Роль таможенных платежей доходной части Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 54.45 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 Современное  экономическое   развитие  характеризуется  ярко  выраженной тенденцией интеграции  национальных экономик в межстрановые  региональные  и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию  обширных  зон свободной торговли, к повышению роли  международных соглашений  по  обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает   формироваться   мировой   рынок   с    едиными    правилами, регламентирующими оборот  как материальных  ценностей,  так и финансовых средств.  Национальные  экономики во  всех  странах в определённой  мере становятся  открытыми,  включаются  в мировое   разделение   труда   и   в международную конкуренцию.

Внешние  экономические  связи   стали   объективно   обусловленными   и превратились в важнейший фактор экономического  роста.  Во  многих  странах  именно они определяют состояние  национальной экономики, и эта  тенденция  в перспективе усилится.  В  системе  органов  государственного  управления   внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной  службе  как наиболее динамично   развивающейся,   своевременно   и   качественно   обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом  масштабов внешнеэкономических связей.  Значимость  деятельности  таможенной   системы   обусловлена   тем обстоятельством,   что   самым   стабильным   источником   доходной   части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.  Являясь составным элементом   системы   правоохранительных   органов, таможенная служба вносит значительный вклад и в решение задач по  борьбе  с контрабандой, другими преступлениями, отнесёнными к её  компетенции,  и с нарушениями таможенных правил.  Однако  на  данном  этапе перед таможенными органами   стоят   более масштабные  и ответственные задачи   по   формированию   доходной   части федерального   бюджета,   защите   экономического   суверенитета    страны, обеспечению её экономической безопасности. Успешное   функционирование   таможенной   системы   предполагает    её реструктуризацию,   внедрение   в   практику   деятельности  прогрессивных таможенных  технологий,  реализацию  кадровой  политики,  направленной   на обеспечение  таможенной  службы  высококвалифицированными  специалистами  с глубоким  знанием  экономических  и  правовых   основ   таможенного   дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений. И так, государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), зиждется на двух основах — системе налогов и таможенных платежах.

Глава I. Понятие и виды таможенных платежей

Таможенные платежи —  это денежные средства, взимаемые  таможенными органами с лиц, участвующих  в процессе перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации. Уплата платежей — одно из основных условий операций, связанных с  внешней торговлей.

Внутренняя структура  таможенных платежей состоит из налогов, пошлин, сборов и других видов платежей, взимаемых в связи с совершением  экспортно-импортных операций на основании  действующего законодательства.

Налог в Российской Федерации  — это обязательный и безвозмездный  взнос в федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований или соответствующие  внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиком по ставке, установленной в законодательном  порядке. Основные составляющие любого налога — объект налогообложения, налогооблагаемая база и налоговая ставка.

Объект налогообложения  — это доходы (прибыль), стоимость  определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг). Под налогооблагаемой базой следует понимать сумму, с которой взимаются налоги, а под налоговой ставкой — долю изъятия.

Налоги на юридические  сделки обычно имеют форму пошлины и ложатся не на всех налогоплательщиков, а лишь на тех, кто участвует в подобных сделках.

В юридической литературе различие между пошлиной и сбором однозначно не оговорено. В России разграничение  этих понятий проводится в зависимости  от того, куда поступали уплачиваемые средства. В Таможенном уставе 1906 г. данные термины разъяснились следующим  образом. Если средства поступают в  бюджет, независимо от того, кому они  непосредственно уплачивались (так  называемые фискальные таксы), то такие  платежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации (так  называемые чиновничьи таксы), такой  платеж называли сбором. В настоящее  время это основание разграничения  пошлин и сборов утратило свое значение. Теперь сбором, называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики). Пошлины уплачиваются за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению). Кроме того, пошлины могут взиматься за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к административным (например, за пользование улицей для проведение киносъемок, если это требует проведения специальных мероприятий со стороны государственных органов: ограничение движения)

В законодательстве ФРГ понятие  пошлины шире — это платежи, устанавливаемые  либо в связи с индивидуальным получением выгоды, либо с целью  выравнивания расходов, финансовую ответственность  за которое несет индивид. Иными  словами, пошлина имеет целью  покрытие расходов, связанных не только с конкретным лицом, но и с группой  лиц, к которой принадлежит плательщик пошлины. Взносами в Германии называют близкие к пошлинам платежи членов корпораций публичного права на финансирование нужд объединения. Платежи участников не корпоративных групп отнесены к особым выплатам. Например, в силу традиции регулирование отчислений на социальное страхование относится к налоговому праву. Сборами называются платежи не за оказание услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом.

Другое основание разграничения  понятий пошлин и сборов проводится, например, по законодательству Франции, где пошлина взыскивается без  установления определенного соотношения  со стоимостью оказанных услуг, в  то время как размер сбора корреспондирует стоимости услуги.

Современное законодательство России не проводит четкого разграничения  между понятиями «налог», «сбор», «обязательный платеж», «пошлина», ограничиваясь общей констатацией. Налогового кодекса РФ, в которой указано, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В ч. 2 ст. 8 НК РФ дано определение понятия «сбор. В силу традиции платеж, реально являющийся налогом, может быть назван пошлиной или сбором. Вследствие этого, косвенный налог, уплачиваемый при пересечении товарами таможенной границы государства, традиционно принято называть таможенной пошлиной. Вопреки своему названию таможенная пошлина имеет не пошлинную, а налоговую природу и представляет собой косвенный налог, которым облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, в редких случаях — транзит) товаров.

Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Российской Федерации. Виды таможенных платежей.

 К ним относятся:

-таможенная пошлина;

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы;

-сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

-сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

-таможенные сборы за таможенное оформление;

-таможенные сборы за хранение товаров;

-таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

-плата за информирование и консультирование;

-плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

Наиболее значимые виды таможенных платежей — пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы.

    1. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина — в соответствии с Законом «О таможенном тарифе» — это платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В мировой практике в зависимости  от направленности перемещения товаров  таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах  мира, в том числе и в России, составляют импортные (ввозные) пошлины. Импортные пошлины устанавливаются  на ввозимые в Россию товары и предназначены  для:

— зашиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной  иностранной конкуренции, а также  обеспечение условий для эффективной  интеграции Российской Федерации в  мировую экономику;

— оптимизации соотношения  между экспортом и импортом с  позиций требований платежного и  торгового балансов страны;

— рационализации структуры  ввозимых на территорию России товаров;

— создания условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в Российской Федерации;

— пополнения доходной части  федерального бюджета Российской Федерации. Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются  на товары, произведенные на территории России и вывозимые за её пределы. Экспортные пошлины в основном применяются для:

— ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых  для национальной экономики, для  более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;

— сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной  обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов  высокой степени обработки;

— пополнения доходной части  бюджета страны.

В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются  значительно реже, нежели импортные. В России, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» с 1 апреля 1996 г. отменены вывозные таможенные пошлины на все товары, за исключением нефти и газового конденсата. Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 г. № 17 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации»' в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности утверждены вывозные таможенные пошлины на ряд товаров, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств-участников СНГ, сроком на 6 месяцев. Таким образом позиция России в этом вопросе не является устоявшейся и в большой степени зависит от экономической ситуации, которая остается довольно сложной.

Транзитные пошлины, взимаемые  с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом), могут устанавливаться для:

— регулирования (сдерживания) потоков определенных групп товаров  через территорию страны;

— пополнения государственной  казны.

Транзитные пошлины исторически  использовались в фискальных и политических целях (как средство давления на соседние государства). В настоящее время  транзитные пошлины почти не используются в мире. В России они полностью  отсутствуют.

    1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из основных налогов  в Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» с последующими изменениями и  дополнениями он представляет собой  форму изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства. НДС определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога на добавленную стоимость  внутри страны являются:

а) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических  лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

б) полные товарищества, реализующие  товары (работы, услуги) от своего имени;

в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

г) филиалы, отделения и  другие обособленные подразделения  предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).

Экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации; обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли от налога на добавленную стоимость освобождаются.

НДС облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении  товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Роль таможенных платежей доходной части Федерального бюджета