Предмет, метод и принципы таможенного права.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.
Значимость деятельности "таможенной системы" - обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Важнейшими элементами организации деятельности таможенной системы являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории Российской Федерации.
Принципы единой системы таможенных органов неразрывно связаны с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление "таможенного дела" единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.
В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.
Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………… 3
Предмет и метод таможенного права…………………. 4
Принципы и задачи таможенного права……………… 17

Заключение………………………………………………… 24

Список литературы………………………………………... 26

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 47.21 Кб (Скачать)

     Содержание.

     Введение…………………………………………………… 3

    1. Предмет и метод таможенного права…………………. 4
    2. Принципы и задачи таможенного права……………… 17

    Заключение………………………………………………… 24

    Список литературы………………………………………... 26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.

     В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью  особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов  внешнеэкономических связей.  
Значимость деятельности "таможенной системы" - обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Важнейшими элементами организации деятельности таможенной системы являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории Российской Федерации.  
Принципы единой системы таможенных органов неразрывно связаны с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление "таможенного дела" единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.

     В процессе перемещения товаров через  таможенную границу возникают многообразные  общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что  требует соответствующей организации  взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов  их участников. Указанные и другие общественные отношения находят  свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.

     Таможенные  правоотношения представляют собой  урегулированные нормами таможенного  права общественные отношения, участники  которых в ходе перемещения через  таможенную границу товаров и  транспортных средств выступают  в качестве носителей соответствующих  прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической  формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере. 

     Предмет и метод таможенного  права.

     В основу разграничения отраслей права  юридическая наука издавна кладет предмет правового регулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами той или  иной отрасли права. Предмет правового  регулирования – ведущий критерий выделения отраслей права. Каждая отрасль  права имеет свой специфический  предмет правового регулирования.

     Предметом таможенного права являются общественные отношения, носящие комплексный  характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое и является предметом правового регулирования.

     Таможенное  дело по своему составу и структуре  – явление сложное, многоплановое, оно имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения  в сфере таможенного дела могут  быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемые нормами разных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части – административного и  административно-процессуального; гражданского; уголовного; трудового и других отраслей права, а в определенной части – и международного права. Если попытаться классифицировать общественные отношения, входящие в предмет регулирования таможенного права, то в соответствии с принятой структурой таможенного дела, они могут быть представлены в следующем виде.

     Первая  группа – общественные отношения  в сфере таможенной политики; вторая – отношения и принципы, связанные  с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств; третья – отношения, характеризующие  статус таможенных режимов; четвертая  – отношения в области таможенно-тарифного регулирования; пятая – отношения в области взимания таможенных платежей; шестая – отношения, связанные с таможенным оформлением; седьмая – отношения в области таможенного контроля; восьмая – отношения в сфере таможенной статистики; девятая – отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; десятая – отношения, связанные с нарушением таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая – отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая – отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил.

     Общим признаком, объединяющим все названные  группы отношений в единое целое, является то, что в совокупности они составляют общественные отношения  в сфере таможенного дела. Все  эти отношения имеют управленческий характер и во многом охватываются административно-правовым регулированием. Некоторые отношения в области  таможенных платежей регулируются нормами  банковского права. В частности, согласно ст. 122 Таможенного кодекса, в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Центрального банка на проведение операций в иностранной валюте.

     В тех случаях, когда уплата таможенных платежей обеспечивается залогом товаров  и транспортных средств, связанные  с этим отношения, в частности  оформление залога и обращение взыскания  на предмет залога, регулируются в  соответствии с законодательством  РФ о залоге. 
Некоторые отношения, связанные со статусом должностных лиц таможенных органов, регламентируются нормами трудового права.

     Таким образом, главной отличительной  чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного  дела является их комплексный характер в целом, неоднородность разных групп  и блоков этих отношений. Это в  значительной мере обусловливает возможность  объединить их в единое целое и  выделить в качестве предмета регулирования  таможенного права.

     Само  таможенное дело – не застывшее, неподвижное  явление, его состав и структура  постоянно развиваются и видоизменяются, в нем появляются новые элементы. В связи с этим видоизменяется правовое регулирование общественных отношений в сфере таможенного дела. Само наличие этих отношений, имеющих комплексный характер, является объективным фактором, обусловливающим возможность выделения таможенного права в самостоятельную отрасль права. Эта объективная возможность подкрепляется субъективными факторами. Речь идет, прежде всего, о правовом регулятивном воздействии на эти отношения. Результатом такого воздействия является приобретение названными отношениями правовой формы, юридической «оболочкой». Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела.

     К предмету регулирования таможенного  права следует отнести характер и содержание таможенного права, основы таможенной политики, статус и  функции таможенных органов, порядок  перемещения через таможенную границу  товаров и транспортных средств, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль; отношения, возникающие в  связи с совершением контрабанды  и иных преступлений в сфере таможенного  дела, а также в связи с нарушениями  таможенных правил и ответственностью за них; производство по делам о нарушениях таможенных правил.

     К существенным особенностям российского  таможенного права относится  следующее. Эта правовая отрасль  формируется и функционирует  в условиях возникновения и развития рыночных экономических отношений  и углубления приватизационных процессов. Она развивается с учетом и  на базе интеграции российской экономики  в мировое хозяйство, оказывающей  значительное влияние на развитие внутриэкономических  процессов и характер внешнеэкономической  деятельности страны. И таможенное дело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения  с общепринятыми международными нормами и практикой.

     Любая наука не существует без собственных  методов исследования и «чем совершеннее  методы изучения явлений и чем  больше таких методов, тем шире возможности  науки»1. Поэтому таможенное право как наука придает первостепенное значение совершенствованию и обогащению совокупности используемых ею методов. Выделяются и исследуются самые разнообразные методы, а именно: императивный метод, диспозитивный метод, разные способы правового регулирования (предписания, дозволения, запрещения), принципы демократизма таможенного права, законности, эффективности, учета международно-правового сотрудничества и т.д.2.

     Методы  таможенного права включают средства, приемы и способы изучения соответствующих таможенно-правовых норм, правовых явлений и процессов. Они отвечают на вопрос, как, каким путем таможенное право изучает, исследует свой предмет. Суть метода таможенного права характеризуется как:

  1. Установление определенного порядка действий – предписание к действию в определенных условиях надлежащим образом, предусмотренным конкретной нормой таможенного права. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрещение определенных действий под страхом применения конкретных юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);
  3. Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных нормами таможенного права;
  4. И предоставление возможности действовать или бездействовать по своему усмотрению, то есть совершать или не совершать предусмотренные нормами таможенного права действия на определенных ею условиях3.

     Как и в теории государства и права, методы таможенного права должны подразделяться на общие, распространяемые на многие указанные выше юридические  науки и все направления самого таможенного права, и частные, используемые для изучения разнообразных аспектов и сторон таможенного законодательства и таможенного права в целом.

     Ведущее место в ряду общих методов  изучения проблем таможенного права  принадлежит историческому методу и сравнительному подходу (методу), которые в свою очередь прослеживают динамику явления от предпосылок  возникновения до современного уровня развития. История таможенного права  – это самостоятельный и довольно сложный предмет, изучение которого необходимо производить обладая некоторыми запасами знаний по истории таможенного дела и таможенной политики, по теории права и истории отечественного и зарубежного права4.

     Исторический  метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами  изложения многоаспектных проблем таможенного права – в частности, проблем исторического исследования предмета и способов правового регулирования таможенных отношений в разные периоды развития государства, конкретных нормативных актов в области таможенного дела, видов товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в разные годы, проблем ответственности за нарушения таможенного законодательства в современных условиях и т.д. Здесь немаловажное значение имеет также, как то или иное явление в области таможенного права возникло, какие основные этапы в своем развитии оно прошло, чем стало теперь и каковы его исторические перспективы.

     Исторический  метод предполагает в этом случае и определенный логический анализ проблем  таможенного права, являющийся тем  самым историческим подходом, только освобожденным от его формы и  случайностей, который позволяет  выявить в историческом единстве наиболее важные моменты правового  воздействия на таможенные явления  и процессы и выразить их в научных  категориях. Однако исторический и логические методы имеют и самостоятельное значение. Они нередко применялись представителями и других философских направлений, в частности Гегелем, который зачастую принимал историю такой, какая она есть.

     Совпадая  по конечной цели исследования, исторический и логические методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения юридического материала, второй – абстрактно-теоретическими формами.

     Логический  метод является обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов таможенного права. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить его в научных категориях. «С чего начинается история, – писал Энгельс, – с того же должен и начинаться ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой нечто иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение, исправленное, но исправленное соответственно законам, которые даст сам действительный исторический процесс…»5.

     В сфере таможенного права используется сравнительный подход (метод), который  позволяет видеть общее в таможенном праве, устанавливать свою повторяемость, регулярность и на их основе – закономерное, а также выделять особенное, ведущее  к осознанию индивидуального. Поскольку  этот метод слабо исследован в  юридической науке, а таможенными  органами он широко используется в  работе, то остановимся на нем подробнее.

Информация о работе Предмет, метод и принципы таможенного права.