Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России. Способ повышения его эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в работе является изучение проблем экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России, а также способов повышения его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные направления и особенности экономического взаимодействия стран СНГ.
2. Рассмотреть проблемы взаимодействия России со странами Содружества.
3. Сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГ 5
1.1 Взаимные интересы России и стран СНГ 5
1.2 Основные направления взаимодействия стран СНГ 11
2 ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ СО СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА 17
2.1 Проблемы во взаимодействии 17
2.2 Перспективы развития взаимодействия России и государств СНГ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

74674 (1).docx

— 119.74 Кб (Скачать)

Развитие внешней торговли в рамках, созданных на постсоветском пространстве региональных объединений с участием России свидетельствует о сохранении центробежных тенденций. Доля взаимной торговли в общем объеме товарооборота (показатель характеризует степень реального экономического сближения) Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, по сравнению, например, с ЕС-27 (60%) или НАФТА (40%), невелика и имеет тенденцию к снижению: 16,4% в 2000 г. и 11,4% в 2010 г.

Отрицательное влияние на торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ, включая членов региональных объединений, оказывают макроструктурная схожесть народнохозяйственных комплексов, характеризующихся высокой долей сырьевых отраслей и отраслей первичного передела продукции. Топливно-сырьевые товары, преобладающие во взаимной торговле и сильно зависящие от конъюнктуры мировых рынков, не ведут к тесной увязке экономик стран Содружества, не создают достаточных стимулов для дальнейшей интеграции. Кроме того, крупномасштабные закупки товаров в странах дальнего зарубежья, отвечающих потребностям развивающихся экономик, уменьшили возможности налаживания широкого взаимного кооперационного взаимодействия в секторе машин и оборудования, других отраслях глубокой переработки.

В результате по большинству  направлений слабо развивается межгосударственная внутриотраслевая производственно-технологической кооперации, являющаяся основной движущей силой динамичного роста мировой торговли и базовым элементом экономической интеграции. По оценкам, в последние годы доля кооперационных поставок не превышает 6% объема торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами стран СНГ9.

В то же время роль взаимной торговли в восстановлении и модернизации индустриального потенциала Содружества  невелика. Импортные потребности в машиностроительной продукции удовлетворяются в основном за счет стран дальнего зарубежья, в том числе России – на 91% (2010 г.), Молдавии – на 87%, Казахстана – на 75%. Наряду с высокими технико-экономическими характеристиками расширение объемов импорта машин, оборудования и транспортных средств в третьих странах связано с поступлениями прямых иностранных инвестиций, созданием совместных предприятий, получением кредитов, в том числе предполагающих встречные закупки в стране-кредиторе.

Отметим, что межгосударственные договоренности продолжают оказывать большое влияние на развитие торгово-экономических отношений стран СНГ. Об этом свидетельствует использование во взаимной торговле контрактных цен, которые по ряду товаров отличаются от мировых. Например, в 2010 г. Казахстан имел меньшую по сравнению со странами дальнего зарубежья, доходность по поставкам в СНГ руд и концентратов железных, нефти и продуктов ее переработки, природного газа и ферросплавов.

Основная доля суммарного взаимного внешнеторгового оборота  падает на Россию (45% в 2010 г.), а также Украину (22%), Белоруссию (17%) и Казахстан (10,5%); удельный вес остальных стран СНГ сохраняется на низком уровне (Азербайджан – 2%, Киргизия – 1,2%, Молдавия – 0,9%, Таджикистан – 0,8% и Армения – 0,7%)10.

Россия является «центром торговой гравитации» в регионе  СНГ: каждая из стран имеет развитые внешнеторговые отношения с РФ, в то время как двусторонние связи, в том числе между ближайшими соседями, развиты намного слабее. Например, экспорт Украины в нашу страну в 7 раз больше, чем в Белоруссию, экспорт Казахстана в РФ превышает вывоз в соседнюю Киргизию – в 11 раз.

Для отдельных постсоветских  государств значение внешнеэкономических связей с Россией неодинаково. Критически важно – для обеспечения экономического развития Белоруссии: в 2010 г. на долю нашей страны приходилось 46% внешнеторгового оборота РБ. Существенна роль торговли с РФ для Украины (32%), Узбекистана (29%), Киргизии (27%), Таджикистана (25%) и Армении (21%); меньше – для Казахстана (18%), Молдавии (18%) и Азербайджана (7%)11. В 2010 г. Россия занимала первое место во внешней торговле Белоруссии и Украины, второе – Армении и Молдавии, являлась крупнейшим импортером Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

В годы рыночных преобразований российские компании стремились максимально  использовать преимущества продаж на внешнем рынке по мировым ценам (поставки внутри СНГ до недавнего времени осуществлялись по более низким тарифам), а также широкие возможности удовлетворения импортных потребностей в разнообразных качественных товарах инвестиционного и потребительского назначения, включая высокотехнологичную и наукоемкую продукцию.

За общими тенденциями  и показателями развития внешней торговли скрывается резкая их дифференциация по отдельным странам и группам стран. В частности, основное влияние на стоимостные объемы и структуру внешнеторгового оборота СНГ оказывает Россия, на долю которой в 2010 г. падало 71% суммарной стоимости экспорта и 61% импорта. Сильно варьируется динамика внешней торговли: экспорт Азербайджана в 2001-2010 гг. увеличился в 12 раз по сравнению с Таджикистаном – в 1,5 раза. Экспорт на душу населения (2010 г.) Армении был равен 306 долл., Казахстана – 3611 долл., Белоруссии – 2655 долл. В 2010 г. на долю изделий машиностроения приходилось примерно 18% экспорта Белоруссии и Украины, но всего 0,8% Казахстана. Молдавия выступает крупным поставщиком на внешние рынки аграрной продукции (47,5% экспорта в 2010 г.), Армения – металлов и изделий из них (33%). Белоруссия, Киргизия, Молдавия и Украина на протяжении последних лет демонстрируют наибольшую вовлеченность во внутрирегиональные торговые потоки.

 

 

2.2 Перспективы  развития взаимодействия России  и государств СНГ

 

Несмотря на разную обеспеченность природными ресурсами, величину экономического потенциала и внутреннего рынка, страны СНГ, как уже было установлено выше, имеют общие внешнеэкономические проблемы. В числе важнейших – низкая степень диверсификации экспортных поставок и непрогрессивная под углом зрения мирохозяйственных тенденций топливно-сырьевая международная специализация; неконкурентоспособность многих изделий обрабатывающей промышленности; высокая зависимость внешнеторгового оборота от колебаний мировой конъюнктуры; слабое развитие международной производственно-технологической кооперации.

Решение этих проблем предполагает необходимость осуществления продуманной структурной и технологической модернизации экономики; стимулирования притока зарубежных капиталовложений, особенно, в сферу НИОКР и наукоемкие производства; поощрения формирования кооперационных связей со странами – технологическими лидерами; продвижения постсоветских стран по пути объединения рынков и ресурсов, углубление делового взаимодействия.

Решение этих проблем предполагает необходимость осуществления продуманной структурной и технологической модернизации экономики; стимулирования притока зарубежных капиталовложений, особенно, в сферу НИОКР и наукоемкие производства; поощрения формирования кооперационных связей со странами – технологическими лидерами; продвижения постсоветских стран по пути объединения рынков и ресурсов, углубление делового взаимодействия.

Диверсификация экономики  и экспорта позволит обеспечить более устойчивое экономическое развитие стран СНГ, снизить сложившуюся сильную зависимость от неблагоприятных внешних воздействий, глобальных потрясений.

Начиная с конца 2009 года экономическая  конъюнктура в странах СНГ начала постепенно восстанавливаться после кризиса. Этому, прежде всего, способствовало оживление в глобальном хозяйстве, сопровождавшееся повышением мировых цен на основные биржевые товары, позволившее государствам Содружества значительно увеличить свои экспортные поступления. В первом полугодии 2012-го почти все страны показали прирост ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2011-го, при этом более чем у половины участников СНГ он превысил 3-4% в годовом исчислении. Объем промышленного производства в среднем по Содружеству вырос на 2,6%, розничный товарооборот – на 8,3%, экспорт – на 7,2%. По оценкам экспертов, динамика роста экономики стран СНГ могла бы быть и более высокой, однако она сдерживается сохраняющимся на низком уровне инвестиционным спросом. В частности, в крупнейших государствах Содружества – России и Казахстане – темпы прироста инвестиций в основной капитал за январь – июнь 2012 года выросли на 11,6% и 3,1% соответственно.

Наблюдаемое восстановление деловой активности в государствах СНГ дает основания для оптимистичных прогнозов относительно перспектив их экономического развития в ближайшие годы. Согласно оценкам ведущих международных экспертных организаций, в 2013 году ВВП в среднем по странам СНГ вырастет на 3,8%, а в 2014-м – на 4,4%. Указанные прогнозы базируются на предположениях о сохранении высоких мировых цен на сырье и другие биржевые товары, экспорт которых обеспечивает существенную часть доходов государств Содружества, а также о возобновлении притока в них иностранного капитала, который позволит активизировать инвестиционные процессы в их экономиках.

Вместе с тем, очевидно, что долгосрочные перспективы социально-экономического развития государств СНГ в первую очередь будут зависеть не от внешних факторов, а от того, насколько быстро и эффективно им удастся модернизировать свои национальные хозяйства, устранив имеющиеся в них серьезные структурные перекосы и недостатки. Главный из них, общий для всех стран СНГ, – однобокий, недиверсифицированный характер их экономики, основу которой составляет выпуск сырьевой, сельскохозяйственной и иной продукции с низким уровнем обработки и добавленной стоимости.

Доля высокотехнологичных  товаров в структуре производства и экспорта государств Содружества невелика и к тому же имеет тенденцию к сокращению. Так, удельный вес машиностроительной продукции (машин, оборудования и транспортных средств) в общем объеме промышленного производства во всех странах СНГ, за исключением Беларуси, сегодня не превышает 12%, а в восьми государствах – 4%, притом что в развитых странах она составляет, по оценкам ООН, в среднем 37%, а в развивающихся – 20%. Еще ниже доля данной продукции в экспорте республик Содружества, причем во всех из них в 2005-2012 годах она заметно снизилась. Невысока и международная конкурентоспособность выпускаемой техники, вследствие чего основной объем ее внешних поставок странами СНГ приходится на других участников Содружества, а также прочие развивающиеся государства. Так, в 2012 году Беларусь поставляла в республики Содружества 76,6% всей экспортируемой машинно-технической продукции, Украина – 58,7%, Казахстан – 53,8%.

Взаимная торговля традиционно  выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Ее развитию способствуют в первую очередь географическая близость стран, сохраняющиеся еще со времен СССР хозяйственные связи их предприятий, а также налаженные транспортные коридоры для поставок продукции. Взаимный товарооборот в 2000-2011 годах стабильно рос, увеличившись, по данным Исполнительного комитета СНГ, в 4,6 раза до 281,7 млрд.долл. (в 2009-м на фоне кризиса произошло его сокращение). Объемы экспорта государств Содружества в другие страны СНГ выросли в 4,7 раза до 142,5 млрд.долл., импорта – в 4,1 раза до 139,1 млрд.долл. Наиболее крупными участниками внешнеторговых отношений в рамках СНГ выступали Россия, товарооборот которой с государствами Содружества составил в 2011 году 123,2 млрд.долл., или 44% его общего объема, Украина (63,3 млрд.долл.), Беларусь (47,5 млрд.долл.) и Казахстан (32,6 млрд.долл.).

Взаимная торговля играет важную роль в структуре внешнеэкономических связей всех стран СНГ. К числу государств, наиболее интегрированных в систему внешнеторговых отношений на постсоветском пространстве, относятся Беларусь, у которой на страны Содружества в последние годы приходилось порядка 44% всего национального экспорта и 66% импорта, Кыргызстан (51% и 54%), Украина (35% и 43%) и Молдова (43% и 37%). Несколько в меньшей степени вовлечены во взаимную торговлю Азербайджан (14% и 35%) и Казахстан (12% и 46%).

Следует отметить, что сходная  у многих стран СНГ структура национального производства и экспорта, основу которого составляет сырьевая продукция, выступает сдерживающим фактором развития их внешнеторговых отношений. В частности, низкий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспортных поставках большинства государств Содружества объективно сужает возможности для налаживания ими эффективного товарообмена, заставляя их ориентироваться в первую очередь на расширение торговли с третьими странами.

Наиболее заметных успехов  на пути углубления сотрудничества стран-участниц удалось добиться в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), учрежденного в 2000 году Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном. ЕврАзЭС – крупнейшая после СНГ интеграционная группировка на постсоветском пространстве, занимающая более 90% территории бывшего СССР, на которой проживают свыше 180 млн. человек, или 64% численности населения СНГ. Главной целью ЕврАзЭС заявлено создание Единого экономического пространства, в рамках которого обеспечивалось бы функционирование общего рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала государств-участников.

Наконец, настоящим интеграционным прорывом в рамках ЕврАзЭС стало формирование в 2007-2010 годах Таможенного союза трех государств – Беларуси, Казахстана и России (ожидается, что присоединение к ТС остальных государств – членов Сообщества будет происходить по мере готовности их экономик). Окончательно Таможенный союз заработал в июле 2010 года, когда во всех входящих в него странах вступил в силу единый Таможенный кодекс, определяющий порядок и процедуры его функционирования. В соответствии с кодексом в рамках ТС действует единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле участников не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер), а также используется единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Вопросам углубления сотрудничества в инновационном секторе уделяется  первостепенное внимание. В его ускоренном развитии нуждаются все страны – участницы Содружества, серьезно отстающие по фундаментальным показателям финансирования и внедрения инноваций не только от развитых, но и уже от многих развивающихся государств. Так, если в среднем по СНГ затраты государства и частного сектора на исследования и разработки не превышают 1% (только в России указанный параметр составляет 1,16% ВВП), то в США и Германии этот показатель в 2,5 раза, а в Китае в 1,5 раза выше. Как результат, удельный вес инновационной продукции в СНГ находится на уровне 4-5% общего объема ее производства против 30-35% в странах ОЭСР.

Информация о работе Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России. Способ повышения его эффективности