Правовые основы и актуальные вопросы исчисления и взимания таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в рассмотрении правовых основ и актуальных вопросов исчисления и взимания таможенных платежей.
Задачами данного исследования является:
а) изучить историю таможенных платежей;
б) рассмотреть понятие и виды таможенных платежей;
в) изучить порядок исчисления таможенных пошлин и налогов;
г) рассмотреть порядок правового регулирования взимания таможенных платежей;
д) исследовать состояние правовой базы и практики в РФ по применению таможенных пошлин, налогов и других видов таможенных платежей;

Содержание

Введение 3
1 История, понятие и виды таможенных платежей 5
1.1 История таможенных платежей 5
1.2 Таможенные платежи в Таможенном союзе 9
1.3 Понятие и виды таможенных платежей 11
1.4 Порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин и налогов 22
2 Изменение в части н6ачисления и взимания таможенных платежей 31
2.1 Изменение и актуальные вопросы в части начисления и взимания таможенных платежей. 31
2.2 Изменение таможенного законодательства касающихся порядка уплаты и взимания таможенных пошлин. 33
3 Последствия вступления России в ВТО 37
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложения 45

Работа содержит 1 файл

курсовая полная.docx

— 277.15 Кб (Скачать)

Все таможенные платежи взимаются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. В указанном списке таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей отдельно выделяют налоговые платежи - это налог на добавленную стоимость, акцизы и обязательные платежи неналогового характера - таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются  только в том случае, если они  установлены в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Требования таможенных органов и  должностных лиц об уплате иных видов  таможенных платежей, не предусмотренных ст.70 Таможенного кодекса Таможенного союза, являются незаконными. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного союза для взимания ввозной таможенной пошлины, а также специальным законодательством, например Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Учитывая, что применение специальных, антидемпинговых и  компенсационных пошлин является ограничением экономического характера, указанные  пошлины взимаются в отношении  товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие применение запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, например выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории.

Таможенные платежи в  рамках внешнеэкономических отношений  могут рассматриваться в двух различных аспектах:

    1. Как способ регулирования внешнеэкономической деятельности;
    2. Как специальная категория платежей в налоговой системе.

 

1.3Понятие и виды таможенных платежей

Таможенный платеж - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу[1].

Уплата платежей – одно из основных условий операций, связанных  с внешней торговлей. Внутренняя структура таможенных платежей определена в ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза. Согласно данной статье к таможенным платежам относятся:

  1. ввозная таможенная пошлина;
  2. вывозная таможенная пошлина;
  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  4. акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  5. таможенные сборы.

Согласно ст.4.25 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

В зависимости от характера внешнеторговой операции выделяются таможенные пошлины:

·        Ввозная;

·        Вывозная;

По видам ставок таможенные пошлины бывают:

·        Адвалорные;

·        Специфические;

·        Комбинированные.

В зависимости от страны происхождения товаров:

·        Базовые (при РНБ);

·        Преференциальные (если предусмотрены льготы);

·        Максимальные (ставки увеличиваются вдвое);

·        Карательные.

По типам ставок:

         ·        Постоянные;

         ·        Временные.

Таможенная пошлина относится к числу неналоговых доходов федерального бюджета. Определить ставку таможенной пошлины на основании конкретного вида перемещаемого через таможенную границу товара можно посредством Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД).

Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации (ЕТТ ТС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

        Классификация таможенных пошлин:

1.В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

- протекционистские и  сверхпротекционистские, защищающие  от проникновения иностранных  товаров во внутренний рынок;

- фискальные, средства выступающие как пополнение бюджетных доходов;

- антидемпинговые (разновидность  протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются по более низким ценам внутри страны, чем аналогичные национальные товары;

- преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

 2. По объекту обложения:

- импортные. Накладываются  при выпуске для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

- экспортные пошлины,  в соответствии с нормами Всемирной торговой организации применяются крайне редко. Обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, который сокращает экспорт и пополняет бюджет.

- транзитные пошлины, накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

3. По способу взимания:

- специфические. Начисляются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (например, 15$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими являются экспортные пошлины, ими облагаются сырьевые товары.

- адвалорные. Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% таможенной стоимости);

 - комбинированные. Сочетают оба вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 15$ за 1 тонну.).

В таможенно-тарифном деле за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. По-разному ведут себя при изменениях цен адвалорная и специфическая пошлины. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

4. По типам ставок:

- переменные. Таможенный тариф, ставки могут изменяться в установленных государственными органами, но такие ставки достаточно редки.

- постоянные. Таможенный тариф, ставки единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

 5. По способу вычисления:

- номинальные. Таможенные  ставки, указанные в таможенном тарифе. Дают общее представление об уровне таможенного обложения, к которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

- эффективные. Реальный  уровень таможенных пошлин на  конечные товары, вычисленные с  учетом уровня пошлин, наложенных  на импортные узлы и детали  этих товаров.

6.По происхождению:

- конвенционные, устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например как ГАТТ\ВТО;

- автономные, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

- преференциальные пошлины, имеют низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые на основе многосторонних соглашений накладываются на товары, происходящие из развивающихся стран. Целью является  поддержание экономического развития этих стран.

7.По характеру:

   Для защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

-антидемпинговые;

-специальные;

-компенсационные.

Для оперативного регулирования  ввоза товаров на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза, при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

 Антидемпинговая пошлина применяется при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, а если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, или препятствует организации либо расширению производства подобных товаров. Антидемпинговая пошлина действует в течение периода и в размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара. Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать 5 лет со дня ее применения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством Российской Федерации по результатам повторного антидемпингового расследования.

Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры. Товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Такой вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года, за исключением продления срока действия такой меры. Продлевается по решению Правительства Российской Федерации.

Компенсационная таможенная пошлина применяется к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств). Если по результатам расследования импорт товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Срок действия компенсационной меры не должен превышать 5лет со дня начала применения такой меры.

Налог на добавленную стоимость (НДС) уплачивается декларантом или иным лицом в соответствии с нормами законодательства Таможенного союза и Российской Федерации, имеет право к товарам, которые ввозятся на территорию Российской Федерации. Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акцизов, подлежащие к уплате. За основу для исчисления налога на добавленную стоимость могут не приниматься акцизы и таможенные пошлины, в случае освобождения товаров от уплаты акцизов и таможенных пошлин.

Стандартная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18%, в соответствии с п.3 ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации. Но также она может составлять 10% или 0%. К товарам, ставка налога на добавленную стоимость в отношении которых составляет 10%, законодательство Российской Федерации относит:

-        товары для детей; 
-        лекарственные средства; 
-        изделия медицинского назначения; 
-        периодические печатные издания; 
-        книжная продукция, связанная с наукой, культурой и образованием; 
-        продовольственные товары.

Нулевая ставка налога на добавленную стоимость (освобождены от уплаты) применяется для товаров, которые вывезены по таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Так же, не облагаются, налоги на добавленную стоимость, услуги международных перевозок, работы и услуги по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, товары (работы, услуги) в области космической деятельности и ряда других. Полный перечень приведен в п.1 ст.164 Налогового кодекса.

Налог на добавленную стоимость уплачивается до предоставления или одновременно с предоставлением декларации. Уплата производится:

  1. в таможенный орган, который проводит оформление товара;
  2. на счет ГК Российской Федерации при наличии письменного;
  3. разрешения в государственное предприятие связи при пересылке товара в международных почтовых отправлениях.

Акциз – федеральный налог, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу.

Инструкция Федеральной таможенной службы «О порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» выделяет ряд групп подакцизных товаров:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  2. спиртосодержащая продукция объемная доля этилового спирта более 9%;
  3. алкогольная продукция (объемная доля спирта более 1,5%); 
    пиво;
  4. табачная продукция;
  5. автомобили легковые; 
    мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);   автомобильный бензин;
  6. дизельное топливо;
  7. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  8. прямогонный бензин.

Информация о работе Правовые основы и актуальные вопросы исчисления и взимания таможенных платежей