Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Государственное казенное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Российская таможенная академия» 
Владивостокский филиал
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ   КВАЛИФИКАЦИОННАЯ   РАБОТА 
 
 
 

студента Малкина Николая Сергеевича  

      экономического факультета 

на тему  Исследование роли таможенного регулирования в механизме   
                             государственной поддержки сельского хозяйства 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Руководитель  ВКР 

                        доцент, к.э.н., Андрейчук Е.Л. 

                  « »   2012 г. 
                   

                  «Допустить  к защите»

                  Заведующий  кафедрой 

                        профессор, к.э.н., Шарощенко  И.В. 

                  « »  2012 г. 
                   
                   
                   
                   

Владивосток

2012 г.

Содержание 
 

Введение 

     В новых условиях хозяйствования в  России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.

     Лишенные  единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и  организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

     В последние годы в стране осуществлены меры по формированию многоканальной системы государственной поддержки сельского хозяйства, увеличилось бюджетное финансирование отрасли. Принятые меры, а также улучшение макроэкономической ситуации обеспечили стабилизацию и увеличение производства сельскохозяйственной продукции. Однако достаточных предпосылок для выхода отрасли и социальной сферы села из кризиса еще не создано. Для этого необходимы новые подходы в аграрной политике государства, ориентированные прежде всего на повышение эффективности производства, его конкурентоспособности, рост доходов сельского населения, развитие сельских территорий.

     Необходимо  отметить, что по мимо государственных  мер действующих внутри страны, имеют  место также таможенные меры регулирования  перемещения сельскохозяйственной продукции через таможенную границу Таможенного союза, которые носят значительный характер в обеспеченности отечественных рынков и торговле с зарубежными странами сельскохозяйственной продукцией.

     Тарифные  методы являются основой экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании внешнеэкономической деятельности определила целесообразность их особого рассмотрения в данной дипломной работе, вне связи с другими методами экономического регулирования.

     Тарифное  регулирование направлено преимущественно  на защиту внутреннего рынка от иностранной  конкуренции.

     Тема  данной работы представляется достаточно актуальной, поскольку государственная поддержка является составной частью аграрной политики и позволяет существенным образом смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом. Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.

     Цель  данной работы заключается в рассмотрение роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства.

     Задачей данной работы является:

  • рассмотреть роль агропромышленного комплекса в экономике страны, механизм его регулирования и перспективы развития;
  • проанализировать роль внешней торговли в удовлетворённости потребности страны в сельскохозяйственной продукции;
  • изучить таможенные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции и предложить путь их совершенствования.

     Объектом  исследования является сельское хозяйство.

     Предмет исследования - меры государственного регулирования.

     При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать                        их экономическую природу и выполняемые  ими функции, так как они определяют принципы и методы обоснования пошлин.

     В условиях рыночной экономики и либерализации  внешнеэкономической деятельности таможенные меры стали важнейшим  экономическим регулятором внешнеэкономической  деятельности. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области внешнеэкономической деятельности.

     При написании дипломной работы использовались нормативно-правовые акты, научные  труды российских и зарубежных ученых, статьи периодических изданий, учебники, монографии, статистические ежегодники, данные таможенной статистики внешней торговли, информация            с официальных сайтов сети Интернет.

     Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой в  работе литературы. 
 
 

  1. Сельское  хозяйство в экономике страны
 
     
    1. Роль  агропромышленного  комплекса в экономике  России
 

     Агропромышленный  комплекс является важнейшей составной  частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический  потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

     Агропромышленный  комплекс представляет сложную биоэкономическую         производственную систему. Ее центральное звено – сельскохозяйственное производство, главными ресурсами которого наряду с орудиями труда и трудовыми ресурсами являются земля, климат, погода, составляющие в совокупности биоклиматический потенциал. Поэтому при прогнозировании и планировании развития агропромышленного комплекса следует      исходить       из      взаимодействия       экономических    и      естественно-биологических процессов [3, c. 231].

     Формирование  агропромышленного комплекса базируется на агропромышленной интеграции. Агропромышленный комплекс включает в себя три сферы:

  • первая сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;
  • вторая - сельское и лесное хозяйство;
  • третья - отрасли, занятые доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

     Цель  функционирования агропромышленного комплекса состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.

     Региональные  органы управления агропромышленного комплекса решают проблемы развития в рамках своей территории, особая роль в управлении принадлежит экономическому прогнозированию.

     Характерными  особенностями сельскохозяйственного производства являются:

  • многообразие форм собственности;
  • сезонность сельскохозяйственного производства;
  • влияние природно-климатических условий.

     Большую роль в развитии агропромышленного комплекса играет обоснованная аграрная политика. Аграрная политика предполагает проведение аграрной реформы, нацеленной на преодолние негативных тенденций и обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса, повышение уровня самообеспечения продуктами питания, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и укрепление продовольственной безопасности региона. Достижение поставленных целей предусматривается путем системного реформирования отношений собственности и комплексного проведения преобразований во всех сферах агропромышленного комплекса.

     Главной задачей прогнозирования и планирования развития агропромышленного комплекса являются максимизация объема конечной продукции агропромышленного комплекса и приближение объема и структуры производства продукции к объемам и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции агропромышленного комплекса входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в агропромышленный комплекс, прирост запасов, резервов, экспорт [21, c. 140].

     Продукция поступает потребителю главным  образом через сферу обращения: государственную и кооперативную торговлю, систему общественного питания, колхозный рынок. Часть продукции, минуя сферу обращения, потребляется непосредственно семьями, ведущими личное подсобное хозяйство.

     Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса осуществляется по подкомплексам, которые определены исходя из технологической взаимосвязи по производству конечной продукции. Выделены следующие подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, мясной, молочный и др.

     В действующей практике прогнозирования  и планирования развития агропромышленного комплекса широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой методы.

     Важнейшим звеном агропромышленного комплекса является       сельское хозяйство. Оно занимает особое место не только в агропромышленном комплексе, но и во всем народном хозяйстве.

     Спрос населения на товары народного потребления почти на 75 % покрывается за счет сельского хозяйства. При этом расходы на продукты питания составляют около половины расходов в бюджете средней российской семьи.

     Сельское  хозяйство следует рассматривать  не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания и промышленность сырьем. Не менее значима его стратегическая роль как основного заказчика и потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль в различных отраслях народнохозяйственного комплекса. При этом на предприятиях, работающих на село, как правило, уровень рентабельности значительно выше, чем в сельском хозяйстве. При устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой семь – восемь рабочих других отраслей и зарплатой значительно более высокой, чем в сельском хозяйстве. Именно высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, его платежеспособность, возможность и необходимость приобретать и поглощать материально-технические ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы и т. д.), являющиеся продукцией десятков отраслей, определяет устойчивое развитие всего народнохозяйственного комплекса.

     Грубые  нарушения объективных закономерностей  развития народнохозяйственного комплекса, допущенные в 90-е годы, незамедлительно  проявились в экономике страны. Упадок и разрушение сельскохозяйственного производства как стратегической и важнейшей отрасли привели к кризисному состоянию многих отраслей, к дестабилизации экономики в целом [32, c. 335].

     Как уже отмечалось, состояние сельскохозяйственного  производства определяет продовольственную безопасность государства. При этом экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия выходит за рамки проблем торговли. Многие ведущие страны мира относят этот вопрос к приоритетной, так называемой "высокой политике".

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства