Роль и место таможенных органов в формировании доходной части бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3Глава 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет …….5
1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства………………………………………………………………………...5
1.2. Виды таможенных платежей………………………………………………...7
1.3 Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………...17
Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Белгородской таможни………………..…………………………………………………….......20
2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2009– 2011 гг.……………………………………………………………20
2.2 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2010 год……...22
2.3 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2011 год……...25
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ…………………………………………………………………....27
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....34 ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая таможня.docx

— 57.97 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3Глава 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет …….5

1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства………………………………………………………………………...5

1.2. Виды таможенных платежей………………………………………………...7

1.3  Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………...17

Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Белгородской таможни………………..…………………………………………………….......20

2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2009– 2011 гг.……………………………………………………………20

2.2 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2010 год……...22

2.3 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2011 год……...25

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ…………………………………………………………………....27

3.1   Проблемы определения величины таможенных платежей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....34 ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Актуальность  темы. Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения  транспортных средств и товаров  через границу РФ. Это понятие  основано, прежде всего, на правомерном  поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в  деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения  финансовых ресурсов, взимаемых в  области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед  законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной  базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность  системы таможенных платежей состоит  в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную  юридическую природу. Это объясняется  общими функциями и целями использования  названных платежей. Но тем самым  это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного  обложения.

     К системе таможенных платежей отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость  и акциз, взимаемые при ввозе  товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы. Термин «таможенные платежи» является общим для всех видов платежей, перечисленных в ст. 70 Таможенного кодекса ТС.

     Институт  таможенных платежей тесно связан с  понятием таможенно-тарифного регулирования  внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением  таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодатель прямо относит ввозную  и вывозную таможенную пошлину к  мерам таможенно-тарифного регулирования. Контроль за уплатой таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы.

     К таможенным платежам относятся следующие  категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Сегодня таможенные платежи не способствуют в достаточной степени экономическому развитию страны. В условиях меняющейся экономической ситуации и трансформации мирового хозяйства Россия остро нуждается в пересмотре роли таможенных платежей в системе экономических отношений, ее переориентировании с решения чисто фискальных задач на содействие развитию высокотехнологичных отраслей экономики. Требуется разработка мер по предотвращению уклонения от уплаты таможенных платежей.

Проблемы  экономической роли таможенных платежей находятся в фокусе внимания ряда научных исследований: А.А. Артемьева, В.Р. Берника, , Р.А.Шепенко, С.В. Широкова и др.

     Исследователи раскрывают отдельные составляющие назначения, видов таможенных платежей, механизма их взимания. Однако имеющиеся  научные наработки в данной области  весьма противоречивы и не дают должной  аргументации для принятия обоснованных государственных решений. Это касается, прежде всего, исследования сущности таможенных платежей, их роли и места в доходной части федерального бюджета РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет

    1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой   политике государства
 

     Таможенные  платежи занимают особое место в  ряду государственных доходов. История  таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов  взимались пошлины. Памятник древнерусского права «Русская Правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось  таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за торговлю, или пошлина, была законодательно введена  уже в IX в., а «мытник», или сборщик  пошлин, рассматривался в ней как  защитник интересов купцов и их имущества.[18,стр 141].

       Наибольшего развития пошлины  получили во времена татаро-монгольского  ига, когда в русском языке  появилось слово «тамга». В  то время все взимаемые при  продаже товаров на заставах  в городах, селах, слободах, на  рынках сборы получили название  таможенных, а сборы, которые уплачивались  непосредственно на границе, назывались  «большой тамгой». И лишь со  второй половины XVI в. пошлины,  взимаемые на границе, стали  отличать от внутренних пошлин  и записывать в отдельные книги.

     На  протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось  большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства  во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная  монополия внешней торговли сменилась  общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.

     Использование таможенных платежей как инструмента  налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального  соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при  импорте обусловлено, с одной  стороны, проведением политики разумного  протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном  для удовлетворения потребностей внутреннего  рынка количестве. Вместе с тем  таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.

     Таможенные  платежи – это налоги, сборы  и иные обязательные поступления, взимаемые  таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров  и транспортных средств на/с таможенной территории РФ.

     В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом ТС.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Виды таможенных платежей 
 

     В Таможенном кодексе ТС (Статья 70) определены следующие виды таможенных платежей: 1.таможенная пошлина; 2.налог на добавленную стоимость;3.акцизы; 4.таможенные сборы за таможенное оформление; 5.таможенные сборы за хранение товаров;6.таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 7.плата за информирование и консультирование;8.плата за принятие предварительного решения; 9.плата за участие в таможенных аукционах; 10.сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; 11.сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.

     .Все  перечисленные платежи взимаются  российскими таможенными органами  и учреждениями. Это обстоятельство  их объединяет. Платежи различаются  как по юридической природе,  так и по экономическому содержанию.

     Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят: Федеральная  таможенная служба РФ (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Основные функции таможенных органов закреплены в ТК ТС. Одной из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей1.

     Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают  в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости  от перечисленных выше конкретных видов  таможенных платежей.

     Таможенная  пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.

     Классификация таможенных пошлин.

     Прежде  чем приступить непосредственно  к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо  выделяется протекционистская и  фискальная функции.

     Протекционистская функция связана с защитой  национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров  увеличивает стоимость последних  при их реализации на внутреннем рынке  страны-импортера и тем самым  повышает конкурентоспособность аналогичных  товаров, производимых национальной промышленностью  и сельским хозяйством.

     Фискальная  функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть  бюджета страны.

     Фискальная  таможенная пошлина существенно  отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые  не могут обходиться без импортных  товаров. Однако, во многих случаях  таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

     Балансировочная функция - относится к экспортным пошлинам, установленным с целью  предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые  по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически  не применяется).

Итак, таможенные пошлины делятся на:

     1.По  объекту обложения:

*  Импортные  - накладываются на импортные  товары, при выпуске их для  свободного обращения на внутреннем  рынке страны. Являются преобладающими  пошлинами во всех странах. 

* Экспортные - пошлины, которые накладываются  на экспортируемый товар. В  соответствии с нормами ВТО  применяются крайне редко, обычно  в случае больших различий  в уровне внутренних регулируемых  цен и свободных цен мирового  рынка на отдельные товары  и имеют целью сократить экспорт  и пополнить бюджет.

*  Транзитные - пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

          2. По способу взимания:

* Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

* Адвалорные - начисляются в процентах к  таможенной стоимости облагаемых  товаров (например, 15% таможенной  стоимости);

* Специфические  — начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

* Комбинированные  - сочетают оба вида таможенного  обложения (например, 15% от таможенной  стоимости, но не более 20 долларов  за 1 тонну) 1.

Информация о работе Роль и место таможенных органов в формировании доходной части бюджета