Механизм таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 6
1.1 Понятие, сущность, основные направления внешнеэкономической деятельности 15
1.2 Сущность, содержание, структура механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 17
1.3 Цели, задачи, принципы применения таможенного тарифа 19
1.4 Основные направления формирования механизма таможенно-тарифного регулирования 23
ГЛАВА 2. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 30
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 33
2.2 Цели, задачи, принципы таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь 35
2.3 Механизм таможенно-тарифного регулирования импорта 40
2.4 Механизм таможенно-тарифного регулирования экспорта 40
2.5 Особые пошлины в системе мер таможенно-тарифного регулирования 40
ГЛАВА 3. Основные элементы совершенствования Единого таможенно-тарифа Таможенного союза 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список использованных источников 46

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ВЕРЕНИЧ.docx

— 140.47 Кб (Скачать)

  Суть  таможенно-тарифного регулирования  заключается в обложении ввозимых и вывозимых товаров таможенными  пошлинами  и установлении ставок таможенных пошлин на таком уровне, который бы максимально обеспечивал  соблюдение экономических интересов  государства. Так  установление импортной  таможенной пошлины ведет к удорожанию товара на национальном рынке и тем  самым снижает его конкурентоспособность  по сравнению c аналогичным отечественным товаром. Причем в зависимости от ставки пошлины это удорожание может быть настолько высоким, что реализация данного товара, а следовательно, и его ввоз становятся экономически невыгодными. А с помощью экспортных таможенных пошлин государство может ограничивать нежелательный вывоз определенных товаров. Например, в Республике Беларусь так ограничивается вывоз древесины с незначительной степенью переработки с целью стимулирования ее переработки в Беларуси и поставок на экспорт уже готовых изделий из нее. [23]

  Можно сказать, базовая теория тарифного  регулирования внешней торговли предусматривает нахождение некоего  компромисса между выгодами от свободной торговли и необходимостью умеренного протекционизма.

  Экономика Республики Беларусь является критически зависимой от внешней торговли. Резкое преобладание в географической структуре внешней торговли одной страны-партнера (в случае с Республикой Беларусь это Российская Федерация) является неблагоприятным как с точки зрения экономической эффективности внешнеторговых связей, так и с точки зрения национальной безопасности (энергетическая и сырьевая зависимость, ориентация отечественных производителей на рынки сбыта с низкими требованиями к качеству и низкой платежеспособностью спроса.) Однако, ориентация на Россию и другие страны Содружества независимых государств (далее – СНГ) в известной степени закрепляется особенностями тарифного регулирования внешней торговли Беларуси, а именно наличием зоны свободной торговли со странами СНГ и достаточно высокого протекционистского тарифа в торговле со странами вне СНГ. [19, c. 47]

  Таким образом, в случае Республики Беларусь речь идет, следовательно, еще  и  о нахождении компромисса между  поддержанием традиционных хозяйственных  связей в рамках СНГ и развитием  новых связей со странами дальнего зарубежья.

  Схематично  механизм таможенно-тарифного регулирования  мы предлагаем представить в виде 3 основных звеньев следующим образом:

применение таможенных пошлин

таможенное  оформление товара

помещение товара под таможенный режим

 
 
 

    
 

  При этом заметим, что для применения таможенной пошлины необходимо решать следующие основные вопросы:

  • обоснование и определение уровня таможенных пошлин;
  • оценку социально-экономических последствий изменения таможенных режимов;
  • формирование таможенного тарифа;
  • применение таможенных режимов;
  • определение страны происхождения товаров;
  • определение таможенной стоимости;
  • применение особых видов таможенных пошлин. [23]

  Как уже отмечалось выше, таможенно-тарифное  регулирование осуществляется государственными органами в установленном законодательством  порядке. Особая роль в этом деле отводится  таможенным органам.

  Они обеспечивают функционирование таможенно-тарифного  регулирования путём:

  - помещения товара под таможенный  режим;

  - осуществления таможенного контроля;

  - совершения таможенного оформления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  

  1.3 Цели, задачи, принципы применения таможенного тарифа

  Таможенный  тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

  Основными целями применения таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  • защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
  • пополнение доходов государства;
  • обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

  Таможенные  тарифы классифицируются по различным  признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

  Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

  По  объекту обложения: 

  • импортные – пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

  • экспортные – пошлины, которые накладываются  на экспортные товары при выпуске  их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко  отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных  цен мирового рынка на отдельные  товары, и имеют целью сократить  экспорт и пополнить бюджет;

  • транзитные – пошлины которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

  По  характеру:

  • сезонные – пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной;

  • антидемпинговые – пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национальных производств таких  товаров;

  • компенсационные – пошлины, накладываемые  на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

  По  происхождению:

  • автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений  органов государственной власти страны;

  • конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего  или иного стороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ);

  • преференциальные – пошлины, имеющие  более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся  стран. С 1971 г. действует Общая система  преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции  из развивающихся стран. Россия, как  и многие другие страны, с импорта  из развивающихся стран не взимает  таможенные пошлины вообще.

  По  типам ставок:

  • постоянные – не изменяются в зависимости  от обстоятельств;

  • переменные – могут изменяться в  установленных органами государственной  власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

  По  способу вычисления:

  • номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

  • эффективные – реальный уровень  таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

  При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них — в проценте от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

  При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих  их экономическое значение и применение.

  Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного  обложения пошлинами импорта. Чем  более развита экономика, тем, как  правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами.

  Во-вторых, структура таможенного тарифа у  основного большинства стран  построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста  степени обработки товара. Сырье  обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие.

  В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с  различными ставками пошлин, предназначенных  для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с  двумя колонками пошлин: одна —  с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Например, таможенный тариф Японии имеет четыре колонки — с автономными и конвенциональными пошлинами, а также с преференциальными — для развивающихся государств и с сезонными пошлинами.

  Взимание  таможенных пошлин в Республике Беларусь осуществляется по ставкам, установленным  Советом Министров РБ. Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. Свод ставок таможенных пошлин содержится в Законе РБ "О таможенном тарифе". Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РБ и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми у Республики Беларусь достигнут режим наибольшего благоприятствования, применяется ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом (базовые ставки).

  В отношении ввозимых товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом в РБ, применяются ставки в размере 75% базовой ставки таможенной пошлины. Товары, ввозимые в РБ и происходящих из наименее развитых стран, пользующихся преференциальным режимом, а также из стран СНГ (Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) таможенной пошлиной не облагаются.

Информация о работе Механизм таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности