Порядок оформления таможенной стоимости ввозимых товаров и определение основных направлений его совершенствования.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

В Достоверное заявление и подтверждение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлось сложной процедурой в таможенной практике.
Причиной занижения таможенной стоимости является стремление импортеров сократить величину подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.

Работа содержит 1 файл

Глава 3.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Глава 3. Основные направления совершенствования документального оформления таможенной стоимости ввозимых товаров 
 

3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы документального оформления таможенной стоимости 
 

     Достоверное заявление и подтверждение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлось сложной процедурой в таможенной практике.

     Причиной занижения таможенной стоимости является стремление импортеров сократить величину подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.

     Зачастую при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации заявленная таможенная стоимость не может быть декларантом документально подтверждена. Как правило, отсутствует документально подтвержденный факт заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме, а также отсутствует в документах ценовая информация, относящаяся к количественно определяемым характеристикам товара, информация об условиях его поставки и оплаты, либо у декларанта нет возможности предоставить всю необходимую документацию. В таких случаях таможенная стоимость определяется таможенным органом самостоятельно.

     К фактам, свидетельствующим о недостоверности  заявленных сведений о стоимости сделки, можно отнести случаи значительного отличия стоимости сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенных на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, в случае отсутствия таковых – данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

     Однако, определяя достоверность представленной в подтверждение заявленной таможенной стоимости информации, должностные лица таможенных органов нередко сталкиваются с тем, что используемая ими ценовая информация на конкретный товар либо устарела, либо вообще отсутствует – это особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса, когда цены на товары быстро меняются. Отсюда следует, что для недопущения данного факта, необходимо ежедневное обновление баз данных таможенных органов о стоимости товаров, а также своевременное получение ценовых каталогов и справочников.

     Зачастую  при поступлении товаров в результате досмотра обнаруживается его несоответствие по количеству и качеству. Причем, как правило, между покупателем и продавцом до начала или в процессе таможенного оформления отношения урегулируются путем предоставления дополнительных соглашений, предусматривающих несоответствие по количеству и качеству. Возникает вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного несоответствия при расчете таможенной стоимости. Особенно остро встает вопрос, когда несоответствие товара по количеству и качеству возникло после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Следовательно, необходимо внести изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы определения таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и качеству с указанием наличия обязательного перечня дополнительных документов для признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.

     Как уже было отмечено в главе 2 дипломной  работы, существующий перечень документов, необходимых для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, содержится в приложении 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом ФТС России «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» № 536 от 25 апреля 2007 г.

     В отмеченном приказе по сравнению с одноименным приказом ГТК России № 1022 от 16 сентября 2003 г. более конкретизирован данный перечень, однако целесообразно его дополнить, устранив из приложения 1 приказа ФТС России № 536 пункты «другие документы и сведения, которые может представить декларант для подтверждения заявленной таможенной стоимости» и «другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров», а также дополнением указанного приложения исчерпывающим перечнем предоставляемой информации.

     Исследование документального оформления таможенной стоимости ввозимых товаров позволило выявить ряд проблем, к числу которых можно отнести: необходимость совершенствования нормативной базы по вопросам таможенной стоимости товаров с учетом международной практики, обеспечение таможенных органов необходимой справочной информацией об уровне мировых цен на товары, создание баз данных для контроля таможенной стоимости.

     Проблемными вопросами в деятельности должностных  лиц отдела контроля таможенной стоимости  Белгородской таможни являются:

     – отсутствие нормативного акта ФТС России, касающегося организации и взаимодействия структурных подразделений таможни при проведении последующего таможенного контроля в части, касающейся проверки правильности определения и принятия таможенной стоимости;

     – отсутствие порядка осуществления контроля таможенной стоимости после выпуска товаров для внутреннего потребления, проведения корректировки таможенной стоимости товаров после их выпуска. Действующий приказ ГТК России от 26.11.2002 № 1262 содержит противоречивые положения и не соответствует отдельным положениям приказа ГТК России от 05.12.2003 № 1399. В настоящее время необходима технологическая схема проведения корректировок таможенной стоимости и таможенных платежей, внесения изменений в электронную копию таможенных деклараций, в том числе, после выпуска товаров. При этом нормативными документами не установлен порядок аннулирования корректировок таможенной стоимости товаров по решению судебных и вышестоящих таможенных органов;

     – несвоевременное получение каталогов по автотранспортным средствам, справочников «Цены мирового рынка», «Цена дайджест»; Отсутствие в таможне ценовой информации (справочников) по автотранспортным средствам, ввозимым из азиатско-тихоокеанского региона (в т.ч. Японии, ОАЭ).

     В связи с необходимостью усиления контроля таможенной стоимости товаров импортируемых и экспортируемых в торговом и неторговом оборотах, увеличением количества принимаемых решений по таможенной стоимости товаров, в условиях существенного сокращения времени на принятие решений по таможенной стоимости и проведение таможенного контроля одним лицом, принимая во внимание требования приказа ФТС России от 05.12.2003 № 1399 «Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» существует необходимость создания в структуре таможенных постов Белгородской таможни, функционального подразделения по контролю таможенной стоимости, в состав которого целесообразно включить инспекторов таможенных постов, имеющих опыт работы на этапе контроля таможенной стоимости товаров не менее 2 лет.

     Решение указанных проблем позволит обеспечить более эффективную деятельность таможенных органов в сфере контроля таможенной стоимости, в том числе в части контроля ее документального заявления и подтверждения, пресечения таможенных правонарушений, связанных с фальсификацией и, соответственно, занижением таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и, следовательно, увеличит объемы поступления таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации.

     В случаях, когда достаточно низкий уровень стоимости отдельных товаров носит объективный характер (товары, преимущественно происходящие из стран Содружества Независимых Государств и характеризующиеся низкой себестоимостью и невысокими потребительскими свойствами) представляется целесообразным, предусмотреть возможность проведения консультаций или согласований отдела контроля таможенной стоимости Белгородской таможни с ЦТУ и ФТС России, разработавшими методические рекомендации и определившими контрольный уровень стоимости по профилям риска.

     Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность получения от вышестоящих таможенных органов ценовой информации, на основании которой были разработаны профили риска, обеспечить своевременное поступление в таможню и регулярное обновление ценовой информации (справочников).

     Нередко разногласия, возникающие между участником внешнеторговой деятельности и таможенным органом по поводу заявления о подтверждения таможенной стоимости, приводят к увеличению количества жалоб и исков на действия таможенных органов и, в основном, принятию арбитражными судами решений не в пользу таможенных органов, так как все противоречия и не соответствия толкуются в пользу налогоплательщика.

     Следует отметить, что нередко декларанты искажают структуру в заявляемой таможенной стоимости, намеренно или ошибочно не включая в нее те компоненты, которые установлены законом Российской Федерации «О таможенном тарифе». Так, многие компании не включают в таможенную стоимость декларируемого товара лицензионные платежи.

     Противоречия  в основных коммерческих и таможенных документах декларанта относительно цены, количества товара, условий его поставки и оплаты, других условий, имеющих  значение для исчисления таможенной стоимости, свидетельствуют о недостоверности данных до тех пор, пока не будут устранены путем представления соответствующих доказательств.

     Вместе  с тем, нередки случаи, когда запрос дополнительных документов считается необоснованным, например:

     – декларант представил достоверные документы, содержащие непротиворечивые сведения о цене товара, позволяющие идентифицировать их с четко определенными количественными характеристиками товара;

     – таможенный орган не указал, какие сведения подлежат уточнению и по какой причине;

     – таможенный орган запросил документы, не влияющие на принятие решения о достоверности таможенной стоимости;

     – таможенный орган установил срок, не отвечающий требованиям разумности и достаточности1.

     Следует отметить, что в условиях значительного снижения объёмов производства и внешнеторговых операций достаточно трудно выявить новые резервы роста доходов, поэтому всё большую значимость приобретает создание оптимальных схем таможенного оформления и таможенного контроля, слаженность и тесное взаимодействие всех структурных подразделений таможни.

     Таким образом, заявление участником внешнеторговой деятельности недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров является одним из самых распространенных нарушений таможенного законодательства, при этом зачастую участник внешнеторговой деятельности не может документально ее подтвердить, вследствие чего государство недополучает значительную сумму таможенных платежей, снижается эффективность таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Наиболее перспективным решением данной проблемы является использование информационных технологий в документальном оформлении таможенной стоимости, что рассмотрено в следующем вопросе данной дипломной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Перспективы использования информационных технологий

     в документальном оформлении таможенной стоимости 
 

     Активное  включение России в мировую внешнеэкономическую  систему и в процесс создания единой системы безопасности, рост объемов регулирования внешнеторговых операций, широкое внедрение новых информационных технологий привели к тому, что в последние годы таможенная система подверглась значительным изменениям, став более сложной, многомерной и интеллектуальной.

     Создание  современных систем управления и  технологий регулирования внешнеторговой деятельности вызвано изменившимися условиями развития мировой торговли начала XXI века. Для таможенных органов наступил период освоения новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватного реагирования на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, применения информационного обеспечения принятия таможенных решений. В связи с этим приобретает особую актуальность использование информационных технологий в документальном оформлении таможенной стоимости.

     С вводом в действие в 2004 году новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации начался новый этап в развитии таможенной службы. В нем впервые появился раздел, посвященный использованию информационных технологий в таможенном деле. При этом были определены права участников внешнеторговой деятельности по представлению таможенным органам документов в электронной форме1. Таможня для клиента, таможня в виде сервиса, разделение товаропотоков и документооборота, перехода от тотального контроля товаров к контролю информации о товарах, электронный документооборот, принцип «одной остановки» и «одного окна» – эти положения являются основой Концепции развития таможенных органов Российской Федерации на 2005-2010 и последующие годы1.

     Целью указанной Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела посредством осуществления следующих мероприятий:

     – внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;

     – создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;

Информация о работе Порядок оформления таможенной стоимости ввозимых товаров и определение основных направлений его совершенствования.