Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:05, реферат
В Достоверное заявление и подтверждение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлось сложной процедурой в таможенной практике.
Причиной занижения таможенной стоимости является стремление импортеров сократить величину подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.
– создание операционного центра для обработки информации и принятия решений.
Обеспечить новые требования времени можно только путем создания и развития современных информационных систем. ФТС России на протяжении многих лет ставит совершенствование информационных технологий в число приоритетных направлений своего развития. Поэтому приоритетные направления развития Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ), являющегося неотъемлемой частью таможенной системы, непосредственно вытекают из новых задач и функций ФТС России.
С целью обеспечения информационно-технической поддержки деятельности таможенных органов непосредственным руководством ГНИВЦ ФТС России были внедрены новые информационные технологии в процессы таможенного оформления и таможенного контроля, их комплексной автоматизации; завершена отработка организации обмена информацией в новой системе размещения и подчинения таможенных органов; сформирована организационно-штатная структура подразделений информационно-технической службы таможенных органов и вертикаль управления ими1.
Вместе с тем недостаточными темпами ведутся оснащение и ввод в эксплуатацию комплексных автоматизированных систем таможенного оформления в таможнях, а также работы по внедрению электронного документооборота. Уровень оснащения таможенных органов техническими и программными средствами еще не соответствует современным требованиям. Требует усиления координация в вопросах финансово-экономического обеспечения проводимых мероприятий2.
Реализация поставленных задач возможна только за счет расширения информационного взаимодействия Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов с информационными системами таможенных служб других государств, участников внешнеторговой деятельности, системами федеральных органов исполнительной власти.
В рамках реализации Проекта модернизации информационной системы таможенных органов, ФЦП «Электронная Россия», ежегодных планов НИОКР ФТС России, ГНИВЦ участвует в проработке концепции и архитектуры перспективной ЕАИС таможенных органов, проводит работы по созданию основных подсистем ЕАИС Таможенного комитета Союзного государства (ТКСГ) России и Беларуси, отрабатывает программные средства и технологии предварительного информирования и электронного декларирования, участвует в разработке отдельных подсистем Единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (ЕГАИС КВ).
Указанные мероприятия нацелены на создание и внедрение в ФТС России качественно новых информационно-программных средств автоматизации таможенной деятельности, в том числе, и новой системы таможенного оформления и таможенного контроля (включая документальное оформление таможенной стоимости), интегрированной с системой управления рисками, обеспечивающей возможности автоматизированного взаимодействия с различными категориями участников внешнеторговой деятельности, других заинтересованных лиц, поддерживающей режимы предварительного информирования и электронного декларирования.
В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и технологий в отношении документального оформления таможенной стоимости приобретает все большее значение для таможенного дела.
Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить степень достоверности заявления участниками внешнеторговой деятельности таможенной стоимости, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, обеспечит увеличение товарооборота и эффективности деятельности таможенных органов.
Кроме того, предполагается, что вступление России во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, и как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. В сложившихся условиях в перспективе возможны два пути развития таможенной системы: первый – увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй – внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь)1.
Наиболее перспективным представляется интенсивный путь, что нашло отражение в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В указанной концепции определены следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеторговой деятельности:
– повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля;
– повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеторговой деятельности и анализа их деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования1, что, безусловно, предполагает использование информационных технологий в целях документального оформления таможенной стоимости.
В частности, использование информационных систем и технологий в документальном оформлении таможенной стоимости позволит обеспечить:
– упрощение и ускорение таможенного оформления и контроля таможенной стоимости, в том числе, за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;
– использование системы управления рисками;
– накопление информации об участниках внешнеторговой деятельности и перемещаемых ими товарах;
– ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
– ведение баз данных внешнеторговых цен;
– оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами в отношении ценовой информации в порядке и на условиях, установленных законодательством1.
Следует отметить, что практика подачи электронных ГТД входит в повседневную деятельность не достаточно активно. Это обусловлено следующими причинами:
– высокая стоимость затрат на открытие абонентского пункта, в которую включаются выделенные каналы связи, стоимость оборудования и программного обеспечения, организация сертифицированных автоматизированных рабочих мест;
– значительный временной и административный период, нерегламентированный руководящими документами, связанный с открытием абонентского пункта, получения электронной цифровой подписи;
– отсутствие четкой методологии и правил работы с электронными ГТД, (правил работы, в которых детально и пошагово расписаны действия декларанта при обработке электронных ГТД);
– отсутствие курсов подготовки-переподготовки действующих декларантов и сотрудников таможенных органов по системе электронного декларирования;
– отсутствие популяризации и мотивации внедрения в брокерских фирмах и среди участников внешнеторговой деятельности системы электронного декларирования (электронной передачи сведений) 2.
Следует отметить, что для значительного числа брокерских компаний, действующих в России, на протяжении нескольких лет активным остается вопрос внедрения электронного представления сведений о таможенной стоимости в таможенные органы. Данный вопрос актуален в связи с прогнозируемым уменьшением доходной части коммерческих структур и, как обратное следствие, их стремлением к уменьшению расходной части.
По мнению специалистов наибольшей угрозе в использовании информационных технологий в документальном оформлении таможенной стоимости подвержены системы сбора, обработки, хранения и передачи таможенной информации, т.е. любые сведения, полученные таможенными органами от участников внешнеторговой деятельности, относящиеся к информации ограниченного доступа, сведения, относящиеся к категории «для служебного пользования», используемые таможенными органами, а также любые иные сведения, на основе которых производится расчет таможенных платежей, предоставляются льготы и освобождения по уплате и изменение которых при несанкционированном доступе может нанести вред личности, обществу и государству.
Поэтому дальнейшее использование информационных технологий в документальном оформлении таможенной стоимости должно осуществляться одновременно с развитием систем их защиты. В этой связи необходимо уделить должное внимание проблеме информационной безопасности, чтобы в дальнейшем не столкнуться с проблемой незащищенности всей системы внешнеторговой деятельности перед угрозами неправомерного доступа, копирования и изменения информации, представленной в электронном виде о таможенной стоимости.
Указанную деятельность регулирует Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденная приказом ФТС России от 19 сентября 2006 г. № 900. В частности, в указанной Концепции сформулированы факторы, влияющие или снижающие эффективность принимаемых ФТС России мер:
– низкий уровень технической и программной оснащенности, то есть низкий уровень развития инфраструктуры (в том числе и обеспеченность людскими ресурсами);
– ухудшение криминогенной обстановки, все большее проникновение криминала в информационные системы1.
Именно на устранение этих факторов и должна быть, на наш взгляд, направлена, в первую очередь, деятельность ФТС России в рамках обеспечения информационной безопасности. Это невозможно сделать автономно, то есть без участия других ведомств и улучшения социально-экономической обстановки в целом.
В рамках реализации указанной Концепции ФТС России разработан ряд административных мер обеспечения компьютерной безопасности таможенных органов. Так, для обеспечения защиты компьютерной информации были приняты следующие приказы: приказ ФТС России от 02 февраля 2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов», приказ ФТС России от 12 ноября 2007 г. № 1393 «Об утверждении Требований по обеспечению информационной безопасности при работе с ресурсами Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов», приказ ФТС России от 28 мая 2007 г. «О системе антивирусной защиты информации в таможенных органах Российской Федерации».
Как уже было отмечено ранее, таможенные органы, на сегодняшний день получили наибольшее развитие, имеют централизованную информационную систему – Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС), которая состоит из организационно упорядоченной совокупности документов или массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы на всех уровнях системы таможенных органов.
Порядок работы с информацией, находящейся в ЕАИС, а так же меры по ее защите, регулируются приказом ФТС России от 02 февраля 2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов», приказом ФТС России от 12 ноября 2007 г. № 1393 «Об утверждении Требований по обеспечению информационной безопасности при работе с ресурсами Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов». Согласно этим приказам доступ к базам данных ЕАИС (БД ЕАИС) таможенных органов может быть предоставлен:
– с автоматизированного рабочего места пользователя (АРМ доступа) с использованием программных средств доступа;
– с абонентских пунктов доступа (АПД).
При доступе с использованием АРМ предусмотрено соблюдение следующих требований:
– на АРМ доступа к БД ЕАИС таможенных органов устанавливается сертифицированная по требованиям безопасности информации операционная система;
– на АРМ доступа структурных подразделений ФТС России устанавливается специализированное программное обеспечение контроля каналов утечки информации;
– организация физической охраны рабочих станций (устройств и носителей информации), предусматривающей контроль доступа в помещения посторонних лиц, наличие надежных препятствий от несанкционированного проникновения в помещения, особенно в нерабочее время;
– ограничение числа пользователей от каждого структурного подразделения ФТС России, регионального таможенного управления или таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, которые могут быть допущены к БД ЕАИС таможенных органов;
– обязательность обоснования необходимости доступа к БД ЕАИС;
– согласование заявки на доступ со службой собственной безопасности1.