Развитие экспортной деятельности отечественных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, реферат

Описание работы

Развитие экспортной деятельности сегодня имеет большое значение, как для экономики всей страны, так и для экономики отдельного предприятия. Значительна роль таможенных перечислений, полученных от экспорта, в Федеральном бюджете РФ, значительна и экспортная квота в хозяйственной деятельности многих российских предприятий.

Работа содержит 1 файл

Развитие экспортной деятельности отечественных предприятий.doc

— 38.50 Кб (Скачать)
 

Развитие  экспортной деятельности отечественных предприятий 

     Развитие  экспортной деятельности сегодня имеет  большое значение, как для экономики всей страны, так и для экономики отдельного предприятия. Значительна роль таможенных перечислений, полученных от экспорта, в Федеральном бюджете РФ, значительна и экспортная квота в хозяйственной деятельности многих российских предприятий. Однако в связи с вышеперечисленным, исследование факторов развития экспортной деятельности приобретает все большую актуальность и требует постоянного обновления и соответствия всем требованиям современного конкурентного рынка.

     Внешняя среда предприятий, действующих  на международном уровне, существенно  отличается от внешней среды предприятий  осуществляющих деятельность в пределах внутреннего рынка. Причем наиболее важно воздействие факторов международной внешней среды, в которой предстоит функционировать, для экспортоориентированных предприятий или предприятий, рассматривающих экспортную деятельность как одно из приоритетных направлений.

     Предприятие, действующее на международном рынке, испытывает на себе воздействие гораздо большего числа факторов, причем сами факторы и их совокупность может значительно варьироваться в зависимости от страны осуществления внешнеторговой деятельности.

     Обычно выделяют несколько основных факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия на внешнем рынке – культуру, экономику, законодательство и государственное регулирование, политическую обстановку1. При ведении дел за пределами внутреннего рынка соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные конкретные факторы внешнего окружения.

     Под культурными факторами понимаются различия в общепринятых ценностях, обычаях, стиле жизни в различных  странах, различия в общепринятых традициях, национальном менталитете, деловом общении и  деловом протоколе.  

     Также к культурным факторам относят различия в языках, которые могут стать  серьезными барьерами в обмене информацией. Разночтения в восприятии информации на иностранном языке также связаны с дополнительными издержками, которые могут быть значительными.

     При анализе экономических факторов подчеркивается, что предприятия должны изучать и отслеживать основные тенденции, существующие в экономике стран в которых они ведут или намереваются вести дела. Необходимо заранее оценивать возможность воздействия изменений экономической обстановки в стране, с которой ведется торговля, на предприятие.  

     Значительное  влияние на деятельность предприятия  на внешнем рынке оказывают законы и государственное регулирование. Несмотря на всеобщее признание процессов либерализации в международной торговле, большинство стран используют рычаги тарифного и нетарифного законодательного регулирования весьма активно. Если использование тарифных барьеров во всем мире снижается, то увеличение количества и сложности различных нетарифных барьеров и бюрократических процедур становится общемировой тенденцией. Выход на рынки промышленно развитых стран бывает весьма затруднителен для российских предприятий, вследствие воздействия таких препятствий как различные стандарты на готовую продукцию, сертификаты качества, сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты, экологически требования, чересчур щепетильное регулирование ценообразования, с вытекающими отсюда антидемпинговыми расследованиями и применением антидемпинговых пошлин.

     Таким образом, постоянный анализ факторов международной  внешней среды, причем, как в глобальном масштабе, так и в зависимости от конкретной страны осуществления экспортной деятельности представляет собой задачу, весьма актуальную для предприятия.

     Неблагоприятная совокупность факторов международной  внешней среды может ощутимо  ослабить экспортные возможности организации, однако, преимуществом является тот факт, что эта совокупность факторов значительно варьируется в зависимости от страны осуществления торговой деятельности. Поэтому представляется выгодным использование предприятием политики диверсификации экспортных рынков, не только по различным торговым партнерам, но и странам.

     Экспортная  деятельность предприятия, нацеленная не на один, а на несколько зарубежных национальных рынков, представляется более экономически оправданной и подразумевающей большую стабильность. И наоборот, сосредоточение на одном национальном рынке конкретной страны являет собой некоторую угрозу экономической стабильности предприятия, и в первую очередь это относится к экспортоориентированным предприятиям.

     Проводя анализ основных факторов развития экспорта промышленных предприятий, можно выделить ряд факторов, которые являются специфическими именно для российских предприятий-экспортеров:

     • большие  расстояния,  отделяющие  российских  экспортеров  от потенциальных  импортеров;

     • высокие по сравнению с мировыми цены на некоторые основные ресурсы  производства;

     • жесткость российского валютного законодательства;

     • значительное отличие мировой деловой культуры от российской;

     • незнание    сотрудниками    российских    предприятий иностранных языков на уровне, необходимом для поддержания деловых контактов;

     • отсутствие международного опыта у  менеджеров предприятий;

     • отсутствие сложившихся отношений  с местными контрагентами;

     • плохой имидж России и продукции  российских экспортеров в мире;

     • сложные российские климатические  условия;

     • высокая энергоемкость производства продукции2.

     Факторы, которые считаются для России специфическими, действуют также и в других странах. Но в большинстве развитых стран, в выходе на рынки которых российские предприятия особенно заинтересованы, эти факторы действуют значительно слабее. В России же их влияние гораздо более выражено, поскольку количественные отличия принимают качественный характер.

     Проанализированные  материалы позволяют выделить следующие факторы, благоприятствующие экспорту: государственные торговые ярмарки, прямые субсидии экспорта государством, снижение курса национальной валюты, адекватные человеческие ресурсы на предприятии, знание сотрудниками предприятия иностранных языков, значительные затраты на НИОКР и инновации, высокое качество продукции, маркетинговая ориентация экспортера, адекватные навыки персонала, инвестиции в нематериальные активы, поддержка иностранных дилеров, опыт экспортной деятельности, получение образования в вопросах ВЭД, применение новых технологий, значительный профессиональный опыт менеджеров, рекламная деятельность, целеустремленность менеджмента предприятия, точность выбора целевого рынка и сегмента.

     Большинство факторов оказывает влияние на результаты экспорта на протяжении  всего осуществления  экспортной деятельности. Большая  часть  из  описанных  выше  факторов  контролируются предприятием, что может быть использовано для оптимизации экспортной деятельности конкретных предприятий.

     Таким образом, учет и анализ основных факторов, оказывающих воздействие на развитие экспорта, является необходимым условием эффективного развития экспортной деятельности отечественных промышленных предприятий.

Информация о работе Развитие экспортной деятельности отечественных предприятий