Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель работы является всесторонний анализ закрепляемого действующим законодательством правового положения института административной ответственности за таможенные правонарушения.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
1) дать понятие таможенного правонарушения как основания административной ответственности за нарушение таможенных правил, выявить его признаки, раскрыть особенности состава таможенного правонарушения;
2) определить понятие юридической ответственности за нарушение таможенного законодательства и рассмотреть ее признаки, проанализировать виды юридической ответственности в таможенной сфере, выявить основания каждого вида ответственности, указав на их особенности;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых в области таможенно - правовых отношений.
1.1. Понятие и виды производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………...6
1.2. Особенности стадий производства по делам об административных правонарушений, совершаемых в области таможенно-правовых отношений……………………………………………………………13
Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела
2.1. Виды административных правонарушений в области таможенного дела………………………………………………………………………………..22
2.2. Санкции административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела…………………………………….27
Глава 3. Особенности административной ответственности за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации………………...31
Заключение……………………………………...………………………...35
Список использованной литературы…………………………………….
Состав нарушения таможенных правил образует незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности.
К правонарушениям, нарушающим порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, относятся :
- действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований;
- нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.16 КоАП);
- неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов РФ.
2.2. Санкции административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела.
Административная ответственность есть реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к субъектам административной ответственности, которыми являются физические лица, должностные лица, а также юридические лица[20].
В соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ “Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения…”
В статьях 16.1-16.23 КоАП РФ определен четкий перечень административных правонарушений, по которым таможенный орган вправе и обязан возбудить дело об административном правонарушении (далее – дело об АП), осуществить административное производство и рассмотреть дело об АП.
Статьей 16.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за наиболее опасный состав правонарушения в области таможенного дела, граничащий с уголовным преступлением.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.[21]
Административное расследование по делу об АП проводится уполномоченным должностным лицом таможенного органа, возбудившим это дело об АП. По решению начальника таможенного органа, в производстве которого находится дело об АП или его заместителя, административное расследование может быть проведено другим уполномоченным должностным лицом этого таможенного органа (пункт 4 статьи 28.7 КоАП РФ).
Административное расследование должно быть проведено в срок один месяц. По окончании проведения административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении или вынесено постановление о прекращении дела об АП (пункт 6 статьи 28.7 КоАП РФ)[22].
Протокол об административном правонарушении должен быть направлен в течении суток должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ, т.е. начальнику таможни или его заместителю, а в случае АП, совершенного физическим лицом – начальнику таможенного поста.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.»[23]
Дела об административных правонарушениях регистрируют в таможенных органах на уровне не ниже таможни.
В таможенном органе ведется один журнал учета, в котором регистрируют все дела об АП.
Все заведенные дела об АП подлежат представлению для регистрации в Отделе административных расследований (далее – ОАР) таможни. Дела об АП, возбужденные уполномоченными должностными лицами таможенных органов, подлежат обязательной регистрации в день их возбуждения. В случае возбуждения дел об АП в выходные или праздничные дни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел. В случае возбуждения дел вне времени работы ОАР таможни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел[24].
Объективную сторону правонарушений составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ. Данное административное правонарушение регулируется ст.16.3. КоАП.
При применении ст.16.3. КоАП следует разграничивать запреты и (или) ограничения экономического характера, а также запреты и (или) ограничения, не носящие экономического характера. При этом необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения.
К ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 21, 23, п. 1 ч. 1 ст. 24, ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[25]), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[26] и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[27] (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления (ст. 163, 166, 173, 187 ТК РФ). За нарушение указанных ограничений лицо подлежит ответственности по ч. 1 ст.16.3. КоАП.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных ст. 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера согласно ст. 158 ТК РФ применяются независимо от заявленного таможенного режима. За нарушение указанных запретов и ограничений лицо подлежит ответственности по ч. 2 ст.16.3. КоАП.
При квалификации правонарушений по ст.16.3. КоАП следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 2 ноября 2006 г. N 537-0[28] и заключающуюся в том, что ст.16.3. КоАП не допускает привлечения к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений и представление доказательств соблюдения этих мер таможенным органам.
В зависимости от конкретных дел таким лицом может быть декларант или перевозчик. Таможенный брокер не является субъектом правонарушений, предусмотренных ст.16.3. КоАП, поскольку в соответствии со ст. 144 ТК РФ на таможенного брокера не возлагаются обязанности, которые прямо закреплены ТК РФ за лицом, указанным в ст. 16 ТК, перевозчиком либо иным лицом.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
При нарушении запретов и ограничений экономического характера (ч. 2) в качестве дополнительного административного наказания может быть предусмотрена конфискация предметов, явившихся предметами административного правонарушения. Такой подход обусловлен тем, что, во-первых, товары, в отношении которых применяются меры неэкономического характера, как правило, запрещены к ввозу (вывозу) и подлежат обратному вывозу (не подлежат вывозу) (ст. 13 ТК РФ), поэтому их конфискация бессмысленна, а во-вторых, если в отношении предмета применяются меры экономического характера, то их свободный оборот может нанести ущерб экономическим интересам Российской Федерации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18[29] обращает внимание на необходимость разграничения административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 16.2 и ст.16.3. КоАП. Пленум рекомендует исходить из того, что по ч. 1 и ч. 2 ст.16.3. КоАП действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.
Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений, то с учетом исключений, названных в ч. 1 и ч. 2 ст.16.3. КоАП, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.16.3. КоАП, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8), а по части 2 статьи - также судьи (ч. 2 ст. 23.1). Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Заключение
Свобода внешнеэкономической деятельности, высокие темпы роста объема внешнеторгового оборота - все это повлекло резкое увеличение количества административных правонарушений в области таможенно-правовых отношений.
Проведенное исследование об административных правонарушениях и вины юридических лиц при привлечении к административной ответственности, а также анализ практики арбитражных судов позволяют предложить следующее.
Во-первых, необходимо в нормативном порядке реализовать монополию КоАП РФ на правовое регулирование административной ответственности на федеральном уровне.
Во-вторых, следует четко определиться с понятием «привлечение юридического лица к административной ответственности» в КоАП РФ. Безусловно, вина - это весьма сложный элемент административной ответственности, но обязательный.
В настоящее время привлечение юридических лиц к административной ответственности через институт «объективного вменения» - это шаг назад от всех демократических преобразований в стране. Наиболее целесообразным представляется установление такой же презумпции при привлечении юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в области таможенно-правовых отношений, как та, которая в настоящее время заложена в ГК РФ: юридическое лицо должно привлекаться к административной ответственности за административное правонарушение, если оно не докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него действующими нормативными правовыми актами, оно приняло все меры для надлежащего исполнения требований законодательства.