Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: определение важности применения нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи:
1 изучить сущность государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь;
2 проанализировать импортную деятельность Республике Беларусь;
3 предложить рекомендации по использованию тарифных и нетарифных методов государственного регулирования импорта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….4
1.Сущность и методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь,
нетарифные методы внешнеэкономической деятельности ………..………....….6
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусью……………………………19
3 Рекомендации по использованию тарифных и нетарифных
методов государственного регулирования импорта……………………….….…25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемых источников…………………………………….……..…...29
Приложение А Нетарифные меры регулирования в Республике Беларусь……30
Приложение Б Структура внешней торговли товарами по видам
экономической деятельности (по основному виду
деятельности экспортера либо импортера) за
январь-май 2012 год, % к итогу……………………..………..….31
Приложение В Данные об импорте основных видов товаров Республики
Беларусь в натуральном выражении и их средних ценах…...…32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ВЭД 26.09.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

От того, насколько  эффективна ВЭД государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике. Регулирование ВЭД предполагает использование комплекса экономических и правовых мер. Система государственного регулирования ВЭД каждого государства формируется с учетом целого ряда факторов — экономических, социально-политических, географических и др.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности — система мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики и основанных на использовании экономических (тарифных) и административных (нетарифных) методов.

Экономические методы представляют собой стимулирование или дестимулирование участников внешнеэкономической деятельности осуществлять или воздерживаться от осуществления конкретных операций. Для этой цели используются такие экономические инструменты, как налоги, пошлины, дотации, субсидии, льготное кредитование и страхование, направление из государственного бюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры, проведение исследований в этой сфере. Такие методы являются наиболее действенными и эффективными. Регулирование считается косвенным потому, что государство не запрещает осуществление внешнеэкономических операций, только регулирует уровень их прибыльности и целесообразность осуществления.

Административные  методы основаны на нормативных актах правительства или управленческих решениях. Они включают в себя различного рода запреты и ограничения, квотирование и лицензирование, технические нормы и правила безопасности, антидемпинговые ограничения, «добровольное» самоограничение поставок, обязательную регистрацию контрактов.

Административные  инструменты в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности  экономических механизмов регулирования.

Однако в периоды экономического спада и разбалансированности экономики роль этих инструментов регулирования значительно возрастает.

Методы организационно-правовые, к которым относится и антимонопольное  регулирование, базируются на законодательной  основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции. Тем самым обеспечивается защита интересов производителей и потребителей от ограничительных акций монополий. Главная цель регулирования конкуренции – недопущение монополизации рынка отдельными компаниями [3, с. 47-48].

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь на основании Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Настоящий Закон  определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

- обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

- единства таможенной  территории Республики Беларусь;

- приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- обеспечения  выполнения обязательств, принятых  Республикой Беларусь по международным  договорам, и реализации прав, возникающих из международных  договоров Республики Беларусь;

- применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

- выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами [4].

Внешнеторговая  политика Республики Беларусь осуществляется в целях создания благоприятных  условий для резидентов Республики Беларусь – участников ВЭД, производителей и потребителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.

Республика  Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и нормами международного права может на добровольной основе участвовать в зонах свободной торговли, таможенных союзах, иных межгосударственных образованиях.

Государственное регулирование импортной деятельности осуществляется посредством:

- таможенно-тарифного  регулирования;

- нетарифного  регулирования;

- запретов и  ограничений импорта услуг и  объектов интеллектуальной собственности;

- мер экономического  и административного характера.

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования  ВЭД, применяемая в целях регулирования  импорта и экспорта, с помощью  которой, государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу.

Главным инструментом в руках государства при регулировании  внешней торговли является использование  тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном  законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

В Республике Беларуси Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее – СНГ). Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза а вывоза.

Основные цели таможенного тарифа Республики Беларусь:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РБ;

- защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику.

Ставки ввозных  таможенных пошлин определяются Советом  Министров Республики Беларусь.

Одним из основных видов таможенных платежей являются сборы за таможенное оформление, взимаемые на основании ст. 114 Таможенного кодекса РБ [5].

Таможенные  сборы за таможенное оформление взимаются  в валюте РБ в размере 0,15% таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Кроме того, взимаются таможенные сборы за оказание таможенных услуг.

Использование тарифных методов для регулирования  внешнеэкономической деятельности не всегда позволяет достичь желаемого  результата по защите экономических  интересов государства. Они не направлены на охрану здоровья и жизни людей, животных и растений. Для этих целей используются нетарифные меры регулирования.

При использовании  административных (нетарифных) средств  нарушается рыночный механизм, сокращается  ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

Практически все  промышленно развитые страны применяют  эти нетарифные методы.

В настоящее  время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности.

Нетарифное  регулирование, как правило, применяется  лишь в исключительных случаях, в  основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях  выполнения международных обязательств.

Полномочия по принятию решений  о введении мер нетарифного регулирования  внешней торговли возложены на Комиссию Таможенного союза [6].

Нетарифное  регулирование затрагивает экономические  интересы экспортеров при их выходе на внешние рынки. Незнание нетарифной сферы регулирования зарубежных стран может привести к существенным потерям от нерациональной организации внешнеторговых операций.

Нетарифные  меры регулирования – это меры государственного регулирования (кроме тарифного регулирования), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров и т.д.), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.

В настоящее  время не существует единого понятия и единой классификации мер нетарифного регулирования. К ним относятся сотни различных мер регулирования внешней торговли и порядка перемещения товаров через таможенную границу, причем перечень этих мер продолжает увеличиваться. Ряд методов нетарифного регулирования достаточно четко определен, например, такие как квотирование и лицензирование, технические барьеры в торговле, фитосанитарные меры и др. Другие нетарифные меры не имеют четких правовых определений.

Значение нетарифных барьеров в настоящее время возрастает, прежде всего, по причинам увеличения объема международной торговли, расширения ассортимента товаров на мировом рынке, снижение таможенных пошлин.

Соглашения  по применению различных мер нетарифного  регулирования выработаны в рамках ряда международных организаций – ЮНКТАД, ВТО, Всемирной таможенной организации, Европейской экономической комиссии и др.

По классификации  ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения  подразделяются на пять основных групп:

  • количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;
  • таможенные и административные импортно-экспортные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарную классификацию тарифов;
  • стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарно-ветеринарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;
  • участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля;
  • ограничения, заложенные в механизме платежей: импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов.

Количественные  ограничения импорта и экспорта непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: контингентирование и лицензирование.

Контингентирование представляет собой ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот (контингентов).

Квоты подразделяются на двусторонние и общие (глобальные). Двусторонние квоты устанавливаются  при наличии между двумя странами определенной договоренности и распространяются только на конкретную страну. Глобальные квоты ограничивают размер импорта на определенный период для всех стран.

По срокам действия квоты бывают постоянные, то есть действующие  в течение всего периода времени, на который они установлены и  сезонные, устанавливаемые в зависимости  от периода года.

Основная цель введения импортных квот - защита национальных производителей. Импортные квоты более предпочтительны, чем тарифные ограничения в том плане, что повышения ставок тарифов, как правило, регламентируется международными соглашениями, квоты вводятся по решению органов государственной власти определенной страны. Достаточно часто при распределении импортных квот предпочтение отдается тем, кто берет на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Экспортные квоты устанавливаются, прежде всего, на дефицитные на местном рынке товары.

Контингентирование  реализуется через систему лицензирования.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственными органами и дающее право на импорт определенного количества товаров в страну (импортная лицензия) или экспорт товаров из страны (экспортная лицензия).

В международной  практике различают индивидуальные и генеральные лицензии.

Индивидуальная лицензия - это разовое разрешение на импорт (экспорт) товаров. Она является именной и не может быть передана другой компании. Срок действия такой лицензии по времени ограничен.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, дающее право конкретной фирме на импорт (экспорт) указанных в ней товаров без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По данной лицензии разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо же из всех стран мира.

В особую группу количественных ограничений выделяются «добровольные ограничения экспорта». Еще в конце 50-х годов США начали навязывать азиатским странам соглашение о добровольном ограничении в одностороннем порядке экспорта в США текстиля, а позднее - стального проката и ряда других товаров. С 1969 г. система «добровольных» квот начала действовать на мировом рынке черных металлов, охватив почти 2/3 мирового экспорта этих товаров. Практика свидетельствует о том, что «добровольные» ограничения экспорта отнюдь не являются таковыми. В тоже время в документах международных организаций не прописаны обязанности стран по добровольному ограничению экспорта.

Информация о работе Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь