» | Конфликты между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления |
Институциональные
государственно-частные
Институциональные
государственно-гражданские
Поскольку государственную
гражданскую службу осуществляют все
же не структуры, а лица, занимающие
должности государственной службы в органах
государственной власти, и, согласно закону,
они подразделяются на четыре категории:
1) руководители государственных органов
и их заместители (руководители); 2) помощники
(советники) руководителей; 3) специалисты;
4) обеспечивающие специалисты, а те, в
свою очередь, делятся на группы должностей,
то есть основание для еще одной типологизации,
основанной на межличностных отношениях,
- «межличностные государственно-
Таблица 3. Типология
межличностных государственно-
Межличностные субординационные конфликты | Конфликты между людьми, основанные на нарушении субординационного подчинения младших должностей старшим |
Межличностные вертикальные конфликты | Конфликты, возникающие в системе «власть - подчинение» между различными субъектами: госслужащий - гражданин. претендующий на занятие должности госслужащего; госслужащий госслужащий, занимающий другой место в иерархии «Табели о рангах»; госслужащий гражданин, ранее состоявший на госслужбе |
Межличностные горизонтальные конфликты | Конфликты между государственными служащими одного статуса |
Межличностные линейные конфликты | Конфликт между начальником и подчиненным |
Межличностные функциональные конфликты | Конфликт между госслужащими, исполняющими функции «инспектор - контролируемый» |
Межличностные
государственно- частные конфликты
или конфликты пита «
Межличностные
государственно-гражданские конфликты
или типа «госслужащий - гражданин» | Конфликты
между государственными служащими и гражданами |
По некоторым данным,
в профессиональной сфере происходит
88% межличностных конфликтов. Поскольку
на каждого человека, поступившего
на государственную службу, возлагается
большой груз ответственности при принятии
решений, то мы не вправе не учитывать
влияние его внутреннего состояния на
исполнение им своего служебного долга
и обязаны рассмотреть и типы внутриличностных
конфликтов чиновников, важнейшим среди
которых является «конфликт интересов»
(см. табл. 4).
Таблица 4. Типология внутриличностных конфликтов государственных служащих
«Конфликты интересов» | В его основе лежит проблема выбора между личными интересами и профессиональным долгом |
Конфликты фрустрации | Невозможность чиновника удовлетворить актуальную да я него потребность по каким-то причинам |
Конфликты-дилемма |
Необходимость выбора из двух различных
желаний, одинаково актуальных одну |
2.2. Действия таможенных органов в конфликтной ситуации
Вероятность возникновения
конфликтных ситуаций или
При общении
с людьми надо всегда помнить,
что мы порой имеем дело
с проявлениями нелогичности, повышенной
эмоциональности, различными
На возникновение
конфликтной ситуации или инцидента
во время таможенного оформления
пассажиров могут влиять самые различные
ситуации. Однако практика показывает,
что некоторые причины
Фиксированный интервал
времени на выполнение сотрудником
таможни своих функциональных обязанностей
приводит к тому, что последний
может ошибиться в своих
Если на инспектора таможни приходится больше пассажиров, чем он может качественно оформить в фиксированный интервал времени (стоянка поезда, расписание авиарейсов и т.д.) это тоже является причиной возникновения конфликта, как и неоправданные затраты времени на второстепенные, дополнительные мероприятия: поиски нужной документации, технических средств контроля и др. Такая неорганизованность со стороны работника таможни отвлекает его от основной работы, вносит смуту и нервозность, ущемляет интересы пассажира и может вызвать предпосылки конфликтных ситуаций.
Действия инспектора,
предупреждающие конфликт, более
эффективны в том случае, если пассажир
перед началом таможенного
1. Конфликт инсценирован инспектором, но пассажир уклоняется от ответной конфронтации.
2. Конфликт
инсценирован пассажиром, но инспектор
уходит от развязывания
3. Пассажир
и инспектор находятся в
Инспектор может погасить конфликт в любом случае, даже если сам его развязал (при условии осознания ошибочности своих действий). Руководство, выступая в роли арбитра, способно влиять на конфликт в любом случае.
Суть предупредительных мер по предотвращению конфликтных ситуаций сводится в основном, к недопущению определенных действий со стороны инспектора таможни и руководства, способных провоцировать конфликт. Пассажир, как правило, выступает пассивным участником взаимодействия, поскольку его действия как подконтрольного лица в большей степени определяются действиями инспектора. Часто пассажир не знает тех или иных правил.
Инспектору таможни
следует помнить о
В таможенной практике
часто встречается эффект стереотипа
мышления, проявляющийся в том, что
при решении поставленных задач
инспектор руководствуется
В процессе
таможенного оформления не