Налоги с ввозимых товаров: виды, анализ динамики и места в системе таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть и проанализировать особенности уплаты налогов с ввозимых товаров.
Задачи работы:
1. Исследовать понятие и виды налогов с ввозимых товаров
2. Проанализировать статистические данные поступлений налогов с ввозимых товаров
3. Исследовать проблемы (перспективы), связанные с взиманием налогов на ввозимые товары

Работа содержит 1 файл

курсач).docx

— 53.80 Кб (Скачать)

Акциз подлежит уплате при  ввозе товаров на таможенную территорию РФ. 

Налоговая база для исчисления суммы акциза определяется как:

  • объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, если в отношении подакцизного товара установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
  • сумма таможенной стоимости товара и таможенной пошлины, подлежащей уплате за данный товар, если по подакцизным товарам установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. 

Если в составе одной  партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых  облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. 

Сумма акциза при ввозе  на территорию РФ нескольких видов  подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров. Существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для внутреннего потребления (для свободного обращения) подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам. 

Ставки авансового платежа  в форме покупки акцизных марок  устанавливаются Правительством Российской Федерации . Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, установлена в размере:

  • 0,075 рубля - на табак и табачные изделия;
  • 1,3 рубля без учета НДС - для маркировки алкогольной продукции.

Сумма акциза по подакцизным  товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок. 

Для акцизов предусмотрен также небольшой перечень льгот, предоставляемых в виде освобождения от их уплаты либо возврата ранее уплаченных сумм. Критериями такого освобождения могут выступать:

  • таможенный режим или специальная таможенная процедура (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля, перемещение товаров физическими лицами стоимость товара (общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Доля налогов с ввозимых товаров в системе таможенных платежей

Таблица 1. Доля НДС с ввозимых товаров и акцизов в поступлениях в консолидированный бюджет Российской Федерации за счет налогов и сборов, тыс.руб.

Поступления в  бюджет РФ

2009

2010

2011

Налоговые доходы в общем

6 996 956 198

(100%)

8 440 974 328

(100%)

9 715 209 562

(100%)

 Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в том числе:

30 645 140

(0,44%)

55 418 764

(0,66%)

92 078 372

(0,95%)

НДС на товары, ввозимые на территорию  
Российской Федерации

30 598 246

(0,43%)

55 228 198

(0,65%)

91 652 492

(0,94%)

Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию  
РФ

46 894

(0,01%)

190 566

(0,01%)

425 880

(0,01%)


 

Как видно по таблице 1, налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за последних три года, в период с 2009 по 2011 год увеличились в 1,5 раза (с 6, 99 трлн. рублей до 9,7 трлн.) Из них на поступления за счет НДС с ввозимых товаров и акцизов приходится около 1% (увеличилась с 0,44 % в 2009 году до 0,95 % в 2011 году), основными же источниками поступлений выступают: акцизы по подакцизным товарам производимым в России, НДФЛ, налог на имущество, налог на прибыль. Однако, если рассматривать долю НДС в сумме налогов с ввозимых товаров, можно сделать вывод о том, что НДС с ввозимых товаров является одним из наиболее значимых косвенных налогов и выполняет сразу две функции: фискальную (около 98% поступлений от налогов с ввозимых товаров – это НДС) и регулирующую – НДС закладывается в цене продукта и является протекционистской мерой.

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ (ПЕРСПЕКТИВЫ), СВЯЗАННЫЕ С ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ С ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ 

В наше время достаточно остро стоят проблемы, связанные с механизмом возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акцизов.

Следует учитывать, что ускоренный период формирования Таможенного союза  создал массу проблем, обусловленных  несовершенством норм прав.

Нормативная база, регулирующая юридическую ответственность за нарушение таможенного законодательства , должна быть едина. В противном случае деяние, наказуемое, например, по кодексу РФ об административных правонарушениях, может не считаться правонарушением по административному законодательству Казахстана. Поправки, таким образом, следует внести в уголовные кодексы государств, а также законы, устанавливающие составы административных правонарушений – нарушений таможенных правил.

В силу существующей сегодня  дифференциации налогов \ в системе  косвенного обложения, акцизы являются косвенными налогами на предметы второстепенной необходимости, что отражается в законодательном закреплении перечня подакцизных товаров.

Правовая регламентация  взимания акцизов в Российской Федерации  на сегодняшний день свидетельствует  о наличии некоторых приоритетных направлений государственного регулирования в сфере акцизного налогообложения. В частности, это взимание акцизов по операциям с алкогольной продукцией и по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены тем, что потенциально могут в значительной степени обеспечить фискальные потребности государства, с другой стороны, интересы фиска будут удовлетворяться: только при-компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям..

Государству действительно  необходимо повысить собираемость налогов  с высокорентабельных производств  и оборотов, к которым, в первую очередь, относятся вышеназванные сферы. Происходящий в последние годы непрерывный процесс правового регламентирования отношений, связанных с извлечением дохода в указанных сферах, не всегда последователен и удачен.

Можно также отметить, что  анализ правового регулирования  указанных сфер хозяйственной жизни  в  настоящее время наглядно демонстрирует особенности механизма финансового законотворчества. Речь идет об очень активной информативной функции юридических фактов в финансовом праве, обусловленной противоречием публичных и индивидуальных интересов субъектов финансовых правоотношений.

Налогоплательщик, ориентируясь на нормы финансового права, в  которых зафиксированы юридические факты, старается их избегать, чтобы не допустить возникновения финансового правоотношения (в частности, можно избегать тех фактов, которые образуют объект налогообложения, то есть основание для уплаты налога) . Соответственно юридические факты будут действовать и обеспечивать движение финансового правоотношения только при максимально корректной фиксации их в финансово-правовых нормах. Если налогоплательщик стремится найти пути "ухода" от налогообложения, то законодатель, используя информацию об этом, должен закрыть брешь налогового закона. Сегодня практика применения норм Налогового кодекса (в частности главы 22 "Акцизы") показывает, что законодатель стремится эффективнее использовать этот закономерный механизм порождения юридических фактов в сфере налогообложения.

Как известно, основополагающие нормы налогового права закреплены в Конституции Российской Федерации: предмет ведения РФ, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов высших органов государственной власти и правомочия в этой сфере органов местного самоуправления; основы правового статуса налогоплательщика.

Основы современной системы  налогообложения акцизами были заложены реформой 1991-1992 годов. В этот период были приняты соответствующие законодательные акты, к числу которых относятся, в первую очередь, Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Закон РФ от 06.12.91 «Об акцизах», изложенный в новой редакции Федеральным законом от 07.03.96 № 23-ФЗ, и действовавший до принятия части второй НК РФ с изменениями от 10.01.97; от 14.02.98; от 23.07.98; от 29.12.98; от 10.02.99; от 02.01.00.

На сегодняшний день законодательство РФ о налогах и сборах состоит  из Налогового кодекса Российской Федерации  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и сборах (п. 1 ст. Г НК РФ). Федеральные  законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, действующие на территории РФ и не утратившие силу, применяются в части, не противоречащей нормам Налогового кодекса (ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой НК РФ» ; ст. 29 Федерального закона от 05.08.00 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений; в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»3). Органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения лишь в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и эти акты не могут изменять или дополнять налоговое законодательство (п. 1 ст. 4 НК РФ).

В исследованиях финансовой науки отмечалось, что "законодательные  органы, устанавливая какой-либо акциз, не могут предусмотреть всех разнообразных и меняющихся - в зависимости от условий производства и требующегося за ним контроля - правил, способов и приемов - взимания акциза"4. Соответственно детальная: регламентация техники проведения акцизного обложения осуществлялась ведомственными; правовыми актами, которые очень подробно регулировали не только место и сроки уплаты акцизов, но и останавливались на условиях производства подакцизных товаров, передвижения и продажи их потребителю.

Проблемы  совершенствования косвенного налогообложения, и в частности налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 г., когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг.

Для консолидированного бюджета  Российской Федерации НДС – один из основных источников налоговых поступлений. В 2010 г. доля НДС превысила 20%-ный рубеж. По данным ФНС России, за 11 месяцев 2011 г. доля поступлений НДС составила уже 16,96%.

Однако, несмотря на достаточно высокую собираемость данного налога, колеблющуюся около 90%, проблема его  администрирования остается актуальной. При том, что многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС наносит ощутимый урон бюджету. 

В последнее время ряд  специалистов в области налогового законодательства настаивают на альтернативном варианте борьбы с уклонением от уплаты НДС – замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы – простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления. 

НДС в Российской Федерации  был установлен Законом от 6 декабря 1991 г. № 1991-I «О налоге на добавленную  стоимость», которым был применен принцип места назначения. НДС  определялся как форма изъятия  в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях  процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. 

Система взимания НДС, используемая в России в настоящее время, не предусматривает непосредственного  определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости произведенных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным.

Преимущества  НДС

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную  стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам  с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж – НДС решалась именно в пользу последнего: 
1. Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства. 
2. Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.  
3. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость. 
4. Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается. 
5. При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж – валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).  
6. Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле. 
7. При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков. 
8. НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма. 
9. Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.  
10. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).  
11. Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).  
12. Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов. 

Информация о работе Налоги с ввозимых товаров: виды, анализ динамики и места в системе таможенных платежей