Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
 исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
 представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………..….……...…2
Глава 1 Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь ……………………………………………………………………...….5
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов…...…………………………........................................5
1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………………..……..…………………..................8 Глава 2 Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………..10
2.1Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………………………10
2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях………………………..…13
Глава 3 Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступлениями в таможенной сфере …………………...………21
3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в таможенной сфере ………………………………………………………………21
3.2 Преступления в таможенной сфере и их характеристика………………27
Глава 4 Оперативно-розыскная деятельность должностных лиц таможенных органов…………………………………………………………44
4.1 Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………...44
4.2 Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов………………………………………..45
4.3 Силы и средства оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………49
4.4 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами…………....…50
Заключение…..…………….…………………………………………..….…….53
Список использованных источников………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..….……...…2

Глава 1 Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц  таможенных органов Республики Беларусь ……………………………………………………………………...….5 
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц  таможенных органов…...…………………………........................................5 
1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………………..……..…………………..................8        Глава 2 Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………..10 
2.1Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………………………10 
2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях………………………..…13 
Глава 3 Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступлениями в таможенной сфере …………………...………21 
3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в таможенной сфере ………………………………………………………………21 
3.2 Преступления в таможенной сфере  и их характеристика………………27 
Глава 4 Оперативно-розыскная деятельность должностных лиц таможенных органов…………………………………………………………44 
4.1 Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………...44 
4.2 Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов………………………………………..45  
4.3 Силы и средства оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………49 
4.4 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами…………....…50 
Заключение…..…………….…………………………………………..….…….53

Список использованных источников………………………………………..55

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях ни одна страна, какой бы крупной она  ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового экономического пространства. Исторический опыт показывает, что  народы, активно использовавшие международные  связи, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении  с теми, кто такой активности не проявлял. Это положение тем более  очевидно в наше время, когда решающими  ресурсами являются уже не столько  природные богатства, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал  общества.

Способствовать интегрированию белорусской экономики в мировое  хозяйство призвана таможенная политика Республики Беларусь. Как составная  часть экономической политики таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и  интересов страны, является одним  из активных средств в осуществлении  ее внешнеэкономической деятельности.

Сейчас внешнеэкономическая  деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Таможенные органы являются базовым звеном в государственном  регулировании такой деятельности.

Геополитическое положение  Беларуси, расположение государства  в центре Европы обусловили тот факт, что через ее территорию всегда проходили  транспортные магистрали, по которым  перемещались основные потоки грузов и пассажиров в направлении с  Востока на Запад и с Севера на Юг Евразии. После приобретения Беларусью  в 1991 г. суверенитета возросла необходимость  в защите экономических интересов  государства, на страже которых и  призваны стоять таможенные органы.

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства  во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в  самостоятельную государственную  структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

 

Правоохранительная деятельность, в общем, это целенаправленная деятельность, результатом которой является защита права (норм права) от противоправных посягательств.

Контрабанда и другие экономические  преступления, и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок  перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется. Поэтому, экономическая безопасность страны во многом зависит от результатов  правоохранительной деятельности таможенных органов.

Важность данной деятельности также определяется и тем, что  мировой финансовый кризис, обусловивший резкое снижение деловой активности и объемов внешней торговли, в  то же время спровоцировал всплеск  нелегального трансграничного перемещения  товаров.

В связи с актуальностью  вышеизложенных тезисов можно сформулировать цель курсовой работы:

    • исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
    • представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;
    • рассмотреть место и роль таможенных органов в системе правоохранительных органов и их значение в обеспечении экономической безопасности;
    • раскрыть формы правоохранительной деятельности таможенных органов;
    • изучить практическую деятельность таможенных органов Беларуси и результаты их работы в данной сфере.

Объектом исследования в  курсовой работе является правоохранительная деятельность таможенных органов.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  в процессе выполнения правоохранительной деятельности и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Эмпирическую базу курсовой работы составили прикладные данные исследований в области таможенного  дела, данные статистики, а также  данные, содержащиеся в белорусском секторе Интернета.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Работа состоит из введения, четырёх глав, разбитых на под главы, заключения, списка используемых источников и исследованной литературы.

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов

Согласно ст.2 Конституции  РБ «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Для защиты прав и свобод государство осуществляет правоохранительную деятельность. Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является:  выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.

Признаки правоохранительной деятельности:

    • осуществляется при помощи юридических мер воздействия;
    • осуществляется в строгом соответствии законам;
    • осуществляется в установленном законом порядке;
    • осуществляется специально-уполномоченными органами.

Государство ответственно перед  гражданином за создание условий  для свободного и достойного развития личности.»

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в  Республике Беларусь (ст. 7 Таможенного  кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, таможенные органы являются органом государственного управления специальной компетенции (в сфере таможенного дела), то есть исполнительно-распорядительными  органами. Они имеют право во исполнение решений высших органов государственной  власти и управления издавать акты управления по вопросам таможенного  дела, обязательные для исполнения другими ведомствами, юридическими и физическими лицами, причастными  к перемещению товаров через  таможенную границу. Это одно из направлений  их участия в административно-правовом регулировании  таможенных отношений.

Согласно ст. 8 Таможенного  кодекса Республики Беларусь таможенные органы отнесены к правоохранительным органам.

В этой связи содержанием  правоохранительной деятельности таможенных органов является охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением  внутренних и внешних функций  государства в сфере таможенных правоотношений.

Цель этой деятельности заключается  в обеспечении соблюдения, исполнения, применения норм государственного, административного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов.

Соблюдение норм права  в сфере деятельности таможенных органов – это следование субъектов  права, должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД ее предписаниям, воздержание от запрещенных нормой соответствующей отрасли права  действий. Примером могут служить действия участников ВЭД по соблюдению норм Таможенного кодекса Республики Беларусь о декларировании товаров, а должностных лиц таможенных органов – о приеме деклараций.

Использование правовой нормы  в сфере деятельности таможенных органов – это осуществление  субъектами правоотношений, должностными лицами таможенных органов и участниками  ВЭД своих прав, предусмотренных  этой нормой.

В качестве примера использования  правовой нормы может рассматриваться  право участника ВЭД  получать консультации и информацию по вопросам таможенного оформления товаров  и т. п.

Исполнение правовой нормы  – это действие физического, должностного или юридического лица по выполнению возложенных на него нормой обязанностей.

Применение норм права  – это властно-регулятивные действия государственных органов, должностных  лиц по претворению предписаний  правовой нормы в жизнь.

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в порядке реализации практически  всех функций, возложенных на них, так  как все они связаны с установлением  норм права или их реализацией. Законодательно закрепленные в Таможенном кодексе  Республики Беларусь (ст. 10), эти функции  сами являются нормами права, которые должны соблюдаться, использоваться, исполняться и применяться таможенными органами как средство охраны других правовых норм.

В частности, в ст. 10 Таможенного  кодекса Республики Беларусь прямо  говорится, что таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь (п. 2), принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела (п. 3); обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой суверенитета (п. 4); защищают экономические интересы Республики Беларусь (п. 5); применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений (п. 6); участвуют в разработке таможенной политики и мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и реализуют эти меры (п. 1, 8); обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (п. 8); ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации (п. 10); содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей, ввозимых товаров (п. 14) и т. д.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов