Международное сотрудничество в таможенной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 18:27, реферат

Описание работы

Международное сотрудничество в сфере торгово-экономических отношений предполагает двусторонние и многосторонние действия стран по выработке сходных или однотипных мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, разрешительных систем по перемещению через таможенные границы государств товарных, финансовых, информационных ценностей, трудовых ресурсов, осуществления унифицированных таможенных процедур.

Содержание

Международное сотрудничество – определение, цели. Роль Таможни в международном сотрудничестве (стр. 3)
Источники международного таможенного права (стр. 4)
Международные организации в торговой и таможенной сфере (стр. 5, 6)
Всемирная таможенная организация (стр. 6, 7)
Сотрудничество по таможенным вопросам в рамках СНГ (стр. 7, 8, 9)
Таможенный союз стран участников СНГ (10, 11)
Евразийское экономическое общество (11, 12, 13)
Европейский союз (стр. 14)
Заключение (стр. 15)
Список литературы (стр. 16)

Работа содержит 1 файл

Минестерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Цели  организации:

ВТАО является международно-признанным глобальным центром таможенной экспертизы и играет лидирующую роль в обсуждении, развитии и совершенствовании техники таможенного дела и таможенного законодательства. Деятельность организации формулируется исходя из запросов ее членов. Инструменты и передовой опыт ВТАО признаны в качестве основы для работы современных таможенных служб.

Главной целью  ВТАО является повышение эффективности  работы таможенных служб стран-членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию: укрепление национальной безопасности, увеличение собираемости налогов и сбор статистики по внешней торговле.

Организационное устройство:

Секретариат ВТАО возглавляется Генеральным секретарем, который избирается членами организации сроком на пять лет. Эту должность с 1 января 2009 года занимает г-н Кунио Микурия (Kunio Mikuriya) из Японии. Своими приоритетами г-н Микурия назвал налаживание связей с общественностью и расширение программ институционального развития, а также проведение исследований. ВТАО управляется Советом, на который ежегодно собираются все члены организации. Для руководства работой Совета избирается председатель. Стратегией развития организации, а также ее тактическими задачами занимаются политическая комиссия и финансовый комитет. Другие комитеты ВТАО, как комитет по гармонизированной системе, постоянный технический комитет, технический комитет по оценке таможенной стоимости, технический комитет по правилам происхождения, комитет институционального развития и рабочая группа по системе рамочных стандартов (SAFE) предоставляют необходимую платформу для развития инструментов и обмена передовым опытом в рамках компетенции таможенных служб.

В настоящее  время в ВТАО входит 174 таможенных служб. 

Сотрудничество  по таможенным вопросам в рамках СНГ 

После образования  Содружества Независимых Государств в декабре 1991 г. бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами, стремились сохранить единое таможенное пространство. С этой целью между ними начались переговоры для выработки базовых международных правовых документов.

Важное место в  создании правового фундамента сотрудничества со странами СНГ отводилось Соглашению о принципах таможенной политики, подписанному 13 марта 1992 г. в Москве главами правительств всех стран Содружества, кроме Украины. Это был по существу первый договорной акт, определивший меры по всему комплексу сотрудничества в таможенной сфере.

Цель  данного Соглашения – сохранить единое экономическое пространство, обеспечить в его пределах свободное движение товаров, выработать общую политику в отношении третьих стран, унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры, создать Таможенный союз (к этому мы вернемся позднее). Участники Соглашения решили выработать общий таможенный тариф, не устанавливать между собой таможенные барьеры.

Соглашением предусматривалось учредить Таможенный совет. Его статус был определен специальным Положением об этом Совете, принятым также 13 марта 1992 г. В Положении были определены цели, правовая база, исполнительные органы, рабочий аппарат, бюджет, порядок принятий решений Советом.

В феврале 1992 г. было принято Соглашение о порядке транзита грузов через территории государств – участников Содружества. Грузы стран СНГ, следующие транзитом через их территории, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов, необходимости получения разрешения на транзит. Кроме того, эти грузы освобождаются от таможенного досмотра.

В апреле 1992 г. было подписано Соглашение о порядке оформления транзитных грузов, следующих через территории государств – участников СНГ.

В июне 1994 г. государства Содружества приняли  Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах.

Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган — Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.

Основные  функции СРТС СНГ:

  1. Разработка целевых программ по приоритетным направлениям совместной деятельности таможенных служб государств – участников СНГ;
  2. Разработка предложений по сближению и гармонизации таможенных законодательств государств – участников СНГ;
  3. Разработка предложений по формированию взаимоприемлемых механизмов тарифного и нетарифного регулирования;
  4. Выработка рекомендаций  по унификации таможенных правил и форм документации таможенного оформления и контроля товаров, обращающихся в сфере внешней торговли;
  5. Осуществления взаимодействия с государственными, отраслевыми органами и организациями СНГ и международными организациями по вопросам, входящих в компетенцию Совета;
  6. Анализ и рассмотрение  на заседаниях Совета хода реализации документов, принятых государствами – участниками в области таможенного дела;
  7. Рассмотрения хода реализации таможенными службами государств – участников Содружества принятых на себя обязательств в соответствии с решениями Совета;
  8. Рассмотрение других вопросов, входящих в компетенцию Совета

Совет имеет право:

  1. Вносить в установленном порядке предложения на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ;
  2. Принимать в рамках своей компетенции решения, направленные на развитие сотрудничества, взаимодействие таможенных служб государств – участников СНГ;
  3. Создавать в установленном порядком постоянные или временные рабочие группы, необходимые для подготовки вопросов в области таможенного дела;
  4. Привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученных и специалистов;
  5. Решать иные вопросы, входящие в его компетенцию.

Основная масса  договоров в области торгово-экономических  отношений и таможенного сотрудничества стран — участниц СНГ приходится на первую половину 1990-х гг. Именно в  этот период была заложена правовая база по всем основным направлениям сотрудничества в области таможенного дела. В последующие годы в этот правовой механизм вносились отдельные уточнения. В частности, на Московском саммите (1998) была принята Декларация об основных направлениях развития СНГ и подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли, принятое еще в 1994 г. Но, к сожалению, намечавшееся с 1 января 2000 г. оформление де-юре такой зоны не состоялось. До сих пор Соглашение о зоне свободной торговли и Протокол к нему Российская Федерация не ратифицировала. 
 
 

Таможенный  союз государств –  участников СНГ

Таможенный  союз – это экономическое объединение государств, которые имеют единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, который базируется на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Формирование  Таможенного союза осуществлялось в два этапа.

 В задачу первого этапа входило устранение имевшихся на тот период ограничений в торговле между его участниками, выработка единых таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении взаимоотношений с третьими странами. Этот этап формирования союза практически полностью был завершен к концу 1995 — началу 1996 г. Была разработана единая и введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли в странах-участниках Союза, созданы представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Республики Беларусь, в Казахстане и Киргизии, а также аналогичные их представительства в нашей стране. Кроме этого, проводилась также и активная работа по присоединению других стран СНГ к Таможенному союзу и создания единого таможенного пространства на территории СНГ, чего, к сожалению, так и не удалось пока сделать.

Вторым  этапом планировалось объединение таможенных территорий государств-участников Таможенного союза в единую таможенную территорию, что позволило бы не только свободно перемещаться населению некогда братских народов по территории Союза без каких-либо ограничений со стороны таможни, но и посредством упразднения таможенных постов на границах этих стран уделить больше внимания и финансовых средств на обустройство таможен и организацию таможенного контроля на внешних рубежах стран-участников.

На практике же упразднить таможенный контроль на границе, отменить таможенный контроль за товарами, происходящими  с таможенной территории договорившихся государств, а также создать действенный механизм, позволяющий производить таможенное оформление товаров третьих стран в одном из государств без необходимости его дальнейшего оформления в другом государстве (куда товар, собственно, и предназначен) удалось только во взаимоотношениях между Россией и Беларусью. В отношениях с другими государствами СНГ — участниками Таможенного союза достичь таких результатов не удалось. 

Евразийское экономическое сообщество

Опыт  развития многостороннего сотрудничества в рамках Таможенного союза показал, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей в первую очередь обязательность выполнения принятых решений.

В целях решения  этой проблемы  10 октября 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который был ратифицирован всеми государствами – членами и 30 мая 2001 г. вступил в силу.

Обеспечение консолидации таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства является одной из задач международного таможенного сотрудничества ФТС России.

Взаимодействие таможенных служб, необходимое для практической реализации таможенной составляющей интеграционных процессов, осуществляется в рамках созданного в 1996 году Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС (СРТС при ИК ЕврАзЭС).

На заседаниях СРТС при ИК ЕврАзЭС, которые проводятся ежеквартально, рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой, принятием и реализацией нормативных документов, направленных на решение обширного комплекса задач по формированию единой таможенной территории.

Приоритеты определены с учетом реализации стратегических задач, поставленных перед таможенными органами главами государств - членов ЕврАзЭС, в частности:

1) создание общей  унифицированной системы таможенного  регулирования, в рамках которой  действуют унифицированные правила  таможенного оформления и таможенного контроля, применяются единые таможенные режимы;

2) обеспечение экономической  безопасности на внешних границах  государств - членов ЕврАзЭС, борьба с контрабандой и другими видами таможенных правонарушений;

3)укрепление и  обустройство внешних границ ЕврАзЭС. 
 
 

Одна из важнейших  задач таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС - обеспечение свободного перемещения товаров по их территориям. В целях облегчения и ускорения процедур, связанных с перемещением товаров, таможенными службами было разработано Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества, которое было принято главами правительств государств - членов ЕврАзЭС 19 мая 2006 года.

Для информационного  обеспечения перемещения товаров  готовится целевая межгосударственная программа по созданию единой автоматизированной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС. В настоящее время принята ее концепция.

Другой важной задачей  СРТС при ИК ЕврАзЭС является координация деятельности при подготовке национальных проектов модернизации информационно-технического оснащения таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС. Для реализации указанной задачи была создана постоянно действующая рабочая группа и как результат ее работы - подготовка типовых требований по информационно-техническому оснащению пунктов пропуска таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС. Следующими шагами в этом направлении явились одобренные предложения по разработке Межгосударственной целевой программы по оснащению границ государств - членов ЕврАзЭС инспекционно-досмотровыми комплексами для таможенного контроля крупногабаритных автомобилей и контейнеров.

Оценивая результаты таможенного сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС, можно признать, что благодаря совместным усилиям экспертов и руководителей таможенных служб этих государств при координирующей роли ФТС России, бессменно возглавляющей СРТС при ИК ЕврАзЭС, за прошедшие годы проведена значительная работа по унификации таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕврАзЭС и созданию договорно-правовой базы таможенного союза.

Информация о работе Международное сотрудничество в таможенной сфере