Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
 исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
 представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………..….……...…2
Глава 1 Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь ……………………………………………………………………...….5
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов…...…………………………........................................5
1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………………..……..…………………..................8 Глава 2 Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………..10
2.1Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………………………10
2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях………………………..…13
Глава 3 Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступлениями в таможенной сфере …………………...………21
3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в таможенной сфере ………………………………………………………………21
3.2 Преступления в таможенной сфере и их характеристика………………27
Глава 4 Оперативно-розыскная деятельность должностных лиц таможенных органов…………………………………………………………44
4.1 Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………...44
4.2 Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов………………………………………..45
4.3 Силы и средства оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………49
4.4 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами…………....…50
Заключение…..…………….…………………………………………..….…….53
Список использованных источников………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

Таким образом, вся деятельность таможенных органов, осуществляясь  в рамках законов и в интересах  их реализации, является частью правотворческой, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной деятельности государства.

 

 

1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах – административно-правовой, административно-процессуальной, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной  и др. Все эти формы тесно  взаимосвязаны, дополняют друг друга  и являются средствами решения задач, стоящих перед таможенными органами.

Целями правоохранительной деятельности помимо обеспечения реализации правовых норм являются также выявление  подготовки или осуществления нарушений  национального законодательства и  международных договоров, к которым  присоединилась Республика Беларусь, предупреждение наступления или  снижение вредных последствий таких  нарушений, пресечение действий нарушителей.

Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в обнаружении путем осуществления таможенного и валютного контроля, таможенного оформления товаров, внутриорганизационной управленческой деятельности и поддержания контактов с другими органами государства признаков и фактов административных нарушений, а также нарушений уголовного, таможенного, валютного, налогового и иных видов законодательства.

Административно-процессуальная форма правоохранительной  деятельности таможенных органов выражается в совершении административно-процессуальных действий, направленных на проверку выявленных фактов отклонений от требований, установленных административно-правовыми нормами, таможенными правилами, на выявление причастных к нарушениям лиц, квалификацию деяний, установление мер ответственности за них и принятие мер по предотвращению или минимизации ущерба интересам государства от противоправных деяний.

Эти действия осуществляются в формах составления протоколов об обнаруженных нарушениях административных норм или таможенных правил, заведения  дел об административных правонарушениях  и осуществления производства по ним, их рассмотрения и применения взысканий.

Уголовно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов как органов дознания проявляется в возбуждении уголовных дел по фактам или признакам уголовных преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции таможенных органов (контрабанда и др.), производстве дознания по этим делам, а также участии в следственных действиях по поручению органов предварительного следствия.

Важной формой правоохранительной деятельности таможенных органов является обеспечение собственной безопасности, сочетающей в себе меры внутреннего административного контроля, оперативно-розыскные меры, меры физической и технической охраны таможенных объектов, сотрудников и членов их семей.

Одной их форм деятельности таможенных органов, сочетающей элементы правоохранительной (криминалистической) и специальной (разведывательной, розыскной) деятельности, является оперативно-розыскная деятельность.

Эта форма деятельности призвана повысить эффективность таможенного  контроля, выявлять признаки и факты  подготовки и совершения преступлений и административных правонарушений, причастных к ним лиц, причин, условий, способствующих их совершению, предотвращать  вред интересам государства, пресекать  преступные посягательства на них.

 

ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

2.1 Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов

Правоохранительная деятельность таможенных органов в области  административного права основывается на Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и положениях Таможенного кодекса  Республики Беларусь. В данных документах определены понятия административных таможенных правонарушений, сформулированы общие положения, подведомственность дел об административных правонарушениях, определен порядок производства по делам, их рассмотрения, а также  исполнения принятого решения.

Согласно ст. 225 Комментария к ТК Республики Беларусь задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов.

Перед сотрудниками таможенных органов ставится задача не только выявить правонарушение, но и произвести процессуальное оформление в соответствии с законодательством, а также  предупредить новые правонарушения. Всякое деяние (действие либо бездействие) становится противоправным в том  случае, если оно закреплено правовой нормой на момент совершения. Чтобы  установить, является ли данное деяние правонарушением или нет, необходимо провести сравнение с закрепленными  в правовой норме признаками. То есть мы подходим к тому, что КоАП является своего рода собранием тех  моделей деяний, которые законодатель отнес к административным правонарушениям.

Таможенный кодекс Республики Беларусь к административным таможенным правонарушениям относит противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, посягающие на установленный порядок таможенного  регулирования. Необходимо также добавить, что за АТП административным законодательством  предусмотрена административная ответственность. Деяние признается административным таможенным правонарушением лишь в том случае, если содержит закрепленные законом признаки и существует причинная связь между деянием и наступившими последствиями, причинившими вред отношениям, регулирование которых отнесено к компетенции таможенных органов.

Таким образом, юридическими признаками АТП признаются:

  • наличие самого деяния, которое может быть выражено в форме действия либо бездействия;
  • антиобщественность  деяния, так как обществом установлен определенный порядок таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • противоправность деяния, которая выражается в нарушении норм, закрепленных в законе;
  • наказуемость деяния в рамках санкций, установленных законодателем;
  • виновность деяния, определяемая характером его совершения, то есть умышленно или по халатной неосторожности. Наличие вины является обязательным признаком административного таможенного правонарушения;
  • наказуемость деяния означает применение мер административного воздействия в виде санкций к виновному лицу со стороны уполномоченного государственного органа. (ст.2.1 КоАП от 21.04.2003г)

От юридических признаков  АТП необходимо отличать состав правонарушения, который включает в себя следующие  составляющие элементы: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом АТП являются отношения, возникающие в области  государственного управления внешнеэкономической  деятельностью. Необходимо помнить, что, несмотря на название, объект – это  нематериальные отношения, правила, закрепленные законом.

Объективная сторона АТП  выражается в физическом акте, действии или бездействии, направленном на нарушение  установленных законодателем правил. Только действия физического лица существуют для закона, являются его объектом.

Субъектом АТП является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое совершило проступок, предусмотренный  кодексом. В настоящее время КоАП Республики Беларусь не предусматривает  ответственность юридических лиц. Данный факт не позволяет в ряде случаев привлекать к ответственности организации, а только должностных лиц. Это, в свою очередь, налагает на сотрудников таможенных органов дополнительные обязанности по определению статуса физического лица, причем ответственности подлежит должностное лицо только за совершенное им деяние.

Субъективная сторона  АТП характеризует психическое  состояние физического лица и  его отношение к совершенному деянию. Важно помнить, что административное таможенное правонарушение может быть совершено как умышленно, так  и по неосторожности. На таможенные органы возлагается задача в процессе производства установить вину нарушителя, мотивы совершения деяния и преследуемые им цели, что особенно важно для  определения меры взыскания в  пределах санкции, которая предусмотрена  законом.

Только при наличии  всех четырех составляющих можно  говорить об административном таможенном правонарушении. Если отсутствует один из элементов состава АТП, то отсутствует  и само правонарушение.

Административные таможенные правонарушения отличаются от уголовных  преступлений меньшей степенью общественной опасности. Это ни в коей мере не говорит о том, что АТП не содержат общественной опасности. Приведем пример. Перемещение в специально изготовленных  тайниках предметов АТП с сокрытием  от таможенного оформления рассмотрено в ст. 14.1 ч.3 КоАП. Но эти специально изготовленные тайники могут использоваться  для незаконного перемещения оружия, наркотических средств и т. д.

Именно в степени общественной опасности выражается антиобщественная сущность административных таможенных правонарушений, которая служит своеобразным критерием оценки и отличает АТП  от других нарушений.

Административно-правовая деятельность в таможенных органах базируется на основополагающих законодательных  актах и основывается на ряде принципов.

Принцип законности является определяющим и имеет приоритетное значение. Тем самым как на граждан, так и на таможенные органы возлагается  обязанность в своих действиях  руководствоваться только законом, действовать в рамках существующих законодательных актов. Наряду с  этим участникам административного  процесса предоставлено право на защиту, презумпция невиновности, то есть лицо, привлекаемое к ответственности, не виновно до тех пор, пока его  вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Принцип равенства реализуется  при рассмотрении дела об АТП и  закреплен в ст. 4.2 ч.1 КоАП: все граждане равны перед законом и органом, рассматривающим дело, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и т. д.

Принцип открытости рассмотрения дела об АТП служит воспитательной и предупредительной целям, то есть профилактике дальнейшего совершения правонарушений другими гражданами.

Принцип объективности оценки доказательств по делу, полученных в установленном законом порядке, позволяет установить наличие или  отсутствие административного таможенного  правонарушения, виновность конкретного  лица в его совершении.

Принцип эффективности и  дисциплинированности предусматривает  административно-принудительные меры, которые выполняют функции предупреждения и пресечения правонарушений. Таможенные органы применяют меры административного  принуждения в целях соблюдения правовых норм, регулирующих внешнеэкономическую  деятельность. Тем самым подтверждается правоохранительная деятельность таможенных органов, так как они наделены законом специальными полномочиями на выполнение правоохранительных функций.

 

2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях

Производство по делам  об административных таможенных правонарушениях является одной из разновидностей административного процесса. Представляет собой регламентируемую административно-процессуальными нормами совокупность процессуальных действий, направленных на рассмотрение дел об административных таможенных правонарушениях, применение в необходимых случаях административных взысканий.

Задачами производства по делам об административных  таможенных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное  выяснение обстоятельств каждого  дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение  исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и  условий, способствующих совершению административных таможенных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан  в духе соблюдения законов.

Различают четыре стадии производства по делам об административных таможенных правонарушениях:

  • административное расследование;
  • рассмотрение административных дел;
  • пересмотр постановлений;
  • исполнение постановлений.

На стадии административного  расследования выясняются: факт совершения, обстоятельства совершения, данные о виновном и составляется административный протокол. На стадии рассмотрения административных дел компетентный орган (должностное лицо) рассматривает дело и принимает постановление, которое на третьей стадии может быть обжаловано гражданином, либо опротестовано прокурором, либо пересмотрено по инициативе вышестоящего судебного органа. Последняя стадия – исполнение постановления – начинается сразу же после его принятия либо после рассмотрения жалобы (протеста).

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов