Роль таможенных органов в регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли таможенных органов в регулировании внешней торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)определить роль таможенных органов в регулировании ВЭД;
2)рассмотреть экономические проблемы и перспективы таможни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.3.
Глава 1.Таможенные органы. Общие положения………………………стр.4.
1.1.Понятие и статус таможенных органов…………………...................стр.4.
1.2.Система и виды таможенных органов……………………………….стр.5.
Глава 2.Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ…………………………………………………………………………..стр.8.
2.1. Таможенные органы как органы государственного регулирования и контроля в сфере ВЭД……………………................................................стр.11.
2.2.Анализ внешнеэкономической деятельности России:……………..стр.16.
2.2.1. Анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота РФ……………………………………….....................................................стр.16.
2.2.2.Анализ динамики и структуры валютных операций…..................стр.21.
2.2.3. Обзор проблем по осуществлению внешнеэкономической деятельности в России……………………………………………………стр.24.
Глава 3. Экономические проблемы и перспективы таможни.…………………………...............................................................стр.26.
3.1.Меры для реализации новой таможни………………………………стр.28.
Заключение………………………………………………………………...стр.29.
Список используемой литературы……………………………………….стр.30.

Работа содержит 1 файл

Глава2ап.docx

— 121.50 Кб (Скачать)

Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом  Российской Федерации «О таможенном тарифе», вступившем в действие с 1 июля 1993г.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Вышеуказанным законом определены основные цели таможенного тарифа Российской Федерации:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров на территории РФ;
  • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин определяются правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению  в зависимости от лиц перемещающих товары через таможенную границу.

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин, применяются в отношении  товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприпятствуемой нации. В отношении товаров, происходящих из стран, в отношении которых данный режим не предусмотрен или страна происхождения не установлена, применяются базовые ставки пошлин увеличенные вдвое. В отношении товаров, происходящих из отдельных развивающихся стран и наименее развитых стран, перечни которых утверждены Государственной Думой РФ, применяются базовые ставки пошлин уменьшенные вдвое и нулевые ставки пошлин, соответственно.

В Российской Федерации применяются  следующие виды ставок пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Для оперативного регулирования  ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться, на срок до шести месяцев, сезонные пошлины.

В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут одновременно применятся особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Ставки соответствующих  особых видов пошлин устанавливаются  Правительством РФ по итогам проведенного специального расследования соответствующими государственными органами.

В соответствии со ст.110 Таможенного  кодекса РФ при перемещении товаров  через таможенную границу РФ, и  в других случаях установленных  кодексом помимо пошлин уплачиваются следующие таможенные платежи:

  1. таможенная пошлина;
  2. налог на добавленную стоимость;
  3. акцизы;
  4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ;
  5. сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
  6. таможенные сборы за таможенное оформление;
  7. таможенные сборы за хранение товаров;
  8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
  9. плата за информирование и консультирование;
  10. плата за принятие предварительного решения;
  11. плата за участие в аукционах.

То есть государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности можно осуществлять не только через изменение тарифа по таможенным пошлинам, но и варьируя величиной других налогов и сборов.

Все таможенные платежи должны уплачиваться таможенному органу до, или одновременно, с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации(10 дней с момента уведомления таможенного органа о прибытии груза). В исключительных случаях может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей под залог товара, гарантию банка или третьего лица, или путем внесения причитающихся сумм на депозит. Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом РФ в бесспорном порядке с уплатой пени в размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки. При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей Государственный таможенный комитет вправе принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика, являющееся обязательным для исполнения банками и иными кредитными учреждениями.

В соответствии со ст.117 ТК основой  для начисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Основой для  исчисления НДС является таможенная стоимость товаров, к которой  добавляется таможенная пошлина, а  по акцизным товарам также и сумма  акциза.

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность  мер нетарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного  обложения (действительная величина сумм таможенных платежей) во многом определяются теми правилами, которые устанавливают  порядок исчисления таможенной стоимости  как базы для налогообложения. Так, например, не изменяя уровня ставок таможенных платежей, можно за счет изменения правил определения таможенной стоимости значительно увеличить  или уменьшить их сумму за счет, включения или исключения из налогооблагаемой базы каких-либо дополнительных элементов  затрат.

Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо также для иных таможенных целей, таких как таможенная статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, контроль за эквивалентностью встречных поставок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Определение таможенной стоимости  товаров базируется на специальной, весьма сложной, правовой базе; требует  серьезных экономических знаний, а также знаний в области организации  внешней торговли, перевозок и  страхования товаров.

Порядок определения таможенной стоимости определен Законом  РФ «О таможенном тарифе». Таможенная стоимость заявляется таможенному  органу РФ путем представления декларации таможенной стоимости (ДТС, см.приложние №2). Таможенная стоимость товара определяется заявителем согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законом.

Законом РФ «О таможенном тарифе»  установлено шесть методов определения  таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ:

  1. по цене сделки с ввозимыми товарами;
  2. по цене сделки с идентичными товарами;
  3. по цене сделки с однородными товарами;
  4. метод вычитания стоимости;
  5. метод сложения стоимости;
  6. резервный метод.

Основным методом определения  таможенной стоимости является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами. Если основной метод не может быть использован, применяется последовательно  каждый из методов

К нетарифным средствам и мерам государственного регулирования относится запрещение ввоза(вывоза), эмбарго, лицензирование, квотирование, сертификация и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную границу РФ, а также лицензирование отдельных видов внешнеэкономической деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической безопасности государства, защитой его экономических интересов, защитой жизни и здоровья людей, охраной окружающей среды, охраной культурного достояния народов России и т.д.

В настоящее время для  перемещения через таможенную границу  РФ товаров попадающих под действие нетарифных мер регулирования требуются  разрешения следующих государственных  органов, осуществляющих контроль, за соблюдением нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности:

  1. Министерство торговли РФ – лицензии – на ввоз(вывоз) драгоценных металлов и камней; товаров двойного назначения; шифровальных средств; радиоактивных материалов; ядерных материалов и технологий; озоноразрущающих веществ; продукции военного назначения; опасных отходов; спирта и водки; коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии; информации о недрах; наркотических, ядовитых и сильнодействующих веществ; лекарственных средств и фармацевтических субстанций; диких животных, растений; взрывчатых веществ и пороха.
  2. Центр стандартизации и метрологии – сертификат – контроль за товарами на предмет их соответствия нормам безопасности РФ.
  3. Гос.хлебная инспекция РФ – сертификат – ввоз(вывоз) зерна и продуктов его переработки.
  4. Министерство по атомной энергии – сертификат – ввоз(вывоз) средств перевозки радиоактивных материалов.
  5. Госкомэпиднадзор РФ – сертификат радиационной безопасности на металлолом и строительные материалы.
  6. Служба карантина растений РФ – фитосанитарный сертификат- ввоз(вывоз) продукции растительного происхождения.
  7. Гос.ветеринарный надзор РФ – ветеринарное свидетельство на продукцию животного происхождения.
  8. Министерство культуры РФ – свидетельство – на право вывоза культурных ценностей.
  9. Госсвязьнадзор РФ – ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
  10. Центробанк РФ – лицензии – ввоз(вывоз) памятных монет, на проведение валютных операций и операций связанных с движением капитала.
  11. МВД РФ – разрешение – ввоз(вывоз) гражданского и служебного оружия.
  12. Комиссия по гуманитарной и технической помощи – разрешение – ввоз товаров в качестве гуманитарной помощи.
  13. ФСБ РФ – лицензия – ввоз специальных технических средств.

Мы видим, что нетарифные меры регулирования внешнеэкономической  деятельности охватывают практически  весь спектр товаров, и в осуществлении  контроля задействованы все органы государственной власти отвечающие за безопасность государства и населения. Таможенные органы призваны исключить возможность пересечения таможенной границы РФ без соблюдения соответствующих мер нетарифного регулирования и без наличия разрешений соответствующих государственных органов.

Помимо мер тарифного  и нетарифного регулирования, особое место в системе государственного регулирования  внешнеэкономической  деятельности занимает валютное регулирование. Любое государство стоит на страже валюты и валютных ценностей. Понятие  валютное регулирование означает способ государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е. регламентацию  государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций.

Основным законом в  сфере валютного регулирования  является Закон РФ от 09.10.92г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В нем определены основные понятия, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного  контроля, предусмотрена ответственность  за нарушение валютного законодательства.

Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный контроль по двум направлениям:

  1. контроль за перемещением через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;
  2. контроль за валютными операциями связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст.198ТК Государственный  таможенный комитет РФ является органом  валютного контроля, а иные таможенные органы РФ являются агентами валютного  контроля, подотчетными ГТК РФ.

 

 

2.2.Анализ внешнеэкономической деятельности России.

2.2.1. Анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота Российской Федерации

Анализ динамики и структуры  внешнеторгового оборота РФ включает в себя: анализ структуры экспорта и импорта и анализ динамики экспорта и импорта. Для анализа были выбраны 2008 и 2009 года для более наглядного анализа.

Для данного анализа были выбраны такие методы как: группировка  данных по экспортным и импортным  операциям; сравнение показателей  одной группы по разным периодам; графическое  изображение некоторых операций; расчет относительных величин в  различных периодах. А также использовался  специальный метод такой как, таможенная статистика, который включает в себя ряд показателей.

По данным таможенной статистики внешнеторговый  оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд. долларов США (с  учетом данных о торговле с Республикой  Беларусь) и по сравнению с 2008 годом  уменьшился на 36,2%, в том числе  со странами дальнего зарубежья – 400,5 млрд. долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ – 68,5 млрд. долларов США (снижение на 35,5%).

Сальдо торгового баланса  сложилось положительное в размере 134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд.долларов США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ –  25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.долларов США) ( см. Рис. 3.1.1, Рис. 3.1.2).

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании ВЭД