Санитарно-гигиенический контроль в системе мер нетарифного регулирования ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать санитарно-гигиенический контроль и оценить эффективность его проведения.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
 изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
 определить место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений;
 проанализировать порядок осуществления данного контроля;
 провести анализ внешнеэкономической деятельности;
 определить проблемы и перспективы применения данного вида контроля.

Содержание

Введение
1. Сущность, порядок проведения и элементы санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений
1.1 Элементы и методы нетарифного регулирования ВЭД
1.2 Место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений
1.3 Порядок проведения санитарно-гигиенического контроля
2. Анализ тенденций проведения санитарно-гигиенического контроля
2.1 Динамика импорта товаров, подпадающих под данный вид контроля за период с 2009г. по 2011г.
2.2 Меры, применяемые в рамках санитарно-гигиенического контроля в области защиты населения
3. Проблемы и перспективы применения санитарно-гигиенического контроля в системе регулирования ВЭД
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

К-р Махалин 141 группа.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Квотирование – это количественное ограничение импорта/экспорта с помощью глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, позволяющим достигать взаимовыгодных договоренностей. [18]

Следующая категория административных мер регулирования – экспортный контроль. Федеральный Закон от 18.07.1999 года № 183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле» определяет его как комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента России по представлению Правительства РФ. Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внешней и внутренней политики РФ и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, защиты его политических, экономических и военных интересов.

Технические меры (барьеры) - основаны на соблюдении: национальных требований к техническим характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их соответствия санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, соблюдение прав интеллектуальной собственности.

К техническим и другим специальным требованиям, затрудняющим свободную торговлю между государствами, относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров. [18]

В регулировании поставок импорта широко используются технические меры, т.е. препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и проверке качества, требованиям техники безопасности, санитарно – ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.

Применение технических барьеров вызвано объективными требованиями производства и потребления, в то же время они могут выполнять протекционистскую роль.

Классифицируют несколько групп технических барьеров. Первая группа связана с инспекцией и проверкой качества товаров. Они применимы при поставках транспортных средств, электрооборудования, электрических приборов, приборов и оборудования для пищевой промышленности, фармацевтических, химических и других товаров.

Технические барьеры связаны и с применением по охране окружающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду, и предусматривают тщательную экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и другой продукции, которая может вызвать загрязнение атмосферы.

Следующая группа технических барьеров – введение санитарно – гигиенических норм и требований здравоохранения. Барьеры это группы ставятся на пути импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных продуктов, парфюмерии и других товаров. Особенно жесткие требования предъявляются к ввозу медикаментов.

Санитарно-гигиенические нормы являются едиными для товаров иностранного и национального производства.

 

 

 

2

 



1.2 Место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений

 

 

Санитарно-гигиенический контроль занимает важное место в системе мер нетарифного регулирования, как Российской Федерации, так и Таможенного союза в целом. Комиссией Таможенного союза (далее КТС), в соответствии с п.11 ст.4 ТК ТС, единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, было принято решение от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», основанное на Соглашении между Правительством РФ, Правительством республики Беларусь и Правительством республики Казахстан от 11.12.2009 (ред. от 21.05.2010) «Таможенного союза по санитарным мерам», которое в свою очередь играет важную роль в системе нетарифных ограничений и проведении санитарно-гигиенического контроля. [2, 5]

Данным решением КТС утвердила:

                        Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (Приложение № 1);

                        Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (Приложение № 2);

                        Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) (Приложение № 3);

                        Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (Приложение № 4). [5]

Таким образом, регулирующий орган таможенного союза закрепил Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в Приложении № 2 к решению КТС от 28 мая 2010 года № 299. Отсюда следует, что данные требования к санитарно-гигиеническому контролю установлены на международном уровне (Республикой Беларусь, Казахстан и РФ) и обязательны для выполнения государствами-участниками Таможенного союза.

Единые санитарные требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза.

Подконтрольные товары - товары, химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для человека, пищевые продукты, материалы и изделия, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, подлежащие государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. [2]

Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств-членов таможенного союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.

За нарушение Единых санитарных требований виновные лица несут ответственность в соответствии с национальным законодательством государств-членов таможенного союза.

Проведение санитарно-гигиенического контроля позволит обеспечить ввоз на таможенную территорию таможенного союза безопасных для потребителей товаров, соответствующих необходимым требованиям и техническим условиям, а также не допустит вывоз продукции сомнительного качества, в части касающейся товаров, в отношении которых установлены такие требования (подконтрольных товаров).

 

 

2

 



1.3 Порядок проведения санитарно-гигиенического контроля

 

 

На основании Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», РосПотребНадзор РФ ввел в качестве формы согласования производства, внедрения и применения продукции, потенциально опасной для здоровья человека, гигиенический сертификат на продукцию. В целях предупреждения неблагоприятного влияния на здоровье человека факторов, связанных с производством и применением в народном хозяйстве и быту продукции, потенциально опасной для здоровья человека. [11]

Гигиенический сертификат служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий.

Гигиенические сертификаты обязательны для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки и утилизации.

Выдача гигиенических сертификатов осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно – эпидемиологической службы РФ на этапе оформления контрактов (договоров) при закупке за рубежом новой продукции.

При выдаче гигиенического сертификата на импортируемую продукцию предъявляются требования санитарного законодательства, действующие на территории РФ, если иное не определено международным договором (соглашением).

Решением КТС от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» утверждены Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) (Приложение № 3). [5]

Таким образом, на территории таможенного союза действует Единая форма свидетельства о государственной регистрации.

Действия для целей получения документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, осуществляются уполномоченными органами государств – членов таможенного союза по заявлениям индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (заявителей) за их счет. В России таким органом является РосПотребНадзор РФ, порядок получения документа, подтверждающего безопасность продукции, определен Решением КТС от 28 мая 2010 г. № 299.

Срок оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, не может превышать 30 календарных дней с момента обращения заявителя.

Данный документ выдается на основании оценки сертификата безопасности страны – поставщика, выданного уполномоченным на то органом, и (или) результатов исследований продукции, проведенных в РФ.

Документ, подтверждающий безопасность продукции действителен на всей территории таможенного союза. [5]

Отбор проб (образцов) подконтрольных товаров, изготовленных на таможенной территории таможенного союза, для лабораторных исследований (испытаний) осуществляется лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) государств-членов таможенного союза и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, в количестве, необходимом для проведения исследований, и оформляется актом отбора.

Пробы (образцы) подконтрольных товаров, изготавливаемых вне таможенной территории таможенного союза, для целей оформления свидетельства о государственной регистрации предоставляются с сопроводительным письмом изготовителя (производителя).

Лабораторные исследования подконтрольных товаров для целей оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, проводятся лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) государств-членов таможенного союз и внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, в целях установления безопасности подконтрольных товаров в соответствии с Едиными санитарными требованиями. [7]

Уполномоченные органы государств-членов таможенного союза информируют друг друга о применяемых для оценки методиках проведения исследований (испытаний) и вновь введенных методиках, применяемых для оценки подконтрольных товаров. Т.е. существует обмен информацией, взаимодействие, а это должно положительно сказаться на развитии внешнеторговых отношений.

На основании результатов проведенных исследований (испытаний) оформляется протокол исследований (испытаний). Протокол исследований (испытаний) - документ, содержащий необходимые сведения об исследованиях (испытаниях) подконтрольного товара, применяемых методиках, средствах и условиях исследований (испытаний), их результатах, оформленный в установленном порядке. [2]

Решение о выдаче документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, принимается уполномоченными органами на основании положительных результатов экспертизы представленной документации и результатов лабораторных исследований (испытаний) подконтрольных товаров.

Ответственность за достоверность документов, предоставляемых для целей выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), несет заявитель.

Не допускается требование документов, не предусмотренных Решением КТС от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе».

Таким образом, на сегодняшний день для прохождения санитарно-гигиенического контроля необходимо предоставить в таможенный орган свидетельство о государственной регистрации единой формы, утвержденной решением КТС № 299.  Для получения данного документа, подтверждающего безопасность перемещаемых товаров, необходимо обратиться и предоставить необходимый перечень документов в уполномоченный орган государства - члена таможенного союза. В России данным видом деятельности занимается РосПотребНадзор РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Перечень необходимых документов представлен в решении КТС № 299.

Информация о работе Санитарно-гигиенический контроль в системе мер нетарифного регулирования ВЭД