Периодизация истории таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1 Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2 Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3 Каково состояние таможенной системы в настоящее время.

Содержание

Введение 4
1 Таможенное дело Российской Федерации 6
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
6
1.2 Законодательство о таможенном деле 8
1.3 Таможенная политика 10
2 Периодизация истории таможенного дела 14
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период
14
2.2 Основные моменты развития после революции 20
2.3 Основные моменты развития на современном этапе 26
Заключение 31
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.76 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая  работа содержит 34 с., 20 источников. 
 

     Таможенное  дело, таможенная территория, таможенная граница, товар, перевозчик, таможенный контроль. 
 

     Изучение  исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III - II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.

     Таможенно - пошлинные отношения прошли в  своей эволюции ряд ступеней. Их история напоминает о прошлом, хранит накопленный человеческий опыт и показывает движение к современному понятию таможенного дела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 4
1 Таможенное  дело Российской Федерации 6
    1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного  дела в Российской Федерации
6
  1.2 Законодательство о таможенном  деле 8
  1.3 Таможенная политика 10
2 Периодизация  истории таможенного дела 14
    2.1 Основные  моменты развития таможенного  дела и законодательства о  нем в дореволюционный период
14
  2.2 Основные моменты развития после  революции 20
  2.3 Основные моменты развития на  современном этапе 26
Заключение 31
Библиографический список 33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Развитие  рыночных отношений в экономике  России, либерализация внешнеэкономической  деятельности способствовали значительному  повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей и хозяйственников, студентов, аспирантов и преподавателей.

     Термин  «таможня» имеет двоякое значение. Если взглянуть на него с точки  зрения происхождения, то он образован  от слова «тамга», означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое  проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал впоследствии называться у русских тангой и являлся в сущности пошлиной, налогом, взимавшимися при торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга», то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар тамжили, стало называться таможней [1, с. 88].

     С тех пор, конечно, содержание данного  понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня - это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.

     Возникновение таможенного дела и правовых институтов и норм, его закрепляющих, восходит к древнейшим временам российской истории.

     При исследовании становления и развития таможенного дела в России, речь может идти преимущественно об организации таможенно - пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси - актуальность.

     О собственно таможенной службе можно  говорить условно, поскольку лишь с  течением времени, по мере создания и  укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения  шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы [3, с. 103].

     Объектом  исследования является механизм таможенного дела в России.

     Предмет – ролевая деятельность таможенных органов Российской Федерации в деле осуществления вклада в развитие экономики.

     Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.

    Задачи:

     1 Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики

     2 Определить, что явилось предпосылками  зарождения таможенного дела

     3 Каково состояние таможенной  системы в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

     Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений с ней [2, с. 68].

     Другой  немаловажный аспект понятия таможенное дело - правовой. В настоящее время в России оформилась специфическая подотрасль административного права - таможенное право. В данную категорию включают правоотношения, возникающие при осуществлении внешнеторговой деятельности между её участниками и государством. Основным документом, регулирующим такие правоотношения, является Таможенный кодекс Российской Федерации.

      1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации.

     В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный  комплекс отношений, непосредственно  связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

     Согласно  действующему Таможенному кодексу  Российской Федерации 2003 г. таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

     В то же время согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.

     Из  самого словосочетания «таможенное  дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно прежде всего как деятельность [4, с. 168].

     Новая редакция Таможенного Кодекса Российской Федерации более емко, чем ранее действовавшая редакция, характеризует понятие «таможенное дело», определяя его как сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

     Структуру современного таможенного дела можно  представить следующими основными блоками: принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенные режимы; таможенно - тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; таможенное оформление; таможенный контроль; предоставление таможенных льгот; ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне - экономической деятельности; правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела [6, с. 77].

     Следует отметить, что любое деление таможенного  дела на отдельные относительно самостоятельные  части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура  достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

     Экономические цели таможенного дела достигаются  посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

     Регулятивные  цели таможенного дела достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

     Правоохранительные  цели таможенного дела заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и так далее.

     1.2 Законодательство  о таможенном деле

     На  территории России действует единое таможенное законодательство. Единство таможенного законодательства обусловлено  отнесением таможенного дела к федеральной  компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. При этом следует  оговориться, что термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда законодательство охватывает не только Конституцию и законы, а включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы Российской Федерации и ряда иных федеральных органов исполнительной власти [5, с. 14].

     Центральное место в правовом обеспечении  таможенного дела занимают Таможенный Кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного Кодекса Российской Федерации и Закона «О таможенном тарифе». Это требование прямо закреплено в действующем Таможенном Кодексе Российской Федерации. Ранее неясность на этот счет нередко приводила к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного Кодекса Российской Федерации с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

     Следует также сказать и о действии таможенного законодательства во времени. Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.

Информация о работе Периодизация истории таможенного дела