Механизм таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 6
1.1 Понятие, сущность, основные направления внешнеэкономической деятельности 15
1.2 Сущность, содержание, структура механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 17
1.3 Цели, задачи, принципы применения таможенного тарифа 19
1.4 Основные направления формирования механизма таможенно-тарифного регулирования 23
ГЛАВА 2. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 30
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 33
2.2 Цели, задачи, принципы таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь 35
2.3 Механизм таможенно-тарифного регулирования импорта 40
2.4 Механизм таможенно-тарифного регулирования экспорта 40
2.5 Особые пошлины в системе мер таможенно-тарифного регулирования 40
ГЛАВА 3. Основные элементы совершенствования Единого таможенно-тарифа Таможенного союза 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список использованных источников 46

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ВЕРЕНИЧ.docx

— 140.47 Кб (Скачать)

  Министерство  образования Республики Беларусь 

  Белорусский национальный технический университет 

  Факультет технологий управления и гуманитаризации 

  Кафедра «Таможенное дело» 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

  по  дисциплине «Таможенное тарифное и  нетарифное регулирование»

  на  тему: «Механизм таможенного тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности» 
 

  Исполнитель: Веренич Виктория Александровна

  кафедры    Таможенное дело

  специальности 1-96 01 01 Таможенное дело 
 
 
 

  Руководитель: степень, звание, Цыкунов Игорь Владимирович 
 
 
 
 
 

  Минск, 2011

  Содержание

  ВВЕДЕНИЕ 3

  ГЛАВА 1. Теоретические основы механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 6

  1.1 Понятие, сущность, основные направления  внешнеэкономической деятельности 15

  1.2 Сущность, содержание, структура механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 17

  1.3 Цели, задачи, принципы применения таможенного тарифа 19

  1.4 Основные направления формирования механизма таможенно-тарифного регулирования 23

  ГЛАВА 2. Механизм таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности 30

  2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 33

  2.2 Цели, задачи, принципы таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь 35

  2.3 Механизм таможенно-тарифного регулирования импорта 40

  2.4 Механизм таможенно-тарифного регулирования экспорта 40

  2.5 Особые пошлины в системе мер таможенно-тарифного регулирования 40

  ГЛАВА 3. Основные элементы совершенствования Единого таможенно-тарифа Таможенного союза 33

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

  Список  использованных источников 46 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

  В течение последних двух десятилетий  в процессе либерализации международной  торговли значительно снизился общий  уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

  Для обеспечения таможенного регулирования  на единой таможенной территории Таможенного  союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации  ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а  для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного  регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

  2011 год станет вторым годом осуществления  таможенно-тарифного регулирования  в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Республики Беларусь в 2011 году в рамках установленного порядка принятия решений органами управления таможенного союза, будет осуществляться на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010 году, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития.[1 Реализация мер таможенно-тарифной политики в условиях функционирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана]

  В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической  политики на национальном уровне, но и  объектом регулирующей деятельности международных  экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного  регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

  Объектом исследования является система механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.  
 

 

  

  ГЛАВА 1. Теоретические основы механизма таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности 

  
    1. Понятие, сущность, основные направления внешнеэкономической  деятельности

  В последние десятилетия произошли  существенные изменения в системе  внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) государств и деятельности их субъектов. В современных условиях ВЭД государств представляет собой систему экономических отношений, складывающихся при обмене ресурсами всех видов между государствами и их экономическими субъектами. Экономические отношения включают все аспекты экономической жизни государства – производство, торговлю, инвестиционную сферу и финансы.

  Внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) –  одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно  связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров. В  ходе произошедших в 90-х годах в  Республике Беларусь преобразований, в частности либерализации ВЭД  и превращения широкого круга  хозяйственных организаций в  главных действующих лиц ВЭД, изменилось и участие государства  во внешнеэкономической деятельности: была отменена государственная монополия  ВЭД и, в первую очередь, – монополия  на внешнюю торговлю. Однако отмена государственной монополии и  расширение числа субъектов внешнеэкономической  деятельности отнюдь не означали отказа государства от участия в системе  ВЭД. Напротив, происходили диверсификация и усиление воздействия государственного фактора, повышалось значение мер государственного регулирования ВЭД. Среди таких  мер государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности можно выделить таможенно-тарифное регулирование. [18, c. 194]

  ВЭД – это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, которая включает в себя следующие  направления:

  • внешнюю торговлю
  • технико-экономическое сотрудничество
  • научно-техническое и производственное сотрудничество.

  Основными видами ВЭД являются:

  • экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы
  • оказание участниками ВЭД услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных, маркетинговых, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, аудиторских, юридических, туристических и т.д.
  • научное, научно-техническое, научно-производственное, производственное и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.
  • обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе посредствам заключения договоров с иностранными хозяйственными субъектами
  • международные финансовые операции (операции с ценными бумагами)
  • создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности предприятий на территории Республики Беларусь
  • совместная предпринимательская деятельность между участниками ВЭД Республики Беларусь и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, включая создание предприятий всех форм собственности и организационно-правовых видов
  • деятельность на территории Республики Беларусь, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности иностранных хозяйственных субъектов с белорусскими участниками ВЭД
  • организация и проведение выставок, аукционных торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляющихся на коммуникативной основе с участием субъектов ВЭД
  • Концессии иностранным юридическим и физическим лицам
  • операции по переработке давальческого сырья
  • товарообменные операции, формы встречной торговли, сотрудничество на компенсационной основе, соглашение о разделе продукции между белорусскими участниками ВЭД и иностранными хозяйственными субъектами
  • арендные операции, в т.ч. лизинговые между белорусскими и иностранными хозяйственными субъектами
  •  
    1. Сущность, содержание, структура механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

  Необходимость мудрой и дальновидной таможенной политики в государстве, соответствующей  национальным интересам, обосновал  в своё время еще Дмитрий Менделеев, назвав Таможенный тариф «умным и  толковым». Современные тенденции  развития таможенного дела также  предполагают гибкие технологии таможенно-тарифного  регулирования на благо внешнеэкономической  деятельности государства. [19, c. 11]

  Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической  деятельности понимается большой комплекс административных, правовых, экономических  мер, осуществляемых государственными органами в установленном законодательством  порядке и применяемых в области  внешнеэкономической деятельности. [13, c. 9]

  Правовой  основой таможенно-тарифного регулирования  являются Таможенный Кодекс Республики Беларусь (далее – ТК Республики Беларусь), Таможенный Кодекс Таможенного  Союза (далее – ТК ТС) и закон  Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года № 2151-XII «О таможенном тарифе» (далее  – закон «О таможенном тарифе»).

  Основным  механизмом таможенно-тарифного регулирования  является Таможенный тариф Республики Беларусь. Согласно закону Республики Беларусь «О таможенном тарифе»  это  свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в  соответствии с ТН ВЭД. Однако таможенный тариф может определяться и как  инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии с  мировым рынком. [19, c. 29]

  Таможенная  пошлина – обязательный взнос, взимаемый  государством при перемещении товаров  через его таможенную границу  и являющийся неотъемлемым условием такого перемещения. В Республике Беларусь действуют как импортные, так  и экспортные таможенные пошлины. В  соответствии с законом «О таможенном тарифе» в Республике   Беларусь   применяются   следующие  виды  ставок таможенных пошлин:

  - адвалорные (начисляемые  в  процентах  к  таможенной  стоимости облагаемых товаров);

  - специфические (начисляемые  в  установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров);

  - комбинированные (сочетающие   оба  названных  вида  таможенного обложения).

  Наибольшее  распространение в тарифной системе  Республики Беларусь, как и в тарифных системах всех развитых стран, получили адвалорные ставки таможенной пошлины, так как они наиболее динамично  реагируют на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным. [21, c. 40]

Информация о работе Механизм таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности