Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: определение важности применения нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи:
1 изучить сущность государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь;
2 проанализировать импортную деятельность Республике Беларусь;
3 предложить рекомендации по использованию тарифных и нетарифных методов государственного регулирования импорта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….4
1.Сущность и методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь,
нетарифные методы внешнеэкономической деятельности ………..………....….6
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусью……………………………19
3 Рекомендации по использованию тарифных и нетарифных
методов государственного регулирования импорта……………………….….…25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемых источников…………………………………….……..…...29
Приложение А Нетарифные меры регулирования в Республике Беларусь……30
Приложение Б Структура внешней торговли товарами по видам
экономической деятельности (по основному виду
деятельности экспортера либо импортера) за
январь-май 2012 год, % к итогу……………………..………..….31
Приложение В Данные об импорте основных видов товаров Республики
Беларусь в натуральном выражении и их средних ценах…...…32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ВЭД 26.09.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Высшая школа  управления и бизнеса

 

 

 

Кафедра Международного бизнеса

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Экономика и управление внешнеэкономической деятельности

на тему: Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ВШУБ, 5-й курс, ВВБ-1             Т.А.Савостьянова

 

Руководитель

канд. экон. наук

доцент Г.В.Турбан

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 33 с., 1 рис., 2 табл., 13 источников, 3 прил.

 

ПРОТЕКЦИОНИЗМ, СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Объект  исследования - Республика Беларусь.

Предмет исследования -  нетарифные методы внешнеэкономической деятельности.

Цель работы: определить важность применения нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь.

Методы исследования: системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, экономический анализ, синтез.

Основным источником анализа внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь являются статистическая отчётность, данные журнальных и газетных статей, а также источники сети Интернет.

При выполнении работы использованы такие методы, как системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, экономический анализ, синтез.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                _______________


 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….….4

  1. Сущность и методы государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь,

нетарифные  методы внешнеэкономической деятельности ………..………....….6

2 Анализ внешней торговли Республики Беларусью……………………………19

3 Рекомендации по использованию тарифных и нетарифных

методов государственного регулирования импорта……………………….….…25

Заключение…………………………………………………………………………28

Список используемых источников…………………………………….……..…...29

Приложение А Нетарифные меры регулирования в Республике Беларусь……30

Приложение Б Структура внешней торговли товарами по видам

                          экономической деятельности (по  основному виду

                          деятельности экспортера либо импортера) за

                          январь-май 2012 год, % к итогу……………………..………..….31

Приложение  В Данные об импорте основных видов  товаров Республики

                          Беларусь в натуральном выражении  и их средних ценах…...…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие международных  интеграционных процессов привело  к образованию в последние  десятилетия качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния  внешнеторговых отношений на состояние  национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

Внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности

Развитие внешнеэкономической  деятельности играет особую роль в  современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики республики в мировое хозяйство. Беларусь проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей республикой, так и каждым предприятием в отдельности.

Беларусь имеет экспортно-импортные  связи более чем со 100 странами мира. Основные внешнеторговые партнеры республики —  Россия, Германия, Польша, США, Великобритания и другие.

Сегодня невозможно представить  деятельность ни одного крупного предприятия  без участия его во ВЭД. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

В условиях глобализации мировой экономики, в том числе  торгово-экономических отношений, практика применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, несмотря на декларативную приверженность принципу свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом использовании различных механизмов защиты национальных экономических интересов. Особенно это проявляется в периоды экономических кризисов [1].

Важным фактором для развития конкурентоспособной  экономики государства является импорт товаров и услуг.

Очень часто в последнее время импортную деятельность государства рассматривают в контексте снижения объема импорта в Беларусь, укрепления протекционизма и развития импортозамещения. В данной работе аргументируется актуальность использования нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь (далее – РБ).

Введение пошлин и иных ограничений импорта в  страну для поддержки местного, отечественного производителя в краткосрочной  перспективе,  поддержат местного производителя, позволив ему заработать больше. Но это произойдет благодаря тому, что потребителям выставят более высокую цену за товары и услуги. То есть рост прибыли отечественного производителя будет оплачен ростом издержек отечественного потребителя. Принуждение платить больше, в свою очередь предполагает, что потребитель не сможет «поддержать» своим спросом другие фирмы на рынке, инвестировать свои деньги или превратить их в накопления.

В долгосрочной перспективе протекционизм ослабляет, если не полностью уничтожает, конкурентное давление со стороны мирового рынка. И это не может пройти бесследно для технологического уровня и эффективности работы предприятий. Ограничение конкуренции лишает фирму стимулов улучшать качество товара или услуги и держать цены на достаточно низком уровне. В результате отрасли, находящиеся в своеобразных «тепличных условиях», необратимо деградируют: снижается качество отечественного продукта, а отечественные потребители, лишенные более широкого выбора, сталкиваются с ростом цен.

Следовательно, протекционизм не столько защищает, сколько расслабляет отечественного производителя, снижая его эффективность.

Бережно ограждаемый  бизнес мотивируется к паразитированию  на кошельке потребителей, которые  вынуждены переплачивать за необходимые  товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.

Таким образом, объектом исследования работы является Республика Беларусь.

Предметом исследования являются нетарифные методы регулирования.

Целью работы является: определение важности  применения нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь.

В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи:

1 изучить сущность государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь;

2 проанализировать импортную деятельность Республике Беларусь;

3 предложить рекомендации по использованию тарифных и нетарифных методов государственного регулирования импорта.

Основным источником анализа внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь являются статистическая отчётность, данные журнальных и газетных статей, а также источники сети Интернет.

 

 

1 Сущность и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, нетарифные методы внешнеэкономической деятельности

 

В условиях развития международных экономических отношений  все большую значимость приобретает  оптимальная внешнеэкономическая деятельность каждой страны.

Характер, направленность и эффективность внешнеэкономических связей государства и внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования во многом зависят от внешнеторговой политики.

Внешнеторговая  политика – это комплекс мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры или направления товарных потоков. Стратегической целью внешнеторговой политики является стимулирование позитивных внутренних экономических процессов.

Различают два  основных направления внешнеторговой политики:

– протекционизм;

– политика свободной  торговли («фритредерство»).

Протекционистская политика направлена на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В основе нее лежит предположение, что свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран, а неограниченная конкуренция со стороны более сильных государств может привести к формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары; стремлением к замещению импорта отечественной продукцией; введением запретов и ограничений на внешнеторговые и сопутствующие им операции.

Свободная торговля – это политика, при которой государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя роль основного регулятора рынку. В чистом виде протекционизм и свободная торговля практически не встречаются. Но для различных стадий исторического развития общества характерно тяготение к различным системам внешнеторговой политики [2, с. 6].

Внешнеэкономическая деятельность связана с перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами, что предполагает государственное вмешательство  в эту сферу или, иными словами, активное государственное регулирование.

Государственное регулирование ВЭД представляет собой воздействие административных органов на данный вид предпринимательской  деятельности с помощью экономических, организационных и правовых мер.

Суть проблемы заключается в степени этого воздействия, в наборе его инструментов. Сам по себе такой «набор» определяет характер внешнеэкономической политики государства. Вплоть до конца XVIII в. в экономической теории и практике преобладала политика, получившая название протекционизма, суть которой – увеличение экспорта и всемерное ограничение импорта.

Протекционизм сменился принципом свободной торговли – фритредерством. Его основоположник А. Смит считал, что в интересах  как отдельной страны, так и  всех государств разрешить свободную торговлю. С развитием теории сравнительных издержек (Д. Рикардо) казалось, что принцип свободной торговли должен стать основополагающим при формировании внешнеторговой политики государства. Ведь принцип сравнительных издержек означает, что международное разделение труда проложит себе дорогу без государственного вмешательства и контроля. Потребитель купит товар как можно дешевле независимо от того, где товар произведен. Чтобы не потерять рынок, производители более дорогих товаров снизят издержки или сменят род занятий, а потому товары, услуги, капитал, рабочая сила, свободно передвигаясь из страны в страну, обеспечат процветание всего мира. Теоретически эта мысль правомерна, но, во-первых, не существует идеальной рыночной экономики, в которой безукоризненно действовал бы закон спроса и предложения. Экономические законы отражают лишь основные тенденции развития, но реальный механизм их действия весьма сложен. Во-вторых, мировое хозяйство представляет собой совокупность не одинаково стабильных и гармоничных национальных экономик. Чем более стабильна национальная экономика, чем более совершенны ее внутриотраслевые, межотраслевые и межгосударственные связи, тем в меньшей степени она нуждается в государственном регулировании.

Экономика Республики Беларусь переживает сложный переходящий период, она еще не пропорциональна и нестабильна. В этих условиях ситуация требует, с одной стороны, усиления контроля за репатриацией национального капитала (бессмысленно стимулировать экспорт, если валютные доходы оседают за рубежом и не вкладываются в национальную экономику), а с другой стороны – создания условий для надежного и выгодного помещения иностранной валюты в национальные банки. Для этого государственное регулирование ВЭД должно обеспечить защиту государственных интересов и в то же время не нарушать действия субъектов хозяйственной деятельности как с экономической, так и с правовой точек зрения [3, с. 46-47].

Информация о работе Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь