Конфликты в таможенной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью своей курсовой работы автор ставит - определение теоретической базы понятия «конфликт»: выделение основных типов конфликтов и определение методов их регулирования.
Для достижения указанной выше цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия «конфликт»;
2. Изучение причин конфликтов;

Содержание

Введение 3
1. Конфликт 4
1.1. Понятие конфликт 4
2. Причины конфликтов 7
2. Конфликты в таможенной сфере 10
2.1. Типологии конфликтов на государственной службе 10
2.2. Действия таможенных органов в конфликтной ситуации 17
2.3. Отношения сторон ВЭД и таможни 21
Заключение 24
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

kursovayaТМ.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Автор приписывает три первых типа отношений к таким, которые обладают потенциалом внутриорганизационных конфликтов, поскольку они развиваются внутри административной организации, а последний тип к таковым не относит в силу того, что один из акторов является внешним по отношению к организации. В силу этой и ряда других причин он не рассматривает далее этот конфликт, также как и конфликт корыстных интересов, полагая, что в настоящее время он не имеет четкого правового механизма у регулирования.

Отдавая должное  работам указанных авторов, продолжим рассмотрение типов конфликтов на государственной службе. В дальнейшем же попробуем представить свой взгляд на типологию конфликтов на государственной службе, старясь не упустить и те два типа, поскольку сегодня они занимают большое место на государственной службе, и механизм их регулирования становится все прозрачнее.

Некоторые исследователи (Д.Н. Бахрах. Ю.Н. Старилов и др.) фиксируют  два больших класса (вида) конфликтных  правоотношений «должностное лицо - гражданин, юридическое лицо».

Первый вид возникает  в результате совершения гражданином  либо юридическим лицом правонарушения - административного, дисциплинарного, уголовного, гражданско-правового. В  этом случае, когда конфликт возникает  по вине физического или юридического лица, государство борется с такими нарушениями по собственной инициативе, в силу своей обязанности, не дожидаясь чьей-либо жалобы.

Второй вид конфликтной  ситуации возникает, когда нарушения  вызваны действиями органов исполнительной власти, которые могут быть выражены в незаконных действиях или бездействии органов исполнительной власти либо конкретных должностных лиц.

Этот конфликт (в  отличие от конституционного, трудового  и др.) можно назвать государственно-административным конфликтом. Он имел место на протяжении всей истории существования государственно-административной власти и вызывается злоупотреблением властью и попранием прав зависимого человека должностным лицом.

Таким образом можно  еще точнее типологизировать конфликты  на госслужбе, исходя из вины граждан  или ее самой. Однако, на мой взгляд, оттого, кто является виновником конфликта, картина не меняется: в любом случае мы фиксируем две стороны такого конфликта, одной из которых при любых обстоятельствах бывают органы государственной власти либо государственные служащие. Еще раз отметим, что в этой классификации внутри- личностный конфликт чиновника не учитывается.

Представим теперь собственную типологизацию. В зависимости  от характера субъектов конфликтных  административных отношений (институт, личность), а также их соподчиненности (линейная, функциональная) можно предложить следующую типологию (см. табл. 2).

Таблица 2. Типология  институциональных государственно-административных конфликтов

 Институциональные  конфликты несоподчиненной вертикали | Конфликты между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие государственные органы) |

 Институциональные  горизонтальные межведомственные  конфликты | Конфликты между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например: два министерства, администрации двух областей) |

 Институциональные  конфликты линейного руководства  или институциональные линейные  конфликты | Конфликты между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями |

 Институциональные  конфликты функционального руководства  или институциональные функциональные конфликты | Конфликты между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.) |

 Конфликты типа  «институциональные не- субординационные  вертикальные конфликты» | Конфликты между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления |

 Институциональные  государственно-частные конфликты  или конфликты типа «госорганы  – бизнес - структуры» | Конфликты между субъектами исполнительной власти и хозяйственными негосударственными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.) |

 Институциональные  государственно-гражданские конфликты | Конфликты между субъектами исполнительной власти и объединениями граждан типа НКО. НПО |

Поскольку государственную  гражданскую службу осуществляют все  же не структуры, а лица, занимающие должности государственной службы в органах государственной власти, и, согласно закону, они подразделяются на четыре категории: 1) руководители государственных органов и их заместители (руководители); 2) помощники (советники) руководителей; 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты, а те, в свою очередь, делятся на группы должностей, то есть основание для еще одной типологизации, основанной на межличностных отношениях, - «межличностные государственно-административные конфликты» (см. табл. 3)

Таблица 3. Типология межличностных государственно-административных конфликтов

 Межличностные  субординационные конфликты | Конфликты между людьми, основанные на нарушении субординационного подчинения младших должностей старшим |

 Межличностные  вертикальные конфликты | Конфликты, возникающие в системе «власть - подчинение» между различными субъектами: госслужащий - гражданин. претендующий на занятие должности госслужащего; госслужащий госслужащий, занимающий другой место в иерархии «Табели о рангах»; госслужащий гражданин, ранее состоявший на госслужбе |

 Межличностные  горизонтальные конфликты | Конфликты между государственными служащими одного статуса |

 Межличностные  линейные конфликты | Конфликт между начальником и подчиненным |

 Межличностные  функциональные конфликты | Конфликт между госслужащими, исполняющими функции «инспектор - контролируемый» |

 Межличностные  государственно- частные конфликты  или конфликты пита «госслужащий  бизнесмен » | Конфликт между госслужащим и бизнесменом |

 Межличностные  государственно-гражданские конфликты или типа «госслужащий - гражданин» | Конфликты между государственными служащими и гражданами | 

По некоторым данным, в профессиональной сфере происходит 88% межличностных конфликтов. Поскольку  на каждого человека, поступившего на государственную службу, возлагается большой груз ответственности при принятии решений, то мы не вправе не учитывать влияние его внутреннего состояния на исполнение им своего служебного долга и обязаны рассмотреть и типы внутриличностных конфликтов чиновников, важнейшим среди которых является «конфликт интересов» (см. табл. 4). 

Таблица 4. Типология  внутриличностных конфликтов государственных  служащих

 «Конфликты интересов» | В его основе лежит проблема выбора между личными интересами и профессиональным долгом |

 Конфликты фрустрации | Невозможность чиновника удовлетворить актуальную да я него потребность по каким-то причинам |

 Конфликты-дилемма | Необходимость выбора из двух различных желаний, одинаково актуальных одну | 

2.2. Действия таможенных  органов в конфликтной ситуации

 Вероятность возникновения  конфликтных ситуаций или инцидента  во время таможенного контроля  пассажира, его ручной клади  и багажа во многом зависит  от тех условий, в которых  работает сотрудник таможни. В  последнее время она довольно  высока, особенно в условиях введения ограничений на перемещения тех или иных товаров через государственную границу. В период ухудшения экономического положения зачастую зарубежные поездки используются отдельными гражданами для приобретения отдельных видов дифицитных товаров, предметов ширпотреба. Но введение указанных ограничений существенно влияет на возможности этих пассажиров, что зачастую способствует возникновению конфликтных ситуаций. Порой на погашение конфликта затрачивается много драгоценного времени, которое может быть использовано для организации и проведения более целенаправленного и углубленного таможенного контроля. Общаясь непосредственно с пассажиром, инспектор таможни обязан знать, каким способом погасить конфликт, если он возник , либо как построить процесс таможенного контроля, чтобы вообще не вызвать «бурю» и одновременно успешно выполнять свои функции.

 При общении  с людьми надо всегда помнить,  что мы порой имеем дело  с проявлениями нелогичности, повышенной  эмоциональности, различными предрассудками, иногда гордостью и тщеславием.

На возникновение  конфликтной ситуации или инцидента  во время таможенного оформления пассажиров могут влиять самые различные  ситуации. Однако практика показывает, что некоторые причины возникновения  конфликтов носят характер наиболее устойчивый.

Фиксированный интервал времени на выполнение сотрудником  таможни своих функциональных обязанностей приводит к тому, что последний  может ошибиться в своих действиях, что влечет за собой возникновение  конфликтных ситуаций.

Если на инспектора таможни приходится больше пассажиров, чем он может качественно оформить в фиксированный интервал времени (стоянка поезда, расписание авиарейсов и т.д.) это тоже является причиной возникновения конфликта, как и неоправданные затраты времени на второстепенные, дополнительные мероприятия: поиски нужной документации, технических средств контроля и др. Такая неорганизованность со стороны работника таможни отвлекает его от основной работы, вносит смуту и нервозность, ущемляет интересы пассажира и может вызвать предпосылки конфликтных ситуаций.

Действия инспектора, предупреждающие конфликт, более  эффективны в том случае, если пассажир перед началом таможенного досмотра не ставит своей задачей возникновение  инцидента, и имеют, помимо всего, положительный  эффект в виде благоприятного впечатления о работе таможни. Действия предупредительных мер сводятся к уменьшению вероятности инцидента. Если инцидент по тем или иным причинам возник, его протекание возможно в трех основных формах:

   1. Конфликт  инсценирован инспектором, но пассажир уклоняется от ответной конфронтации.

   2. Конфликт  инсценирован пассажиром, но инспектор  уходит от развязывания инцидента,  патыется погасить конфликт.

   3. Пассажир  и инспектор находятся в состоянии  открытой конфронтации независимо от того, кто является инициатором конфликта.

Инспектор может  погасить конфликт в любом случае, даже если сам его развязал (при  условии осознания ошибочности  своих действий). Руководство, выступая в роли арбитра, способно влиять на конфликт в любом случае.

Суть предупредительных  мер по предотвращению конфликтных  ситуаций сводится в основном, к  недопущению определенных действий со стороны инспектора таможни и  руководства, способных провоцировать  конфликт. Пассажир, как правило, выступает  пассивным участником взаимодействия, поскольку его действия как подконтрольного лица в большей степени определяются действиями инспектора. Часто пассажир не знает тех или иных правил.

Инспектору таможни  следует помнить о необходимости  сохранения официальной дистанции  с пассажиром. Имеется в виду дистанция в прямом (пространственная) и переносном (соотношение статусов) смысле. Следует отметить, что когда пространственная дистанция меньше, чем необходимо для официального  общения, возрастает эмоциональность общения и падает уважение по отношению к представителю закона. Это приводит к так называемому неформальному общению и стремлению перейти на личность партнера по общению, к увеличению напряженности и импульсивности контакта. Кроме того, малая дистанция способствует концентрации внимания прежде всего на партнере по общению, что ведет к снижению контроля за самой ситуацией, в которой это общение происходит. Малая дистанция также позволяет наблюдать за особенностями поведения пассажира в целом. Данный фактор трудно подметить в силу его неочевидности, но его знание весьма существенно.

В таможенной практике часто встречается эффект стереотипа мышления, проявляющийся в том, что  при решении поставленных задач  инспектор руководствуется каким-либо одним критерием или принципом, не соотносит свои действия с особенностями конкретной ситуации и конкретного лица. Это приводит к тому, что внимание инспектора фиксируется не на тех лицах и таких действиях, которые не дают желаемых результатов. Так, более тщательному досмотру и более негативному отношению подвергаются  лица, которые чем либо напоминают определенные категории пассажиров. Хотя нельзя не признать тот факт, что учет категории пассажиров необходим в таможенной работе, но его бездушное применение приводит к увелечению конфликтов с пассажиром на основе ложного представления о его намерениях.

 В процессе  таможенного оформления не следует  допускать воздействия на пассажира  или на процесс досмотра посторонних  по отношению к досмотру наблюдателей. Эти лица могут преднамеренно  или непроизвольно воздействовать на процесс досмотра, высказывать свои мнения, свое отношение к нему или даже непосредственно дезорганизуя досмотр. Также следует учесть, что само присутствие наблюдателей может вызвать негативные эмоции и у пассажира, и у инспектора, поскольку не каждый пассажир равнодушно относится к рассматриванию своих вещей посторонними лицами и не каждый инспектор спокойно работает в обстановке, когда посторонние лица стоят у него «над душой». Наблюдатели иногда начинают поддерживать незаконные действия пассажира, взывать к чувствам инспектора, высказывать свое отношение к нему, его компетентности и т.д. это увеличивает напряженность и нервозность досмотра и может привести к инциденту. 

Информация о работе Конфликты в таможенной сфере