Нетарифное регулирование таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение нетариыного регулирования в сфере таможенного дела.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и нормативно-правовую основу нетарифного регулирования.
2. Рассмотреть методы нетарифного регулирования.
3. Сравнить меры нетарифного и таможенно – тарифного регулирования.
4. Проанализировать отдельные методы нетарифного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика мер нерифного регулирования 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая основа нетарифного регулирования 5
1.2. Характеристика методов нетарифного регулирования 9
1.3. Сравнение мер нетарифного и таможенно – тарифного регулирования 15
Глава 2. Характеристика отдельных методов нетарифного регулирования 21
2.1. Квотирование, лицензирование и сертификация 21
2.2. Понятие и сущность экспортного контроля 26
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

korolyok.docx

— 73.34 Кб (Скачать)

Ставки  вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых  они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.      

Цель  экспортной пошлины - обеспечить или  увеличить дополнительное количество валюты для пополнения государственной казны. Специфика экспортной пошлины заключается в удорожании стоимости товара на мировом рынке, где конкуренция может быть значительной. Как правило, экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в случаях, когда государство стремится ограничить вывоз такого товара. С другой стороны применение экспортных пошлин вызвано в связи с ограничением поставок на мировой рынок сырьевых товаров, по которым государство обладает монопольным природным преимуществом, что влечет за собой увеличение цен на такие товары и повышение доходов в бюджете государства и прибыли национальных производителей       

Нетарифные  меры являются инструментом административного  регулирования внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены.       

В соответствии с разделом I Закона основными целями таможенного тарифа являются:

    • оптимизация товарной структуры импортных поставок в РФ;
    • поддержание экономически обоснованного отношения (стоимостного и физического) экспорта и импорта, валютных поступлений и расходов на территории РФ;
    • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров и услуг в РФ;
    • защита экономики РФ от негативного воздействия иностранной конкуренции;
    • содействие созданию условий для эффективной интеграции РФ в мировую хозяйственную систему

К мерам нетарифного регулирования  включают:

  • лицензирование;
  • квотирование;
  • сертификация;
  • разрешительная система;
  • система экспортного контроля;
  • иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных  средств8.

 

       Некоторые специалисты также относят к  нетарифным мерам понятия таможенной блокады и эмбарго.       

Таможенное  регулирование в Российской Федерации  основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.    

   Согласно  законодательству государственное  регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.       

Система мер таможенного и нетарифного  регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».      

Следующим звеном правового регулирования  в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов. 

Разработку  соответствующих нормативных актов на ведомственном уровне обеспечивал ранее ГТК РФ, поскольку на практике именно на таможенные органы возлагалось применение таможенно-тарифных мер. Но с принятием Указа Президента РФ от 20.05.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»      

В соответствии с Указом Президента РФ ГТК РФ преобразован в Федеральную  таможенную службу, передав его функции  по принятию нормативных правовых актов  в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ.      

Главное управление тарифного и нетарифного  регулирования, входящее в структуру  Министерства РФ, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании и ведении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.      

Таким  образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области  таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика отдельных методов нетарифного регулирования

2.1. Квотирование, лицензирование и сертификация

Одной из мер, установленных Федеральным  законом № 164-ФЗ, является квотирование, которое заключается во введении ограничений на экспорт или импорт товаров. Под квотой понимаются количественные или стоимостные ограничения товаров, перемещаемых через границу РФ.

Глобальное квотирование экспорта товаров в нашей стране применялось  в 1993 г. для предотвращения дефицита на внутреннем рынке товаров, реализация которых на внешних рынках обеспечивала более высокие доходы. В основном квотирование служило для ограничения вывоза товаров народного потребления, но постепенно стало применяться только к стратегическим сырьевым ресурсам. Квоты распределялись административным методом и путем реализации товаров через специальные аукционы.

В мировой практике квотирование применяется  при установлении ограничений производства, экспорта или импорта товаров, вводимых межгосударственными и национально-государственными органами с целью регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей.

Виды квотирования:

  • индивидуальное, предполагающие распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по традиционным странам-поставщикам;
  • тарифные, характеризующиеся как установление определенного объема товаров, при импорте которых применяются ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом, но при превышении квот вводятся увеличенные ставки таможенных пошлин;
  • сезонные, которые устанавливаются на определенное время года, как правило, связанные с пиком производства внутри страны аналогичных товаров;
  • глобальные, не устанавливающие каких-либо приоритетов для импортера и оставляющие ему право свободного выбора партнера при заключении контрактов поставок в пределах установленных квот.

В настоящее время в России порядок  распределения квот определен ст. 23 Федерального закона № 164-ФЗ.

Право принятия решения о введении квот имеет Правительство РФ, которое определяет метод распределения квот. В соответствующих случаях оно устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. При этом основополагающим принципом при распределении квот должно быть равноправие участников внешнеторговой деятельности. Квотирование не должно иметь дискриминационный характер по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Лицензирование  определяется как регулирование  компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем  выдачи специальных разрешений — лицензий, а также при выдаче разрешений на вид деятельности, требующей разрешения в соответствии с законодательством государства. В мировой практике лицензирование является общепринятой нетарифной (административной) мерой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно способствующей рациональному использованию экспортных ресурсов и сбалансированию импорта или экспорта9.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 164-ФЗ лицензирование во внешней  торговле устанавливается при:

  • введении временных количественных ограничений импорта и (или) экспорта отдельных видов товаров;
  • реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений;
    • реализации представления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
    • выполнении РФ международных обязательств.

При этом, как правило, применяется  автоматическое лицензирование, которое заключается в том, что импортер или экспортер должен обратиться в государственный орган с заявкой на лицензию, которую он получает автоматически. Цель автоматического лицензирования состоит в контроле за поставками различных товаров со стороны государственных органов, что дает им возможность оперативно владеть информацией об импорте или экспорте отдельных видов товаров, а также при необходимости регулировать импорт. Примером может служить лицензирование реализации деловой древесины ценных пород при экспорте с таможенной территории РФ.

Лицензия выдается компетентными  органами по установленной форме.

В современной  мировой практике в основном применяются  генеральная и разовая лицензии. Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение в течение года. Разовая лицензия выдается на определенную операцию или партию товара.

Одна  из мер нетарифного регулирования  связана с качеством ввозимых на таможенную территорию РФ иностранных  товаров. Государство предъявляет определенные требования к качеству импортируемых товаров для соответствия их техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам.

Сертификация — процедура соответствия должным образом идентифицированной продукции нормам и требованиям, действующим в стране. Целью проведения сертификации является:

  • проверка качества и соответствия;
  • гарантирование потребителям качества потребляемых товаров и их соответствия;
  • повышение качества импортируемых и экспортируемых товаров.

Сертификации подлежат не все товары, а продукты питания, лекарственные средства, товары народного потребления и другие товары, состояние которых влияет на качество жизни и здоровья населения, экологию и состояние окружающей среды.

Порядок проверки качества и соответствия основывается на Федеральных законах  «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Система сертификации качества продукции предполагает фактическую проверку товара путем гигиенической, ветеринарной и фитосанитарной оценки, которую осуществляют соответствующие компетентные государственные органы с привлечением лабораторий и центров сертификации. При этом существует правило предварительной сертификации предполагаемой к поставке продукции, а также сертификации производства продукции. Общепринятым становится проведение сертификации совместно с государственными органами страны-экспортера при соответствующих международных соглашениях компетентных органов.

Процедура сертификации включает:

  • подачу заявки на проведение сертификации;
  • выбор схемы сертификации;
  • отбор проб и образцов для идентификации и испытаний;
  • проведение идентификации или испытаний;
  • анализ полученных результатов и принятие решения о сертификации;
  • выдача сертификата при соответствии требованиям, предъявляемым к исследуемым товарам10.

Сертификат является необходимым  документом для принятия решения о выпуске товаров во время таможенного декларирования при таможенном режиме выпуска товара для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории РФ (для товаров, ввозимых на эту таможенную территорию в качестве продуктов переработки), реимпорта (для товаров, вывезенных с таможенной территории РФ до 1 января 1994 г.), беспошлинной торговли.

При отсутствии необходимого сертификата  таможенное оформление не производится, а несертифицированная продукция подлежит вывозу с таможенной территории РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Понятие и  сущность экспортного контроля

С точки  зрения определения объектов экспортного  контроля данная мера нетарифного регулирования  применяется к товарам, которые могут рассматриваться в качестве материалов, оборудования и технологий двойного назначения, что предполагает возможность использования этих товаров при создании вооружения и военной техники, химического, бактериологического, ядерного оружия, ракетных средств доставки.

Информация о работе Нетарифное регулирование таможенных правоотношений