Нетарифное регулирование таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение нетариыного регулирования в сфере таможенного дела.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и нормативно-правовую основу нетарифного регулирования.
2. Рассмотреть методы нетарифного регулирования.
3. Сравнить меры нетарифного и таможенно – тарифного регулирования.
4. Проанализировать отдельные методы нетарифного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика мер нерифного регулирования 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая основа нетарифного регулирования 5
1.2. Характеристика методов нетарифного регулирования 9
1.3. Сравнение мер нетарифного и таможенно – тарифного регулирования 15
Глава 2. Характеристика отдельных методов нетарифного регулирования 21
2.1. Квотирование, лицензирование и сертификация 21
2.2. Понятие и сущность экспортного контроля 26
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

korolyok.docx

— 73.34 Кб (Скачать)

Таможенная блокада состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенного оформления, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По своей сути это завуалированный запрет на перемещение товаров. Цель такой меры — нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. И эмбарго, и таможенная блокада признаются международной практикой, однако, применяются крайне редко: при необходимости поставить ту или иную страну в особые условия, фактически изолировав ее от внешнего мира.

Разрешительная система — порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение, выдаваемое компетентными органами (например, органами внутренних дел — на перемещение оружия)3.

Правовые  основания запрещения ввоза в Россию и вывоза из РФ отдельных товаров и транспортных средств основаны на национальных интересах и включают: соображения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности и здоровья населения. Запрещение к перемещению через таможенную границу РФ отдельных категорий товаров означает, что они не могут ввозиться в страну и вывозиться из нее свободно, без каких бы то ни было ограничений. Законодателем не устанавливается единый перечень таких товаров в отдельном нормативном акте, они содержатся в разных источниках.

Запрещены к ввозу в  Российскую Федерацию:

  • оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;
  • наркотические средства и психотропные вещества;
  • медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ (с разрешения Минздрава России);
  • радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;
  • драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;
  • печатные и аудиовизуальные материалы, иная изобразительн продукиця, которые могут причинить вред государственной безопас ности, общественному порядку, нравственности населения, прав собственности, в том числе интеллектуальной собственности, и другим интересам физических и юридических лиц;
  • непроявленные фотопленки;
  • средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия);
  • семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (с разрешения компетентных органов).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  на территорию РФ не могут ввозиться товары, которые не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, а также не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством России. Кроме того, запрещаются к ввозу в страну предметы, характеризуемые как опасные потребительские товары4.

Запрещены к вывозу из Российской Федерации:

  • оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;
  • наркотические средства и психотропные вещества;
  • радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;
  • драгоценные металлы и камни, за исключением временно вывозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;
  • представители флоры и фауны, занесейные в Красную книгу (рога оленей, сайгаков, маралов);
  • непроявленные фотопленки;
  • аннулированные ценные бумаги;
  • произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.

Ввоз  в РФ и вывоз из нее наркотических  средств, сильнодействующих и ядовитых веществ осуществляются по лицензиям в пределах квот, устанавливаемых Правительством России. Основанием для выдачи лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю мор котиков при Министерстве здравоохранения РФ по форме, предусмотренной конвенциями ООН, участницей которых является Российская Федерация.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы России. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы России. Расходы, возникшие у лиц, перемещающих товары, в связи с соблюдением запретов и ограничений таможенными органами не возмещаются.

Квотирование означает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам. Такие ограничения, как правило, налагаются на вывоз из страны товара. Импортные квоты не имеют большого распространения. Квота — это разрешенное, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется. Однако все, что перемещается сверх этой квоты, облагается обычной или повышенной пошлиной либо вообще запрещается. Так, Правительство РФ определяет квоты на экспорт товаров, содержащих драгоценные металлы. Квоты могут реализовываться в процессе проведения специальных конкурсов и аукционов.

Лицензирование — разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу не допускается. Данная мера применяется как самостоятельно, так и в совокупности с квотированием. Лицензия представляет собой официальн документ, который разрешает осуществление экспортных или и портных операций в течение установленного срока.

Оформление  лицензии требуется при перемещении  каждого вида товара независимо от количества наименований, включенных внешнеторговый контракт. Лицензии бывают двух видов: генеральная (оформляется на каждый вид экспортируемого или импортеруемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара); разовая (выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одно контракту сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии)5.

Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности качества. Посредством сертификации независимый от изготовителя (продавца, и испонителя) и потребителя (покупателя) орган по сертификации удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям технических регламентов. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать установлены техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям. Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуги соответствуют определенным стандартам или другой научно-технической документации. Главная цель сертификации — это подтверждение безопасности товара, которым будут пользоваться внутри страны. Перечень ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается ФТС РФ.

Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат:

  • отдельные виды сырья, материалов, оборудования, которые мо-1 быть применены при создании вооружения и военной техники;
  •    химикаты и технологии, которые могут быть использованы при рздании химического оружия;
  • оборудование, материалы двойного использования, применяемые в ядерных целях;
  • генетические материалы, которые могут быть использованы при создании бактериологического и токсического оружия.

Межведомственным  координационным органом является Комиссия по экспортному контролю РФ. Она разрабатывает меры по совершенствованию системы экспортного контроля, координирует работу, но разработке списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, осуществляет международное сотрудничество в данной Области, выполняет иные функции.

Таким образом, применение мер нетарифного регулирования в условиях разбалансированности внутреннего рынка в России представляется оправданным и необходимым. Осуществляя централизованнный подход, важно учитывать и интересы субъектов ВЭД. Важнейшая задача в рамках совершенствования таможенного законодательства — не препятствовать, а способствовать развитию позитивных процессов в международной торговле. Нетарифные ограничения направлены на оптимизацию ВЭД, защиту российской экономики, охрану интересов отечественных потребителей.

 

 

 

 

1.3. Сравнение мер нетарифного  и таможенно – тарифного регулирования  

Тарифное  регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.    

Нетарифные  методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической  и торговой политики государств, различные  ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.           

По классификации  ООН нетарифные методы регулирования  разбиты на следующие группы:

    • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
    • антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п6.

 

       В настоящее время в России действует  весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности, и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.      

В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.      

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов  регулирования внешнеторговой деятельности.       

К ним относятся методы:

  • таможенно-тарифного регулирования, т.е. применения импортных и экспортных тарифов;
  • нетарифного регулирования, т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

 

       Таможенный  тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Одним из видов таможенного тарифа являются экспортные пошлины.      

В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы). Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары.      

Вторая  методика основывается на следующем: пошлина  устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости  товара. В результате чего, такая  пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия)7.      

Наряду  с двумя упомянутыми методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной).      

Указанные пошлины, с учетом их устанавливающих  методик нашли свое отражение  в ст.4 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». При этом законом провозглашается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации.      

Информация о работе Нетарифное регулирование таможенных правоотношений