Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России. Способ повышения его эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в работе является изучение проблем экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России, а также способов повышения его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные направления и особенности экономического взаимодействия стран СНГ.
2. Рассмотреть проблемы взаимодействия России со странами Содружества.
3. Сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГ 5
1.1 Взаимные интересы России и стран СНГ 5
1.2 Основные направления взаимодействия стран СНГ 11
2 ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ СО СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА 17
2.1 Проблемы во взаимодействии 17
2.2 Перспективы развития взаимодействия России и государств СНГ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

74674 (1).docx

— 119.74 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран  СНГ и России. Способ повышения  его эффективности

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ    ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  СТРАН СНГ 5

1.1 Взаимные  интересы России и стран СНГ 5

1.2 Основные  направления взаимодействия стран  СНГ 11

2 ПРОБЛЕМЫ  ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ СО  СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА 17

2.1 Проблемы  во взаимодействии 17

2.2 Перспективы  развития взаимодействия России  и  государств СНГ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Экономическое взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств (далее СНГ) обладает существенной спецификой по сравнению с процессами международной экономической интеграции, протекающими в других интеграционных союзах. Эта специфика проистекает из того факта, что эти страны ранее составляли единое государство – Союз Советских Социалистических Республик (далее СССР). Теперь же предпринимаются попытки в совершенно новых условиях и с учетом комплекса связанных с этим противоречий сформировать на новой политической и экономической основе эффективно действующую интеграционную группировку.

Бывшие союзные республики ныне поддерживают политические и экономические отношения в рамках СНГ. Сегодня состав СНГ – это все страны, входившие ранее в СССР, за исключением трёх государств Прибалтики. Латвия, Эстония и Литва нынче ориентируются исключительно на западную модель общественно-экономического и государственно-политического развития, а потому они предпочли не вступать в Содружество.

Распад СССР и образование  СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между независимыми государствами (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот нормативно-правовых актов касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

На фоне мирового финансового  кризиса, значительно ухудшившего  условия развития постсоветских  государств, перед ними с новой  силой встал вызов выстраивания системы стратегического взаимодействия, основанного на цивилизованном прагматизме.

Россия, в свою очередь, также нуждается в формировании широкой зоны интеграции и стабильности в СНГ, преследуя интересы национальной безопасности и сохранения хозяйственной целостности.

Объект исследования в  работе – сотрудничество стран СНГ.

Предмет исследования –  экономическое и таможенное сотрудничество стран СНГ и России.

Целью исследования в работе является изучение проблем экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России, а также способов повышения его эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

1. Изучить основные направления и особенности экономического взаимодействия стран СНГ.

2. Рассмотреть проблемы взаимодействия России со странами Содружества.

3. Сформулировать выводы.

 

 

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ОСОБЕННОСТИ    ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГ

1.1 Взаимные интересы России и стран СНГ

 

Пространство СНГ – один из крупнейших и перспективных мировых рынков, где проживает более 270 млн. человек и производится около 5% глобального ВВП. По хозяйственной значимости оно является третьим после Евросоюза и НАФТА региональное объединение в мире. Геоэкономическая роль СНГ сопоставима с ЕС и НАФТА. На страны Содружества приходится: мировой суши – почти 17%, всех лесонасаждений – 21%, запасов пресной воды – 11%, природного газа и угля – по 30%, нефти -10%, урана – 36%, золота, цинка и свинца – по 20%, никеля, меди, молибдена – по 10-12%. Данная концентрация природных ресурсов обеспечивает колоссальные возможности для будущего развития, поэтому странам СНГ, в том числе и России, по мнению исследователей, необходимо научиться совместно использовать их наиболее рациональным образом1.

На фоне мирового финансового  кризиса, значительно ухудшившего  условия развития постсоветских  государств, перед ними с новой  силой встал вызов выстраивания системы стратегического взаимодействия, основанного на цивилизованном прагматизме. На решение этой крупномасштабной задачи благотворно влияет вступление трех стран – России, Белоруссии и Казахстана – в Таможенный союз (ТС) и единое экономическое пространство (ЕЭП), а также позитивные политические изменения на Украине. Решающая роль в перезагрузке интеграционных процессов в СНГ должна принадлежать Российской Федерации.

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве не ограничивается созданием Таможенного союза и ЕЭП, а состоит в формировании широкой евразийской зоны экономического сотрудничества с участием, СНГ и ЕС, а также с выходом на АТР. Важнейшая задача для достижения этой цели – хозяйственная консолидация постсоветского пространства.

Цели России, по мнениюэкспертов, при сотрудничестве в рамках СНГ2:

  • укрепление геополитических позиций в современном мире;
  • обеспечение доступа к сырьевым ресурсам других стран СНГ (например, 70-100% потребностей РФ в отдельных видах цветных и редкоземельных металлов покрывается за счет поставок из других стран СНГ;
  • сохранение своих позиций на рынках готовой продукции стран СНГ (прежде всего машин и оборудования);
  • СНГ остается полем деятельности российского капитала и его возможной экспансии в перспективе;
  • СНГ имеет важное значение с точки зрения функционирования российской инфраструктуры транспорта и связи;
  • гуманитарные цели – сохранение традиционной свободы передвижения граждан в рамках СНГ сохранение и укрепление общего культурного, образовательного, информационного пространства, предотвращение массовой миграции населения в Россию из других стран СНГ.

Прочие страны СНГ также  заинтересованы в эффективном экономическом  и научно-техническом сотрудничестве с Россией. У них сохраняется  производственно-технологическое единство с промышленным комплексом России, они теснейшим образом связаны с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, высока зависимость этих государств от транзита через территорию РФ. Многие их них заинтересованы в экспорте своей продукции (особенно сельскохозяйственной) в Россию.

Страны СНГ объединяют актуальные задачи коренной модернизации хозяйства и перевода его на инновационный путь развития. По мере решения этих задач экономическая реинтеграция будет объективно возрастать за счет расширения внутриотраслевой торговли и транснациональной деятельности в регионе Содружества3.

Сохраняется и даже растет взаимная значимость стран СНГ как  рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции. Так, доля СНГ в экспорте продукции российской обрабатывающей промышленности выросла с 30% в 2000 году до 55% в настоящее время, в том числе, в СНГ сегодня направляется 75-85% всего российского экспорта наземных транспортных средств, продукции химической и пищевой промышленности, фармацевтики. Благодаря высокой доле продукции обрабатывающей промышленности в поставках отечественных товаров в СНГ, уровень диверсификации российского экспорта в государства Содружества значительно превосходит аналогичный показатель для стран дальнего зарубежья.

Жизнедеятельность и выживание  большого числа отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности стран СНГ также в значительной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке. В Россию направляется около половины всех экспортируемых из СНГ обработанных изделий, в том числе 60-65% машин, оборудования и транспортных средств, что больше, чем десять лет назад.

На российский рынок ориентирована  львиная доля зарубежных поставок готовых промышленных изделий белорусского производства. В 2010 году на РФ приходилось 90% общего экспорта дорожной техники, 50% – тракторов, 70% – грузовых автомобилей, 78% – седельных тягачей, 71% – частей и принадлежностей для автомобилей и транспорта, 86% – двигателей внутреннего сгорания, 77% – холодильных установок, 92% – металлообрабатывающих станков, 93% – трансформаторов электрических, 98% – телевизоров, 73% – обуви, 56% – шин, 78% – мебели.

Не менее сильной является зависимость от российского рынка  украинских обрабатывающих производств. В 2010 г. только по группе железнодорожного оборудования отгрузки из Украины в Россию превысили 2 млрд. долл., или почти 80% всех продаж (прежде всего, железнодорожные грузовые вагоны, части для железнодорожных локомотивов, тепловозы) (данные статистического комитета СНГ).

Сохраняется общая транспортная инфраструктура государств СНГ – транспортные коридоры, сформированные на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являющиеся основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. Страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей.

Растет интенсивность  трудовой миграции в СНГ, которая  сегодня стала одной из ключевых и наиболее динамичных форм взаимодействия национальных хозяйств. Благодаря труду  мигрантов в России создается 3-5% ВВП, тогда как, по данным статистического комитета СНГ, денежные переводы работающих за рубежом соотечественников достигают 50% ВВП Таджикистана, по 30% – Молдавии и Киргизии, около 10% – Армении.

Приоритетность с Содружеством государств во внешней политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья4.

Одним из первых международных  договоров Российской Федерации  в таможенной области явилось  Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах в рамках СНГ от 15 апреля 1994 года, подписанное правительствами всех 12 государств Содружества.

Создав правовую базу многостороннего  сотрудничества, это соглашение содействовало  координации действий таможенных служб Российской Федерации и других государств Содружества по обеспечению соблюдения таможенного законодательства и борьбе с таможенными правонарушениями, а также послужило основой для выработки соответствующих межведомственных актов, направленных на углубление и конкретизацию различных направлений сотрудничества и взаимодействия.

Одна из важнейших задач  таможенных служб государств – членов ЕврАзЭС – обеспечение свободного перемещения товаров по их территориям. В целях облегчения и ускорения процедур, связанных с перемещением товаров, таможенными службами было разработано Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств – членов Евразийского экономического сообщества, которое было принято главами правительств государств – членов ЕврАзЭС 19 мая 2006 года.

Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган – Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.

Итак, наиболее крупной экономикой среди государств СНГ располагает Россия, по объему реального ВВП в 2012 году более чем в десять раз превосходившая двух других крупнейших членов Содружества – Украину и Казахстан. В целом на эти три страны в 2012-м приходилось более 90% совокупного ВВП СНГ, в том числе на Россию – 77%5.

Все страны СНГ в первой десятке лет нового века отличали высокие темпы инфляции, в большинстве из них стабильно превышавшие 10% в год. Они определялись целым рядом факторов: в первую очередь, структурными недостатками экономик этих государств, включая высокий уровень монополизации многих ключевых сегментов их национальных рынков, например, энергоносителей.

 

1.2 Основные направления  взаимодействия стран СНГ

 

1. Взаимная торговля товарами.

За период 1995-2010 гг. стоимостной объем внешнеторгового оборота с третьими странами увеличился примерно в 5 раз по сравнению с партнерами по СНГ – в 2,5 раза. Доля взаимной торговли в совокупном объеме торговли государств Содружества в 2010 г. уменьшилась до 22% (31% в 1995 г.), особенно значительно в импорте (на 11,8 п.п.). В 2010 г. удельный вес взаимной торговли немного вырос (на 0,8 п.п. по сравнению с 2009 г.), что обусловлено более быстрым восстановлением экономики стран СНГ и, прежде всего, крупнейшей страны региона – России по сравнению с европейскими странами и, соответственно, более динамичным увеличением регионального спроса6 (см. таблицу 1).

Таблица 1

Информация о работе Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России. Способ повышения его эффективности