Перемещение культурных ценностей через таможенную границу таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы, автор видит, рассмотрение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
 Дать определение понятию «культурная ценность»;

Содержание

Оглавление
Введение. 2
1 Понятие культурных ценностей. 3
В соответствии с Международным договором от 28.09.2001 N б/н3: 4
1.1.Признаки и критерии отнесения товара к культурной ценности. 5
1.2. Правовые основы государственного регулирования защиты культурного наследия 8
1.3. Перечень предметов культурного назначения. Запрещенные к вывозу культурные ценности 10
2 Порядок перемещения культурных ценностей через границу. 14
2.1. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных ценностей. 14
2.2 Проведение экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей. 20
3 Пример из судебной практики. 25
Заключение 27
Список источников. 29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ПОЛУЭКТОВА.doc

— 130.50 Кб (Скачать)


 

Оглавление

Введение.

1 Понятие культурных ценностей.

В соответствии с Международным договором от 28.09.2001 N б/н3:

1.1.Признаки и критерии отнесения товара к культурной ценности.

1.2. Правовые основы государственного регулирования защиты культурного наследия

1.3. Перечень предметов культурного назначения. Запрещенные к вывозу культурные ценности

2 Порядок перемещения культурных ценностей через границу.

2.1. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных  ценностей.

2.2 Проведение экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей.

3 Пример из судебной практики.

Заключение

Список источников.

 


Введение.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, пресечение незаконного оборота культурных ценностей с перемещением их за пределы Российской Федерации отнесено к числу основных функций таможенных органов. На сегодняшний день культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Актуальность данной работы, заключается в возросшем интересе к предметам культуры, которые используются не только для духовного удовлетворения, но и для денежного обогащения.

Целью работы, автор видит, рассмотрение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

   Дать определение понятию «культурная ценность»;

   Выявить основные признаки товаров, относящихся к культурным ценностям;

   Перечислить предметы культурного назначения;

   Установить порядок перемещения культурных ценностей через границу;

   Изучить порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных ценностей;

   Проследить проведение экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей.

1 Понятие культурных ценностей.

 

Культурное  наследие  образует  совокупность  материальных   и

духовных культурных ценностей других эпох,  подлежащих  сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений.

Понятие  «культурные  ценности»  охватывает  как  материальные

объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью

могут  обладать  средства  труда  и  его   вещественные   продукты,

произведения духовного  творчества,  философские  идеи,  достижения

науки,   традиции,   моральные   и   правовые    нормы    и    т.д.

Согласно положениям Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

   созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;

   имеющие важное значение для РФ и созданные на ее территории иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в Российской Федерации;

   обнаруженные на территории Российской Федерации;

   приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

   приобретенные в результате добровольных обменов;

   полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Все физические и юридические лица на равных основаниях имеют право на вывоз, ввоз, временный вывоз или временный ввоз культурных ценностей, независимо от места постоянного жительства либо регистрации[1].

В соответствии с Международным договором от 28.09.2001 N б/н3:

 "культурные ценности" - ценности религиозного или светского характера либо их коллекции, которые рассматриваются каждым из государств Сторон как представляющие значение для истории, культуры, искусства, науки и подпадают под действие законодательства государств Сторон о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Культурные ценности - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г[2]. "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко культурном отношении территории и объекты".

Следует учитывать, что действие Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

Разнообразие применяемых терминов объясняется той  сложностью,

которая возникает при использовании  общепринятых  по  отношению  к

культурным  ценностям   понятиям   применительно   к    таможенному

законодательству.  Это  та  самая  грань,  за  которой   уникальное

творение,  выражающее  творчество   народа,   его   язык,   обычаи,

вероисповедание и т.д. становится,  с  точки  зрения  буквы  закона

«товаром,  перемещаемым   через   таможенную   границу   Российской

Федерации».

Следует   отметить,   что   таможенное   законодательство   не

предполагает отнесение культурных ценностей к  отдельной  категории

товаров с точки зрения таможенного оформления и, таким  образом,  с

этой стороны – культурные ценности становятся  товаром,  как  любым

движимым  имуществом,   перемещаемым   через   таможенную   границу

Российской Федерации.

 

1.1.Признаки и критерии отнесения товара к культурной ценности.

К сущностным признакам культурных ценностей как объекта гражданского оборота относятся.

1.       Культурные ценности обладают двойственной природой: с одной стороны - это объективированная форма, которая является выражением духовного содержания, а с другой - это сама духовная сущность. Между тем, международное, зарубежное и национальное право к культурным ценностям относит только те объекты, которые существуют в материальной форме.

2.       Независимо от того, являются ли культурные ценности продуктом материальной или духовной культуры, они служат удовлетворению духовных потребностей человека. Те или иные объекты, выступая элементами материальной культуры, в данный момент развития общества не относятся к культурным ценностям, но по истечении какого-то времени они могут быть признаны таковыми, если в силу своей уникальности, связи с каким-либо событием, исторической личностью будут представлять историческую, научную или религиозную значимость для общества. Культурные ценности, являющиеся результатом духовной деятельности человека (произведения науки, литературы и искусства) целенаправленно создаются для удовлетворения духовных потребностей человека. При этом некоторые произведения искусства, науки или литературы могут признаваться культурной ценностью не в связи с их высокими художественными качествами, а в силу их историчности, редкости и т.д.

3.       В качестве культурных ценностей могут выступать лишь такие объекты, которые обладают исторической, научной, художественной или религиозной значимостью. Иные критерии значимости, закрепленные в нормах права о культурных ценностях, а также приводимые в юриспруденции, либо поглощаются их исторической, научной, религиозной или художественной значимостью, либо вообще не выражают сущности культурных ценностей.

4.       Культурные ценности могут быть результатом, как деятельности человека, так и эволюции природы, тесно связанным с деятельностью человека. Для признания природного объекта культурной ценностью важна та смысловая нагрузка, которую он несет применительно к истории, религии или науке. К культурным ценностям можно относить результаты эволюции природы, если они оценены человеком и восприняты в таковом качестве. Главным моментом здесь будет являться "связь с человеческой деятельностью".

5.       Уникальность культурных ценностей - это их редкость, исключительность, неповторимость, своеобразие, обусловленные либо индивидуальностью их творца, либо связью с историческими событиями или исторической личностью, либо интересом для науки или религии.

Все культурные ценности относятся к категории неделимых объектов, так как в результате их раздела они теряют полностью или частично свое культурное значение.[3]

Для отнесения товаров к культурным ценностям лицо, декларирующее их таможенному органу, должно представить (заявить) их как культурные ценности. Решение об отнесении таким образом заявленных товаров к культурным ценностям принимает должностное лицо таможенного органа, руководствуясь Перечнем культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О ввозе и вывозе культурных ценностей", а также заключением эксперта уполномоченного государственного органа. Ранее в таком качестве выступал эксперт Минкультуры России (такие эксперты осуществляли свою деятельность в некоторых крупных пунктах пропуска). В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 301, эта Служба "обеспечивает экспертизу культурных ценностей" (п. 5.6 Положения) и "принимает решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей " (п. 5.7 Положения).

 

1.2. Правовые основы государственного регулирования защиты культурного наследия

 

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского ко­декса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Фе­дерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними, в пределах компетенции субъектов Рос­сийской Федерации, законами субъектов РФ в области государствен­ной охраны объектов культурного наследия[4].

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памят­никах истории и культуры) народов Российской Федерации» регулиру­ет отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и куль­турного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников инфор­мации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия определяются в законе как объек­ты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекта­ми науки и техники и иными предметами материальной культуры, воз­никшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градо­строительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарож­дении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.

В законе определены задачи государственных органов охраны па­мятников: контроль за соблюдением законодательства в области охра­ны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выда­ча разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования:

- Таможенный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс);

- Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон);

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования»;

Информация о работе Перемещение культурных ценностей через таможенную границу таможенного союза